Получить права скоро станет невозможно
Автошколы доучивают тех, кто записался в группы до 11 августа, и планируют закрыться в ближайшее время...
Читать в полной версии
«Самый сложный момент для столичных автошкол - наличие площадки».
«Некоторые смогли только начать процесс согласований с ГИБДД. Самый сложный момент для столичных автошкол - наличие площадки определенного размера: 24 сотки. Также она должна быть асфальтирована, с освещением, оборудована водоотводами и прочими техническими вещами», - рассказала корреспонденту Autonews.ru Елена Зайцева. Наличие площадки, по ее словам, появилось только в печатной версии документа - до этого автошколы не знали, что им предстоит искать землю. «Сложно не найти саму площадку, а ее оформить. Это может занять месяцы или годы. Ни одна автошкола, насколько я знаю, еще никаких согласований из ГАИ не получила. Массово автошколы уже перестали работать. Не работают даже те, у кого есть свои площадки. Директор одной из питерских автошкол 15 августа подала заявление в ГАИ на получение лицензии и до сих пор не получила ответа. В Санкт-Петербурге с землей попроще, но там не более 15% автошкол могут соответствовать требованиям по площадке. Совместные площадки могли бы решить вопрос, но автошколы загнаны в угол: на одной площадке могут заниматься не более 2-3 автошкол, а аренда площадки стоит около 400 000 рублей в месяц. Только из-за этого обучение подорожает на 10-15 тысяч, не говоря об увеличении количества часов и перечня оборудования в классе», - пояснила Зайцева.«Когда автошколы говорят, что на них новые правила свалились внезапно, они лукавят».
Минобрнауки придерживается другого мнения. Чиновники считают, что у автошкол было достаточно времени для подготовки к новым правилам. «Когда автошколы говорят, что на них новые правила свалились внезапно, они лукавят. Проект закона обсуждался полгода, если не больше. У них было время подготовиться, внести изменения. Мы разрабатывали новые правила и стандарты вместе с ГИБДД и Минтрансом. Сотрудники ГИБДД сейчас ездят по автошколам, инспектируют их. По непонятной причине именно автошколам Москвы сложнее всего перейти на новые правила», - рассказали корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе Минобрнауки.Представители ведомства пояснили, что новые правила стали строже, потому что появились стандарты профессии. «Цель — уменьшить травматизм и количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах нашей страны», - говорят в министерстве.СправкаВ новых программах прописаны требования к материально-технической базе автошколы: автомобилям, учебным классам и площадкам. Также впервые в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Обязательный базовый модуль обучения включает 84 часа лекций о законодательстве в сфере безопасности дорожного движения и оказании первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты (например, как избегать конфликтов на дороге). Если раньше для категории В отводилось 156 часов (106 – теория и 50 – практика), то теперь - 190 часов (130 - теория, 56 - практика и 4 – экзамен). Впервые в программы обучения включена обязательная проверка полученных знаний. То есть, внутренний экзамен. Для получения прав на мопед потребуется потратить 122 часа (100 часов - теория, 18 часов - практика и 4 часа – экзамен). Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Сдав экзамен на АКПП, водители получат соответствующую отметку в правах и не смогут управлять машиной на «механике».
По информации Ассоциации автошкол, сейчас людям учиться негде. «Мы написали в Минобрнауки о переходном периоде. Да, проект обсуждался, но в него вносились изменения, кто будет под неутвержденный документ подводить базу, а вдруг его примут через год-два? Странное поведение наблюдается со стороны ГАИ. Если школа в Москве, а площадка в Подмосковье, они говорят: «Мы ее не примем». Никак это не обосновывая, хотя достаточно открыто на совещания добавляют, что все будет решаться в индивидуальном порядке», - говорит Зайцева. «Наша школа сейчас работает, но мы доучиваем людей, которых приняли до 11 августа. По новой программе нам нужно разрешение ГИБДД, а получить его мы не можем, потому что нет площадки в 0,24 га. Хотя, по моему мнению, она вообще не нужна. Ни в одной стране мира экзамен на площадке не принимается – такое есть только в России. Когда приходят люди, мы говорим им правду — не можем никого взять, потому что это будет обман», - рассказал корреспонденту Autonews.ru преподаватель теории и вождения одной из московских автошкол Андрей Шор.«Если школы массово закроются, на улице останутся сотни преподавателей».
По его словам, есть претензии и к обучающей части новых правил - к приравниванию получения прав к профессии. «Пенсионерка пришла научиться ездить на дачу, а ей говорят: «Вы должны получить профессию». Когда она сдает экзамен, на нем должна присутствовать экзаменационная комиссия, в которой будет работодатель, но при чем тут он? Человек не собирался устраиваться на работу. Речь идет об экзамене на категорию B. Одно дело разделить ее на «любителя» и «профессионала», но теперь будем учить только на профессию. Единственное, что хорошо, - увеличение количества часов вождения. Если же школы массово закроются, на улице останутся сотни преподавателей», - считает инструктор.В сложностях, которые возникли у автошкол из-за новых правил, некоторые участники рынка усматривают ущемление прав малого бизнеса. Как заявил корреспонденту Autonews.ru председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев, создание новых правил — передел рынка, который запланирован для того, чтобы оставить только крупных игроков. «В настоящее время в связи с принятием приказа 11 августа практически все автошколы приостановил работу. В Москве ни одна школа не получила акт на работу, хотя заявки подали 20 автошкол. Все думали, что реформа будет направлена на улучшение качества подготовки водителей, но пока мы видим только имущественные требования. Это и площадка, и новый персонал — специалисты, которых у нас даже в стране не готовят», - резюмировал Лобарев.