Кто тянет рынок автомобилей на дно
Взяв паузу на пару месяцев, по итогам апреля российский рынок вновь повалился. Но только если считать АвтоВАЗ...
Читать в полной версии
Без учета российских марок падение рынка окажется в рамках статистической погрешности.
Цифры тревожные, однако для большинства иностранных компаний дела идут не так уж и плохо. Главными неудачниками начала года стали российские автозаводы. Без учета «российской тройки» - «АвтоВАЗа», ГАЗа и УАЗа – падение за четыре месяца находится в рамках статистической погрешности - всего 0,4% (667 556 проданных автомобилей). Именно российские марки тянут рынок на дно.Снижение спроса на отечественных производителей было ожидаемо. Некоторое время компании держались на плаву благодаря тотальным распродажам своих машин. C появлением на рынке бюджетных иномарок российские концерны лишились своего главного козыря – низкого ценника: практически все автолюбители теперь отдают предпочтение зарубежным машинам. Истерзанная старыми врагами Lada не заметила, как вырастила нового конкурента у себя под боком. Главный хит начала этого года – Nissan Almera - собирается на мощностях «АвтоВАЗа», и теперь, по всей видимости, имеет все шансы стать новым символом Тольятти. Благодаря новинке, Nissan прекрасно пережил смутное время, увеличив свои продажи почти на треть. Появление в мае сверхангажированного нового Qashqai и вовсе может вывести компанию в главные фавориты российского автомобильного рынка.Характерно, что в лидерах рынка по динамике продаж, в основном, одни японцы. Так, уверенный рост показывают Toyota и Mazda. Они используют те же схемы, что и Nissan: особой популярностью в России по-прежнему пользуются дешевые седаны и внедорожники всех размеров: Highlander, обновленный Land Cruiser Prado, новые версии RAV4, а также Corolla у Toyota , «трешка» и CX-7 – у Mazda. По словам специалиста по связям с общественностью «тТойота Мотор рус» Натальи Астафьевой, дела у компании на данный момент идут так хорошо, что у компании уже сейчас нет стоков 2103 года. Lada не заметила, как вырастила нового конкурента у себя под боком.
Предсказуемо неплохо чувствуют себя премиальные производители: россияне считают покупку дорогих авто отличной инвестицией при нестабильной экономической ситуации. В лидерах продаж - Mercedes-Benz, который реализовал за четыре месяца 12165 автомобилей (+22% по сравнению с предыдущим годом): «Успешное выступление Mercedes-Benz на российском рынке это долгосрочная тенденция, которая наблюдается уже на протяжении 4 - 5 лет. Наша компания обладает самой широкой модельной гаммой в премиум сегменте», - считает руководитель отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц рус» Андрей Родионов. Особым спросом пользуется линейка компактных авто концерна.Несмотря на отдельные светлые пятна, общая ситуация остается достаточно сложной: cитуация в российской экономике меняется непредсказуемо – слишком много непрогнозирумых факторов. Особым спросом пользуется линейка компактного премиума.
Автопроизводители и дилеры лихорадочно ищут пути к стабилизации бизнеса. Традиционная палочка-выручалочка начала года в виде распродаж машин прошлого модельного года скоро перестанет приносить дивиденды, надо искать другие пути оживления продаж. Восстановить объемы продаж автомобилей в России могла бы помочь программа автомобильного кредитования, которая достаточно долго двигала рынок вперед , но была остановлена в конце 2013 года. Дилеры уже не раз просили вернуть механизм в рабочее состояние, распространив на модели среднего ценового сегмента.На прошлой неделе Минпромторг заявил о невозможности восстановления госпрограммы, а министр Денис Мантуров посоветовал автопроизводителям самим активнее работать с банками, чтобы те давали покупателям российских машин кредиты на выгодных условиях, однако затем стало известно, что то же ведомство все же разработает и представит в правительство РФ предложения о необходимости продления программы льготного автокредитования – произойдет это во второй половине года.В любом случае, от поддержки государства, если таковая будет, больше выиграют российские производства иностранных компаний, тогда как отечественные автозаводы ждут непростые времена – они не заметили, как оказались ненужными у себя на родине.