«Не звонит и не отвлекается на девушек». Зачем нужны автопилоты
Система автономного управления, разрабатывают которую сразу несколько крупных автокомпаний по всему миру, уже очень близка к тому, чтобы появиться на серийных машинах. Однако на текущий момент у автопилота есть немало проблем, которые могут поставить крест на его перспективах. Так, полностью доверить управление машине большинство автолюбителей пока не готовы: по данным исследовательской компании Deloitte, в Европе пользоваться автопилотом планируют только 47% процентов водителей. В США показатели еще ниже: согласно опросу компании Navigant Research, всего 32% американцев готовы купить машину с системой автономного управления, а 25% опрошенных вообще убеждены, что никогда в жизни не сядут в такой автомобиль. И напрасно: по словам разработчиков, автопилоты будут водить куда лучше, чем любой даже самый опытный водитель. Несмотря на то, что испытания систем автономного управления проводятся по всему миру довольно давно, на сегодняшний день зафиксирована только одна авария с участием подобного автомобиля. Более того, в момент того знаменитого ДТП за рулем находился человек, взявший управление на себя. «Я считаю, что наша система автономного управления лучше контролирует машину, чем большинство водителей», - с таким громким заявлением выступил глава отделения Audi по технологиям и коммуникациям Стефан Мозер в интервью изданию «Сaradvice». Свою позицию он объяснил тем, что в случае с автопилотом отсутствует человеческий фактор: «Автопилот не разговаривает по телефону, не отвлекается на пассажира или девушку на обочине». И с этим сложно не согласиться: например, в России, согласно статистике ГИБДД, подавляющее большинство аварий (88,6%) происходит именно по вине водителей. И только 11,4% - из-за пешеходов, плохих дорог, неисправностей и других факторов. Разработкой автопилота занимаются практически все ведущие автокомпании. Помимо Audi, определенные наработки в этом направлении есть у Volvo, Lexus, BMW, Volkswagen, Renault, Ford, Nissan, Mercedes-Benz, Cadillac, Toyota, Honda и Tesla. Из неавтомобильной среды над автономным управлением работают специалисты из Google и китайская Baidu. Созданием автопилота занимаются и российские ученые. Компания RoboCV из Сколково представила систему X-MOTION. Российский автопилот основан на технологии так называемого «компьютерного зрения»: автоматика может не только «видеть» окружающую обстановку, но и принимать решения по оптимизации маршрута.
«Концепция, которую воплощает в жизнь RoboCV, на удивление проста. Ведь что делает водитель во время управления машиной? Смотрит по сторонам, думает, жмет на педаль или крутит руль. X-MOTION работает точно так же», - поясняют в компании. Причем, технология уже успешно внедряется на производствах и используется в промзонах. Ограничение для автономной техники только одно – не выезжать на дороги общего пользования. Принцип работы автопилотов у большинства разработчиков схож. Это набор датчиков, распознающих дорожную обстановку, и некая программа, в которую занесен алгоритм действий в той или иной ситуации. В будущем планируется также оснастить автомобили системой коммуникации, с помощью которых они будут «видеть» друг друга и обмениваться информацией. Некоторые компании уже выводят тестовые автономные автомобили на дороги общего пользования. Самый масштабный испытательный проект задумали в Volvo. Первые машины с автопилотом выехали на улицы города Гетеборга в Швеции еще в апреле этого года. На конечных стадиях испытаний число машин с автопилотом на улицах города достигнет сотни. Самым грандиозным оказался проект Mercedes. Немцы представили автопилот не на роскошном седане и не компактном сити-каре, а на грузовике. Предполагается, что автономный тягач сможет самостоятельно передвигаться по трассам, развивая скорость до 85 километров в час.
Разные автопроизводители заявляют срок выхода готового продукта на 2016 – 2020 годы. Но значительно отсрочить массовую продажу таких машин может отсутствие регулирующего законодательства. Первый в мире свод ПДД для автомобилей-беспилотников утвердили в Калифорнии. Однако он касается исключительно процесса испытаний новой системы. Основной пункт правил гласит, что тест-пилот должен обязательно находиться на водительском месте и в любой момент должен иметь возможность взять управление на себя. Испытателю запрещено спать в машине, а также читать во время движения или пить кофе.
Тем временем спецслужбы США высказали обеспокоенность тем, что при массовом внедрении автопилоты облегчат жизнь не только обычным водителям, но и преступникам и террористам. В ведомстве отмечают, что из беспилотных автомобилей преступникам будет легче отстреливаться во время погони. Очевидно, что чем ближе автопилот будет к серийному производству, тем больше будет вестись споров о его целесообразности и безопасности. Но ясно одно: ждать осталось совсем не долго. Софья Клейменова Фото: BMW