От 16 и старше. Зачем подросткам права
Депутат Государственной думы предложил выдавать водительское удостоверение 16-летним подросткам...
Читать в полной версии
«Аварийность понизится, так как к 18 годам люди накопят опыт вождения».
«Вопрос о том, стоит ли разрешать сопровождение несовершеннолетних иностранцам, мы не обсуждали. Но я бы этого не делал, так как подобная норма затруднит прохождение законопроекта», - пояснил законодатель.В первую очередь депутат КПРФ апеллирует к жителям сельской местности. По мнению политика, именно им водительские права в 16 лет будут нужнее всего. «Для многих ребят на селе чем раньше ты реально сядешь за руль автомобиля, тем раньше ты начнешь помогать семье, работая самостоятельно, - объяснил автор законопроекта. – Думаю, что норма будет востребованной, так как даже в сопровождении взрослого поездить легально – это удовольствие».Рассуждая об аварийности, Смолин обращает внимание на то, что в настоящее время 18-летним водителям банально не хватает опыта. «Думаю, что аварийность понизится, так как к 18 годам люди накопят опыт вождения в реальных условиях, - утверждает депутат. – Самое главное – настоящее вождение, а не площадка или заучивание теории. И ездить такие водители будут в сопровождении взрослых – скорее всего, родителей, старших братьев и, может быть, дедов. Мы полагаем, что в такой ситуации они получат несравненно больше опыта, а когда они станут самостоятельными водителями, ошибок на дороге станет несравненно меньше».С такой постановкой вопроса не согласен психолог, бизнес-тренер и имиджмейкер Александр Кичаев. «Люди, не достигшие зрелого возраста, всегда более эмоциональны из-за гормональных всплесков и отсутствия рациональности при оценке рисков в проблемных ситуациях, - заявил специалист в интервью Autonews.ru. – Это период самоутверждения, когда смелостью и риском хочется доказать себе и приятелям, что ты крут, ты уже как взрослый и имеешь право на уважение и признание. Подросток в силу отсутствия житейского и водительского опыта, а также неустойчивой психики, может в экстремальной ситуации либо впасть в ступор, либо, наоборот, в истерику и отреагировать неадекватно. И то, и другое чревато серьезными рисками для него и для других участников движения».Если поправки примут, то новая норма распространится на категории A, B и B1.
Уровень аварийности среди молодых водителей высок: только в 2013 году по вине таких автомобилистов произошло почти 32 тыс. ДТП. По сравнению с 2011 годом число аварий, спровоцированных неопытными водителями, увеличилось на 23%, а количество погибших и раненых – на 8 процентов. Автора готовящегося законопроекта это не останавливает. «Гормональные всплески и прочие атрибуты эмоциональной неуравновешенности бывают не только в 16 лет, но и в 18, и в 20 с лишним», - считает Смолин. На вопрос о том, почему идея понизить возраст выдачи водительских удостоверений возникла именно сейчас, депутат отвечает, что это получилось случайно. «Интернет мне случайно напомнил, что в Советском Союзе эта практика существовала, а в Германии существует и сейчас», - признался представитель фракции КПРФ. При этом Смолин не уточнил, что по-настоящему управлять автомобилем в Германии можно не с 16, а с 17 лет. «Все равно это несовершеннолетний водитель», - ответил депутат на вопрос о корректности сравнения.«В Германии и США тинэйджеры более законопослушны. В отличие от России, в этих странах они более ориентированы на нормы общества и критерии социального одобрения, - утверждает психолог Александр Кичаев. – Вместе с тем, представители так называемой цветной части населения, наоборот, более девиантны и независимы от требований закона и общественной морали. Их поведение на дороге будет вызывающим и провокационным. Поэтому подростков России можно назвать золотой серединой между свободой и приверженностью правилам».Вопрос о том, придется ли 17-летним водителям сдавать новый экзамен при достижении совершеннолетия, пока открыт: автор инициативы назвал это темой для дальнейших дискуссий. «Все основные экзамены будут сдаваться как обычно, а если потребуются дополнительные, вроде вождения в реальной дорожной ситуации, то тем, кто год или полтора уже поездил со взрослым сопровождающим, сдать такой экзамен будет легче», - рассуждает депутат.«Все наказания распространяются на взрослого сопровождающего в полном объеме».
Зато в ситуации со штрафниками Олег Смолин уже все решил: по мнению парламентария, все наказания за возможные нарушения ПДД должен нести исключительно сопровождающий, пусть даже этот человек вообще не садится за руль. «У меня спрашивают, не превратится ли это в помощь пьяным папам. Я отвечаю: если пьяный папа хочет лишиться прав, то он может попробовать. С моей точки зрения, все наказания распространяются на взрослого сопровождающего в полном объеме, - объясняет член комитета по образованию. – Наказания для несовершеннолетних водителей – это вопрос для обсуждения. Теоретически их можно лишать юношеских прав. Но я убежден, что главная ответственность должна быть на взрослых».Если поправки в закон будут приняты, новая норма распространится на категории A, B и B1 – то есть на легковые автомобили, квадроциклы и мотоциклы. В случае с последними сопровождающим придется сидеть в коляске – в интервью Autonews.ru Смолин открыто подтвердил это требование. «На грузовики и автобусы идея распространена не будет», - уточнил законодатель.В настоящий момент готового документа с поправками в закон «О безопасности дорожного движения» не существует – зампредседателя комитета по образованию продолжает работу над проектом и пытается привлечь соавторов. «Я обсуждал это только с предполагаемыми соавторами. Их имен я пока не назову, скажу только после того, как они поставят свои подписи», - заявил Смолин. Ни комитет по транспорту, ни комитет по образованию в консультациях не участвовали.Смолин рассчитывает подготовить документ к рассмотрению в Госдуме в декабре 2014 года. В дальнейшем «все будет зависеть от того, как пойдет парламентская процедура». «У нас законы принимают в зависимости от позиции правительства и администрации президента, - рассуждает депутат. – Закон можно принять за три дня - точно также законопроект может три года пролежать в профильном комитете».Антон ПогорельскийФото: Kuzmafoto / Depositphotos