Не в фокусе: Ford сокращает и оптимизирует
На заводе во Всеволожске сократят 700 рабочих, и это не единственная антикризисная мера Ford Sollers...
Читать в полной версии
Ford Sollers выпускает автомобили в России на трех производственных площадках – в Елабуге, Всеволожске и Набережных Челнах. На заводе в Елабуге собирают Transit, Kuga, S-MAX, Galaxy, Explorer, Edge и Turneo Custom. Во Всеволожске компания производит Focus и Mondeo – здесь же планируют выпускать обновленные модели в следующем году. На площадке в Набережных Челнах, которая недавно была существенно модернизирована, уже приступили к тестовой сборке компактного кроссовера EcoSport.
На всех предприятиях СП Ford Sollers будет введен односменный режим работы (до последнего времени заводы работали в две, частично в три смены). Помимо этого, на заводе во Всеволожске - единственном, на котором пройдут сокращения, - будут объявлены дополнительные дни простоя: с 7 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня. Таким образом, завод встанет почти на два месяца. Это время сотрудники, тем не менее, будут получать зарплату, но в размере 2/3 от своего оклада.Программа по оптимизации затрат также предполагает существенное снижение расходов на операционную деятельность, как на всех производственных предприятиях, так и в офисах Ford Sollers, добавляют в компании, не уточняя масштабов и деталей этого снижения.Помимо девальвации рубля, в Ford Sollers объясняют предпринятые меры замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей, а также значительным падением спроса на автомобили С-сегмента (это Ford Focus, VW Golf, Opel Astra и другие).Рынок начал проседать задолго до событий в Крыму и даже до резкого падения рубля в начале 2014 г., подтверждает источник Autonews.ru в автомобильной отрасли, отмечая, что и евро, и доллар росли на протяжении всего прошлого года. Тогда же продемонстрировал значительное снижение С-сегмент – в частности, покупатели переориентировались на более доступный B-класс (Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo седан и другие).Для Ford Sollers, более 50% от общего объема продаж которого составляет модель С-сегмента Ford Focus, это стало серьезным ударом, а в ответ предложить оказалось нечего: Ford Fiesta давно не продается в России. В связи с этим у Ford большие планы на EcoSport – компактный кроссовер на базе Fiesta, сборка которого уже началась
на заводе в Набережных Челнах.Ford стал не первым автомобильным предприятием с производством на территории в России, объявившим о сокращениях – ранее стало известно, что АвтоВАЗ проведет оптимизацию сходных масштабов. «Сокращения во Всеволожске – это проблема не Ford, а всего европейского сегмента на рынке. Ford Sollers, несмотря на американские корни Ford, в экономическом смысле для России тот же европеец и получает комплектующие для своих массовых моделей (Focus, Mondeo) из Испании и Бельгии. А значит, также зависит от курса рубля-евро, как и традиционные европейские бренды, - отмечает другой источник Autonews.ru на рынке. – То есть, в ближайшее время стоит ждать аналогичных заявлений по жесткой оптимизации расходов и от других компаний на российском рынке».Сейчас авторынок России, упавший за февраль, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, всего на 2%, в некоторой степени поддерживают опасения потребителей, связанные с продолжающейся лихорадкой на валютном рынке и прогнозами по резкому подорожанию автомобилей. «Люди выходят из кэша и покупают автомобили сейчас, пока рубль стоит хоть что-то, а цены на машины не взлетели. Но все, кто хотел приобрести автомобиль, сделают это в первом полугодии, поэтому во второй половине 2014-го рынок ждет резкое падение, возможно, на 15-20% при пессимистичном сценарии - сработает эффект отложенного пике», – уверен источник Autonews.ru.«Им ставят палки в колеса японские бренды. Пока европейцы падают, Toyota, Honda, Mazda и другие, напротив, резко растут. С начала года, к примеру, европейские бренды совокупно упали на 7% в сравнении с 2013-м, а японские выросли на 25% за счет сознательной политики Японии по поддержанию низкого курса йены, выгодного для работы с ценами при экспорте», - добавляет наш собеседник.Вместе с тем Ford Sollers в сегодняшнем заявлении объявил, что о сокращении инвестиций в производство и запуск новых моделей речи не идет. Помимо упомянутого EcoSport, продолжится подготовка к старту производства новых Mondeo и Focus (завод во Всеволожске; старт продаж – в 2015 г.), а в Елабуге уже в этом году будет запущено в производство новое поколение коммерческого Ford Transit. Также продолжится строительство завода по производству двигателей, общий объем инвестиций в который составляет 274 миллиона долларов. Для Ford Sollers это необходимая в рамках условий по локализации производства в России мера: к 2018 г. уровень локализации должен составить 60% при 37% в настоящий момент и 40%, заложенных на текущий год.«Развитие российской базы поставщиков также поможет сократить эффект от колебания курсов валют», - рассчитывают в Ford Sollers и выражают надежду, что «российское правительство продолжит поддерживать благоприятный инвестиционный климат в стране».Последнее выглядело бы горькой иронией, если бы абсолютное большинство участников рынка, опрошенных Autonews.ru, не подтверждало: авторынок в России оказался на грани крайне серьезных проблем, и предотвратить их сможет только господдержка – не бизнеса напрямую, а потребительского интереса посредством программ льготного автокредитования и других подобных мер. В этом случае можно рассчитывать на реанимацию рынка, но не в ближайшей перспективе. «Рынок губят курсы валют, но потенциал у него остается высоким. 2015-й год мы, скорее всего, потеряем в любом случае. Возможно, ситуация выправится в 2016-м», - резюмировал источник Autonews.ru.Алексей Бутенко