Дело молодых: как устроен гоночный бизнес
- International Formula Master: ЛУКойл
- Формула-Renault 3.5: Термософт, Баон, МРО «Техинком», СИБУР Холдинг, «Норильский никель», МЕТАЛЛСЕРВИС, КМП групп, РМД-Медиа, SBS, ИЛАН, СМП Рейсинг, «Лудинг», ЛУКойл, Газпромнефть*, Газпромнефть - смазочные материалы, госкорпорация Ростех, Газпромбанк
- GP2: РЖД, Газпромбанк, Газпромнефть, «Лудинг»
- Auto GP: ЛУКойл
- Формула-2: ЛУКойл, Лудинг
- Формула-3000: ЛУКойл
* - Курсивом выделены компании, принадлежащие государству Первое правило: молодежные гоночные серии существуют не для зрителей. Во время соревнований на трибунах обычно сидят друзья и родственники пилотов, а болельщики почти не смотрят телетрансляции. Несмотря на невысокий зрительский интерес, юниорские гоночные серии - это бизнес, в котором вращаются миллионы долларов, а топливом для всего действа служит желание тысяч подростков пробиться в Формулу-1. Такие чемпионаты нужны пилотам и всем, кто хочет на них заработать.
Спортивная составляющая выглядит следующим образом. Успешный картингист, зачастую школьник, принимает решение идти в Формулу-1. Для этого пилоту нужно преодолеть несколько молодежных чемпионатов, в идеале - выиграть все, в которых стартовал. Тогда, если боссов больших команд из Королевских гонок впечатлит талант новичка, они возьмут его к себе в коллектив. Чтобы лучше подготовиться к повышенным нагрузкам Формулы-1, рекомендуется пройти как можно больше промежуточных ступеней: успехи в различных классах продемонстрируют способность спортсмена адаптироваться к новой технике, а обилие проведенных гонок в юниорских категориях выделит новобранца на фоне менее опытных товарищей. Бизнес-модель устроена иначе. Для развития карьеры каждому пилоту необходимы спонсоры: без щедрых вливаний со стороны мало кто позволит себе тратить сотни тысяч долларов на регулярное обслуживание гоночных машин. Исключение составляют разве что наследники королевских семей и дети олигархов - за них платят родители. За счет спонсоров существуют гоночные команды с профессиональными инженерами и механиками: коллективы заключают контракты с гонщиками только за предоплату.
- Виктор Маслов: 3 сезона, 32 гонки, 0 очков
- Виталий Петров: 4 сезона, 91 гонка, 196 очков, 6 побед, вице-чемпион 2009 года
- Михаил Алешин: 2 сезона, 14 гонок, 3 очка
- Артем Маркелов: 1 сезон, 8 гонок, 0 очков
- Даниил Мове: 7 сезонов, 109 гонок, 159 очков
- Михаил Алешин: 7 сезонов, 103 гонки, 379 очков, 4 победы, чемпион 2010 года
- Сергей Афанасьев: 1 сезон, 6 гонок, 0 очков
- Антон Небылицкий: 4 сезона, 57 гонок, 54 очка
- Николай Марценко: 3 сезона, 38 гонок, 69 очков
- Сергей Сироткин: 3 сезона, 24 гонки, 86 очков
- Роман Мавланов: 1 сезон, 7 гонок, 0 очков
- 2005 GP2, Формула-Renault 3.5, 3000 Pro Series, Итальянская Формула-3000, A1 Grand Prix
- 2006 GP2, Формула-Renault 3.5, F3000 International Masters, Евросерия 3000, A1 Grand Prix
- 2007 GP2, Формула-Renault 3.5, International Formula Master, Евросерия 3000, A1 Grand Prix
- 2008 GP2, Формула-Renault 3.5, International Formula Master, Евросерия 3000, A1 Grand Prix, Формула-Суперлига
- 2009 GP2, Формула-Renault 3.5, International Formula Master, Евросерия 3000, A1 Grand Prix, Формула-Суперлига, Формула-2
- 2010 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, Формула-Суперлига, Формула-2, GP3
- 2011 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, Формула-Суперлига, Формула-2, GP3
- 2012 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, Формула-2, GP3
- 2013 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, GP3
- 2014 GP2, Формула-Renault 3.5, Auto GP, GP3
Ударив по чемпионатам, кризис попал и по гонщикам: теперь юниорам без связей стало практически нереально пробиться в высшую лигу автоспорта - с низших ступеней исчезли независимые спонсоры. Исключение в виде щедрых вложений Red Bull только подтверждает правило: серьезным компаниям больше не интересен автоспорт. Лояльность сохранили только спонсоры, связанные с родителями пилотов или правительственными кругами разных стран - так в профессиональные чемпионаты хлынули сыновья бывших гонщиков вкупе с представителями разнообразных автократий, не жалеющих деньги на спортивный пиар. Венесуэла, Колумбия, Россия и другие страны, предоставляющие политической верхушке неограниченный доступ к государственной казне, делегировали в некогда престижные чемпионаты пилотов не самого высокого уровня. За таких «атлетов» команды требовали больше денег: одно дело взять в коллектив спортсмена на перспективу, и совсем другое - отдать машину человеку, способному разбивать по болиду на каждом этапе.
Ставки повысились и вытеснили оставшихся в игре хороших пилотов: система пожрала саму себя. В нынешнем пелотоне GP2 эксперты выделают всего четырех гонщиков, которые теоретически способны дорасти до Формулы-1 - в былые времена их было два десятка. В Формуле-Renault 3.5 талантливые пилоты сохранились, но их становится меньше с каждой гонкой: вместо 26 участников прошлого сезона на старт дебютного этапа-2014 вышел уже 21 человек. К заездам на Moscow Raceway пелотон недосчитался еще нескольких гонщиков. Среди выбывших - красноярец Николай Марценко. Компания ИЛАН, спонсировавшая россиянина, перекрыла финансирование в середине сезона. Российские организации, спонсорские логотипы которых присутствуют на автомобилях молодежных гоночных серий в 2014 году (по состоянию на июнь): 1. СМП Рейсинг - компания аффилирована с СМП Банком братьев Ротенбергов. Директор компании Дмитрий Саморуков является совладельцем СМП Банка. 2. Национальный институт авиационных технологий - государственный научно-исследовательский институт под управлением Олега Сироткина - отца гонщика Сергея Сироткина, выступающего в Формуле-Renault 3.5. * - Источники финансирования для пилота самой дорогой молодежной серии в мире GP2 Артема Маркелова не афишируются. Всего три года назад по сценарию современной Формулы-Renault 3.5 развалилась Формула-Суперлига: участников становилось меньше и меньше, пока число желающих потратить деньги на гонки с открытыми колесами не упало до нуля. Годом ранее аналогичная судьба постигла Кубок наций A1 Grand Prix.
Дополнительное давление на Мировую серию Renault оказывает разрушительная политика FIA: в данный момент федерация активно возрождает менее быструю и более дешевую категорию «Формула-3». Поддержка FIA и низкий ценник привлекает в этот класс спортсменов, которые в прошлом предпочли бы Формулу-Renault 3.5.
Впрочем, не все так грустно. Умирание формульных чемпионатов способно оздоровить европейский гоночный рынок: если GP2 лишится конкурентов, серия сможет обрести статус единственной кузницы кадров для Формулы-1, что заметно упростит выбор пилотов для команд из Больших призов. Правда, выбирать придется не лучшего из быстрейших, а быстрейшего из богатых - останавливать нашествие медленных, но обеспеченных пилотов никто не собирается. И пока места в чемпионских командах занимают гонщики, которые не способны хотя бы раз финишировать в десятке, молодежные чемпионаты будут укреплять репутацию оторванного от реальности увеселения для богатых. Что касается Формулы-Renault 3.5, то ближайший этап на автодроме Moscow Raceway вполне может оказаться последней гонкой этой серии на территории России. Так что если вы хотели увидеть, как молодые и горячие спортсмены выносят друг друга с трассы в отчаянной борьбе за внимание «формульных» начальников, то сейчас самое время: второго шанса может не быть. Николай Григорьев