В мае бензин будет стоить 40 рублей за литр
Из-за ситуации с валютным курсом могут возникнуть две проблемы: подорожание топлива и его дефицит...
Читать в полной версии
«При таком курсе к маю у нас будет порядка 40 рублей за литр».
Пока цена бензина на внутреннем рынке не вырастет соразмерно поднявшимся валютам, экспорт высокооктанового топлива будет приносить прибыль, уверены эксперты. «У нас цены на розничном рынке на бензин и дизельное топливо подтягиваются к тому уровню, который связан с изменением курса рубля, но подтягиваются достаточно медленно, потому что государство, как может, тормозит этот процесс. Соответственно, и компаниям сейчас, пока и оптовые цены и розничные цены не пришли в равновесие с рынком, делать какие-то запасы достаточно глупо, потому что они продавцы, а не покупатели. А вот покупателям, таким как государство, сейчас самое время делать запасы, потому что, очевидно, эти цены подрастут», - рассказал корреспонденту Autonews ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев.Оптовые цены на разные виды автомобильного топлива с начала года уже выросли на 14–22 процента. По данным Росстата, за последнюю неделю бензин подорожал в 54 регионах страны в среднем на 65 копеек за литр. Средняя цена литра 92-го бензина в России достигла 29,92 рублей, а литра 95-го - 32,98 рублей. Даже если курс валют стабилизируется, цены на бензин будут расти до конца мая, убеждены эксперты.«Евро для нас важнее, потому что у нас основной рынок сбыта это Европейский союз. При таком курсе европейской валюты цены на 95-ый в Москве уже к маю составят порядка 40 рублей за литр», - прогнозирует Рустам Танкаев.Скачок цен на бензин неизбежен, независимо от того, будут в стране обеспечены необходимые резервы автомобильного топлива или нет, убежден эксперт. В России цена бензина напрямую связана с налогом на добычу полезных ископаемых, который в свою очередь зависит от курса валюты. «Значительная доля цены на нефтеперерабатывающих заводах России, примерно 20%, диктуется условиями внешнего рынка».
«Наш внутренний рынок через налог на добычу полезных ископаемых напрямую связан с внешним рынком. НДПИ составляет заметную долю в цене нефти и пересматривается в зависимости от того, какие цены на нефть на внешнем рынке. Эта же нефть идет на нефтезаводы России, то есть значительная доля цены на нефтеперерабатывающих заводах России, примерно 20% с лишним, диктуется условиями внешнего рынка», - отметил Рустам Танкаев.В Федеральной антимонопольной службе считают, что причин для беспокойства пока нет. Сегодня запасы бензины в стране находятся на среднем уровне. Но просто создавать резерв топлива мало, необходимо поставлять его на рынок.«Может быть, есть там какие-то шероховатости по объемам. Всегда есть разные точки зрения: достаточно или недостаточно запасов, но на сегодняшний момент полтора миллиона тонн бензина - это достаточный объем, - рассказал корреспонденту Autonews начальник Управления контроля топливо-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Манохин. - Нам важно, как регулятору, чтобы не просто запасы копились, а чтобы товар поступал на рынок. Можно сколько угодно накопить запасов и сколько угодно поднимать планку по запасам, но, если они просто складируются на складе и рынок их не получает, это не есть хорошо, потому что, несмотря на наличие запасов, создается определенный дефицит».Создавать резерв топлива мало, необходимо поставлять его на рынок.
Пока объемы экспорта бензина сопоставимы с теми, что были в 2013 году, утверждают в ФАС. Однако, если ситуация и дальше будет развиваться по сценарию минувшего года, когда из-за резкого увеличения экспорта и снижения отгрузок на внутренний рынок стоимость бензина в России выросла на несколько рублей, антимонопольное ведомство будет вынуждено применить к компаниям-нарушителям штрафные санкции.«Штраф, установленный антимонопольным законодательством, он стабильный и предусмотрен в размере от 1% до 15% оборота компании. Это прописано в кодексе об административных правонарушениях», - заявил Дмитрий Манохин.В ФАС считают, что некоторый рост цены бензина на внутреннем рынке объясняется инфляцией, началом плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и грядущим сезонным увеличением спроса на автомобильные топлива. Для введения штрафных санкций нефтяникам нужно серьезно снизить поставки бензина на внутренний рынок, при этом увеличив отгрузку за границу.Антимонопольное ведомство будет вынуждено применить к компаниям-нарушителям штрафные санкции.
«Любое спекулятивное явление должно быть доказано в судах. Сейчас такие факты у нас отсутствуют, и мы понимаем, что надо смотреть просто за ситуацией на бирже. Цена сейчас на бирже пошла немного вверх. Но это каждый год так происходит, потому что в преддверии высокого спроса на тот же бензин, в преддверии ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, это стабильное явление. Участники рынка должны быть к этому готовы. Поэтому говорить, что сейчас есть доказанные спекуляции, мы не можем. И предпосылок для серьезного повышения цены на рынке нет. Если они будут появляться, то, конечно, мы будем принимать меры антимонопольного реагирования, в том числе и до возбуждения определенных дел», - сообщил Дмитрий Манохин.Напомним, некоторое время назад Минэнерго направило в правительство законопроект, предписывающий нефтяным компаниям поставлять на внутренний рынок до 95% произведенного бензина и 52,5% дизельного топлива, экспортные же поставки должны были формироваться по остаточному принципу. Окончательное решение по лимитированию экспорта топлива пока не принято.Алексей Матвеев