Статьи,
22 апр 2010, 09:00
Каждый второй россиянин ездит на автохламе
Российская программа утилизации за два месяца уже практически закончилась – настолько активно россияне хотят избавиться от своих старых автомобилей. Между тем потенциал программы в России огромен: здесь каждый второй автомобиль старше десяти лет...
Читать в полной версии
Российский парк легковых автомобилей, который по европейским меркам и так находится в преклонном возрасте, все время стареет. Виной тому – почти двукратное падение продаж новых автомобилей, причем примерно половина из проданных в 2009 году автомобилей сразу получали год возраста, так как компании распродавали стоки 2008 года выпуска. Между тем более половины машин, которые колесят по российским дорогам, старше десяти лет и формально подлежат утилизации. Начавшаяся в России утилизационная программа призвана создать полноценную систему утилизации автохлама, чтобы при условии восстановления и дальнейшего роста автомобильных продаж российский автопарк помолодел до показателей развитых стран. Средний возраст легковых автомобилей в нашей стране на начало 2010 года составил 12,9 года согласно данным агентства “Автостат”. Годом ранее этот показатель был на уровне 12 лет, причем по итогам 2008 года благодаря
буму рынка новых иномарок российский автопарк несколько помолодел – с 12,7 года. В целом по сравнению с большинством развитых стран мира автомобильный парк в России достаточно стар. Для сравнения, средний возраст легковых автомобилей в Европе составляет примерно 8,5 лет, а в США – 9,2 года. Как отмечают эксперты, более половины (51,4%) автомобилей, эксплуатирующихся сейчас на территории России, имеют возраст старше десяти лет, тогда как в Европе таких машин менее трети (32,4%). На долю свежих автомобилей (до пяти лет) в нашей стране приходится чуть более четверти парка (28%), а в Европе этот сегмент занимает почти 35%. При этом почти четверть российского автопарка (23,3%) – вообще старше двадцати лет от роду. Правда, в это число входят и “мертвые души” – совсем старые машины, которые, скорее всего, уже практически не эксплуатируются, но по-прежнему стоят на учете в ГИБДД России.
По данным агентства “Автостат”Кстати, наиболее возрастной парк сосредоточен на Дальнем Востоке (17,7 года), в Сибири (15,2 года) и в Калининградской области, где средний возраст машин составляет 19 лет. По словам экспертов, это объясняется тотальным доминированием на местных авторынках подержанных иномарок. А самые молодые парки – в Татарстане (9,1 года), Пермском крае (9,3 года) и Москве (9,8 года), где прирост парка происходит в основном за счет новых машин. Несмотря на падение российского авторынка, в количественном выражении парк легковых автомобилей в 2009 году увеличился. Правда, его прирост по сравнению с предыдущими годами серьезно замедлился – до 3,3%. По состоянию на начало 2010 года в России числилось немногим более 33 млн легковых автомобилей – это пятый показатель в Европе после Германии, Италии, Франции и Великобритании. Стоит отметить, что прирост российского автопарка в прошлом году обеспечили исключительно иномарки, которые увеличили свою долю свыше чем на 2%, до 36,4%. Их парк вырос более чем на 1 млн единиц, до 12 млн машин, причем наибольший прирост – на 27% – показали иномарки российского производства. В то же время количество автомобилей отечественных марок практически не изменилось и составляет 21 миллион штук. Так, крупнейший среди марок парк
автомобилей Lada
в прошлом году продолжил сокращаться – его доля снизилась с 42,5% до 40,8%. А сильнее всего (на 9,3% в 2009 году) уменьшается парк автомобилей “Москвич”, который является наиболее старым в России.Между тем в концепции “Автопром-2020” прогнозируется, что через десять лет российский парк легковых автомобилей может достигнуть отметки в 52 млн единиц. Иными словами, количество машин в нашей стране вырастет более чем в 1,5 раза. Изменится и возрастная структура парка, который должен заметно помолодеть. Согласно концепции развития автопрома России, в 2020 году автомобили возрастом до шести лет будут составлять половину российского автопарка. На машины до 12 лет придутся 30%, остальные автомобили будут старше этого возраста.
По данным агентства “Автостат”Залогом столь бурного роста и омоложения автопарка должна стать низкая автомобилизация в нашей стране. Так, согласно данным агентства “Автостат”, по состоянию на начало 2010 года средний показатель обеспеченности автомобилями в России составил 233 машины на 1000 жителей. Иными словами, на автомобиле ездит почти каждый четвертый россиянин. А ведь еще в 1997 году этот показатель равнялся 118 автомобилям и с тех пор неуклонно увеличивался. Между тем по автомобилизации населения Россия серьезно отстает от стран Западной Европы, где на 1000 жителей приходится 508 автомобилей. По сравнению с Японией наша страна проигрывает еще больше – в Стране восходящего солнца показатель автомобилизации составляет 540 машин на 1000 жителей. А лучше всех обеспечены автомобилями американцы – в США на 1000 человек приходится 776 машин с учетом вездесущих американских пикапов.Правда, россиянам не достичь таких показателей и через десять лет. Согласно концепции “Автопром-2020”, к обозначенному году автомобилизация в нашей стране составит 363 машины на 1000 жителей. То есть владеть автомобилем будет каждый третий житель России. Любопытно, что один из самых низких показателей по обеспеченности автомобилями в Китае – всего 26 машин. Неслучайно эта страна с миллиардным населением в условиях экономической стабильности и роста благосостояния населения стала мировым лидером по продажам автомобилей.
Александр Чупров