«Будут злоупотреблять – увеличим штрафы». Что ждет нарушителей
Полицейские смогут обходиться без понятых при медосвидетельствовании, но лишатся права снимать номера...
Читать в полной версии
«Поправки носят технический характер, ничего нового не вводится».
В настоящее время номера могут снять за езду без прав, тонировку лобового стекла и еще за некоторые правонарушения. Закон продолжит действовать еще как минимум несколько недель. «Проект принят Госдумой в третьем чтении, дальше его ждет Совет Федерации и подпись президента. Это большой законопроект, автолюбителей касается лишь тысячная его часть», - отметил Лысаков. Спрогнозировать возможную дату вступления в силу документа депутат отказался.На вопрос о том, не приведет ли нововведение к увеличению нарушений, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству ответил: «Действительно, в основном людей беспокоил не штраф за тонировку, а снятие номеров. Теперь некоторые говорят: «Ура, буду ездить с тонировкой». Если количество таких нарушителей увеличится, мы поднимем штрафы. По умолчанию мы оставили их прежними. Обязательно изучим статистику и все проанализируем, чтобы принять взвешенное решение». Вторым моментов, который касается автомобилистов, стало уточнение пункта 2 статьи 12.2 КоАП. В данный момент статья звучит так: «Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев».Добавляется всего одно слово: вместе с «материалами» в кодексе появятся «устройства». Вызвано это историей оспаривания штрафов за нечитаемые номера. «Мы меняем формулировку, так как некоторым ловким адвокатам удавалось оправдать своих клиентов в суде, доказав, что приспособления, механизмы и инструменты отсутствовали в КоАП, - объяснил Лысаков. – Существующая формулировка оставляла некую лазейку – сейчас мы ее прерываем».«В основном людей беспокоил не штраф за тонировку, а снятие номеров».
В первую очередь речь идет об управляемых водителем «шторках»: по сигналу из салона такая «шторка» может выехать и закрыть несколько символов на номерном знаке. Назвать ее «материалом» действительно нельзя, зато под определение «устройства» она подпадает идеально. «Закрывать номера было запрещено и раньше. Мы просто уточнили формулировку, чтобы нарушители не уходили от ответственности и не смогли спрятать свой номерной знак», - заключил Лысаков.Наконец, законопроект разрешит сотрудникам полиции проводить освидетельствование на алкоголь без участия понятых. Живых свидетелей сможет заменить видеокамера. «Хочу подчеркнуть: это не отмена института понятых как такового, - рассказал Лысаков. – Это поправка для исключительных случаев, когда понятых просто невозможно найти – к примеру, ночью или на пустой дороге. Допускается, что в случае необходимости применяется система видеофиксации всех действий должностных лиц. К тому же, автовладельцы тоже имеют право фиксировать общение с инспектором на видео – это давно разрешено». «Сама поправка была вызвана тем, что в силу погодных и географических условий в некоторых случаях найти понятых физически невозможно – при этом законы все равно надо соблюсти, - добавил депутат. – Были случаи, когда на судебное заседание приводили липовых понятых, известны и другие случаи фальсификации. Теперь же можно будет объективно зафиксировать происходящее».«В судах отсутствие понятых не останавливает рассмотрение дела».
«На данном этапе я против, - отреагировал на последнее предложение председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. – Записи часто пропадают, а у нас нет правила, при котором обвиняемый автоматически становится невиновным при исчезновении видео. Понятые должны остаться, чтобы при необходимости была возможность их опросить. Хотя зачастую в наших судах даже фактическое отсутствие понятых не останавливает рассмотрение дела – у нас в стране все зависит от правоприменителей закона».Сейчас говорить о поправках как о свершившеся факте еще рано: законопроект может отклонить Совет Федерации или не подписать президент. Тем не менее, сама законотворческая работа официально закончена: комитет по конституционному законодательству и государственному строительству счел документ полностью готовым. Автолюбителям остается ждать, что ответит на предложения Госдумы верхняя палата.Антон ПогорельскийФото: Zamir Usmanov / Russian Look