«Проглядел яму и разбился – сам виноват»
Вместе с весной наступил и традиционный сезон возникающих в самых неожиданных местах дорожных ям...
Читать в полной версии
В России есть четкие параметры допустимых размеров для дорожных ям. По ГОСТу 50597 - 93 г., это: длина - 15 см, ширина - 60 см, глубина - 5 сантиметров. Получить компенсацию можно, если выбоина превышает любой из параметров. В противном случае шансы привлечь дорожников к ответственности сильно уменьшаются, но не исчезают совсем. Есть также и четкие временные рамки по устранению повреждений покрытия - в течение 120 часов для дорог IА, IБ, IВ технических категорий (автомагистрали и скоростные дороги с 4 полосами и более), 168 часов для дорог II технической категории (не скоростные дороги в 2-4 полосы), 240 для дорог III технической категории (2-полосная дорога шириной 3,5 метра) с момента обнаружения дефекта.
Если ваш автомобиль угодил в дорожную яму с последующими повреждениями, и вы не готовы списать это на собственную глупость, то необходимо сделать следующее:1. Вызвать ГИБДД и составить протокол. До приезда инспекторов нельзя передвигать автомобиль и по возможности стоит найти как минимум двух свидетелей, записав их адреса и телефоны;2.
Необходимо настоять на том, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в протокол факт отсутствия дорожных знаков и ограждений возле ямы, а также факт присутствие понятых. В идеале стоит сразу же получить копию протокола;3. Фото и видео доказательства существования ямы помогут в суде, потому что до судебного разбирательства дорожные службы могут успеть залатать выбоину;4. В акте описания ДТП обязательно должно быть указано наличие фото и видео материалов, место и время их съемки, а также подписи пострадавшего и свидетелей. Только после выполнения этих пунктов можно со спокойной душой расстаться с ямой и ехать по своим делам.Далее ГИБДД на группе разбора должна определить виновного в ДТП, указав компанию, которая обслуживает участок дороги, где произошла авария. Прямой обязанностью инспекторов также является подача рапорта о существовании ямы. Заниматься контролем работы дорожных служб в идеале периодически должна и прокуратура. Поэтому дополнительное заявление на дорожников прокурорам может ускорить их реакцию на происшествие. Прокуратура может и самостоятельно направить дело в суд, независимо от действий ГИБДД.Существуют нормы ответственности дорожников за ямы на асфальте, определенные Административным кодексом. Последние поправки вступили в силу 1 сентября 2013 года и повысили эту ответственность. По статье 12.33 КоАП можно привлечь должностных и юридических лиц за «повреждение дорог, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия». Штраф по этой статье предусматривает денежное взыскание 5-10 тысяч рублей для физических лиц, 20 тысяч рублей для должностных лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц. Это помимо компенсации за поврежденный автомобиль, которую должен установить суд.Дорожники считают, что существующие штрафы вполне справедливы. В госкомпании «Автодор», например, уверены, что если подрядчик боится потерять контракт, то не станет жертвовать крупными деньгами и халтурить. «Мы считаем существующие наказания для дорожников-подрядчиков адекватными. Однако за систематические нарушения к денежным штрафам добавится еще и расторжение контракта, например, госкомпании с недобросовестным подрядчиком», - рассказали в пресс-службе компании.Между тем в судах не так много исков от водителей по отношению к дорожным службам – в первую очередь, из-за того, что автомобилисты не верят в возможность положительного и исключающего излишнюю бюрократическую волокиту исхода.«Люди боятся судов. Такова наша ментальность. Случаи судов из-за ям есть, но они не массовые, что расхолаживает дорожников. Конечно, суды у нас не оперативны, разбор дела может затянуться. Нужно запастись терпением и не бояться взыскивать не только материальный, но и моральный ущерб. Мы не Америка и не Европа, у нас моральный ущерб обычно не превышает 50 тысяч рублей, но и это деньги. Чем больше автомобилистов будут бороться за свои права, тем чаще суды начнут выносить положительные решения, а дорожники реже будут допускать ошибки», - говорит депутат Вячеслав Лысаков.Несмотря на декларируемое улучшение дорожной ситуации в крупных городах и на федеральных трассах, общая статистика аварий из-за плохих дорог еще не вселяет оптимизма. На сегодняшний день, по данным Росавтодора, больше половины дорог в России не соответствуют нормам (57,5% или 27 619 км), а треть всех трасс страны работают в режиме перегрузки, что тоже способствует возникновению дефектов полотна. Так что в ближайшее время ямы и выбоины точно никуда не денутся.