Купить автомобиль в кредит становится сложнее
В России растет число рисковых кредитов, в связи с чем банки повышают ставки и ужесточают условия выдачи денег...
Читать в полной версии
В 2013 году каждая вторая машина в России покупалась в кредит.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2013 г. каждая вторая машина в России покупалась в кредит. С 2011 по 2013 гг. доля автокредитов в общей массе кредитов выросла с 29,34% до 44,1% соответственно. Если два-три года назад средний возраст человека, бравшего автокредит, составлял 30 лет (именно по этим людям сейчас считается просрочка), то в прошлом году автокредиты брали россияне постарше - средний возраст 45 лет. Коллекторские агентства при этом говорят о большом росте неплатежей. По данным, опубликованным на сайте компании «Секвойя кредит консолидейшн», объем просроченной задолженности по автокредитам за прошлый год вырос на треть и достиг 54 млрд рублей. На 2014 г. компания прогнозирует просрочку до 80 млрд рублей. «Та картину, которую мы сейчас наблюдаем с просрочкой, – результат выданных 1-1,5 года назад автокредитов, в период активного кредитования населения», - обясняет корреспонденту Autonews.ru вице-президент и начальник дирекции потребительского кредитования «Кредит Европа Банк» Ильсур Гибадуллин. По его словам, на ситуацию с автокредитованием сейчас влияет еще и то, что происходит в экономической и политической сфере в России. «За автокредитом обращаются клиенты, у которых уже есть 2-3 действующих кредита в разных банках».
«Причин роста просрочки по автокредитам несколько. Во-первых, это связано с ростом закредитованности населения, то есть все чаще в банки обращаются клиенты, у которых уже есть действующих 2-3 кредита в разных банках. Люди не смогли правильно и своевременно рассчитать свои финансовые возможности. Во-вторых, это связано с финансовым положением нашего населения. Его доходы почти не растут на фоне роста инфляции. Ситуация с просрочкой вряд ли изменится кардинальным образом в ближайшее время. Негативные тенденции появились еще в прошлом году, поэтому многие банки предприняли необходимые в таких случаях меры. К этим мерам относятся увеличение процента отказов (банки внимательнее проверяют клиентов), повышение первоначального взноса за автомобиль, повышение ставок», - говорит Гибадуллин.По регионам страны ситуация одинакова примерно везде. Традиционно банки выдают кредиты по определенным финансовым моделям, с прогнозами на будущее. По данным НБКИ, в 2011-2013 годах без просрочки обслуживали 95% автокредитов. Соответственно, вероятная просрочка в этот период рассчитывалась на уровне, не превышающем 5%, но на сегодняшний день она составляет 8%, что, по банковским меркам, считается очень негативным результатом.Средняя сумма передаваемого коллекторам долга по автокредитам составляет 550 тысяч рублей.
За последние два года банки стали активнее сотрудничать с коллекторами, пытаясь взыскать долги. В первом квартале 2013 года объем «плохих» автокредитов, сданных коллекторам, составил 20,2 млрд руб., что на 70% больше по сравнению с 2012 годом (5,7 млрд рублей). Средняя сумма передаваемого коллекторам долга по автокредитам составляет 550 тысяч рублей.Тревожнее всего сейчас себя чувствуют банки, которые выдают кредиты на автомобили без партнерских соглашений с крупными дистрибьюторами. Финансовые организации, работающие в паре с автокомпаниями, получают от последних денежные вливания, которые обычно перекрывают мелкие убытки. Вместе с тем небольшое падение уровня автокредитования наблюдают и такие банки.«По сравнению с прошлым годом число автомобилей, купленных в кредит, снизилось примерно с 52% до 44%. Рост и спад автокредитования сильно зависит от программ, которые предлагает дистрибьютор. Если их нет, то доля продаж по кредитам ниже. За апрель и май автокредиты упали по рынку в среднем на 10%. Это связано с психологическим фактором», - говорит источник Autonews.ru из одной из крупнейших в России компаний-дистрибьюторов автомобилей.Люди боятся экономического кризиса и ждут возобновления госпрограммы льготного автокредитования.
В первую очередь, люди боятся экономического кризиса, во-вторых - ждут возобновления госпрограммы льготного автокредитования. «Это влияет на все бренды. Если программа есть, люди доверяют кредитам, потому что государство в них вкладывается. В целом, по автокредитам со стороны дистрибьюторов серьезного спада отмечено не было. Скорее, отсутствие роста и стагнация. В июле мы точно ждем улучшения, так как начинаются новые дистрибьюторские программы. На август придется пик продаж, поэтому со стороны автокомпаний прогнозируется рост по автокредитам», - отмечает источник Autonews.ru.Сильное влияние на автокредитование оказывает степень информированности населения – в первую очередь, реклама. Последнее изменение в данном аспекте произошло 22 июня, когда вступили в силу изменения в закон о рекламе. Теперь продвигать кредитную программу может только финансовая организация, то есть банк. При этом программы по кредитам есть у всех автопроизводителей, некоторые из которых предлагают даже ставку в 0%, если первоначальный взнос составляет 50%. Но в среднем по рынку годовая ставка спецпрограмм составляет 10%.«Процентные ставки от автокомпаний не выросли, но в целом по рынку в банках они растут. Дружественным банкам идут вливания от дистрибьюторов, поэтому они повышать ставки не будут. А просто банки уже и так перегружены должниками по потребительским кредитам, поэтому растет число отказов, растут тарифы. Единственное, чего точно ждать не нужно, - это падения ставок по автокредитам», - говорит источник Autonews.ru.Если клиент «плохой», банк забирает автомобиль через суд.
Не сильно беспокоит партнеров и вопрос невозврата по автомобильному кредиту. Объясняется это тем, что кредитная машина, как правило, находится в залоге у банка. И если клиент «плохой» (банкротный), то банк забирает автомобиль через суд. При этом дилерский центр самостоятельно принимает решение по утверждению кредитных программ, предложенных банком-партнером.Подтянуть позиции рынка автокредитования может государственная льготная программа, решение по которой обсуждается в профильных министерствах с начала года. По мнению ряда экспертов, без этой программы в ближайшие месяцы банки начнут чаще отказывать клиентам, и особенно это коснется граждан с плохой кредитной историей. На даже если льготную программу кредитования не вернут, гарантами станут топ-7 банков России, которые не намерены отказываться от настолько популярной услуги.Екатерина Рзянина