Бу на ВАЗ: чем заняться экспату в Тольятти
Новому президенту АвтоВАЗа предстоит доказать, что он не хуже ушедшего в космос предшественника...
Читать в полной версии
Комаров уходит на мажорной ноте. Но «бумажная» прибыль АвтоВАЗа исчерпана.
С другой стороны, Комаров покидает свой пост в момент, когда исчерпалась «бумажная» прибыль АвтоВАЗа, и с финансовой точки зрения завод переживает непростые времена. Впрочем, вне зависимости от оценки результатов АвтоВАЗа за последние годы, уже при Renault-Nissan и Карлосе Гоне, эксперты, опрошенные Autonews.ru, сходятся во мнении: лучшую кандидатуру, чем Бу Андерссон, сложно было найти.«Это менеджер-экспат, который работает в уже продолжительное время в России и имеет положительный опыт выведения из кризиса чисто российской компании» - напомнил старший аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков.К слову, в переход своего самого успешного менеджера (лучший руководитель в российской автомобильной индустрии-2010 по версии жюри премии, учрежденной Институтом Адама Смита) на АвтоВАЗ в «Группе ГАЗ» либо до конца не верили, либо тщательно скрывали, что этот трансфер – вопрос решенный. В конце октября, сразу же после появления первой информации о кадровых изменениях на АвтоВАЗе, в пресс-службе «Группы ГАЗ» корреспонденту Autonews.ru заявили, что пока Бу Андерссон работает в компании, но срок действия контракта не огласили, ссылаясь на корпоративную тайну. Сейчас, после официального объявления Бу Андерссона президентом АвтоВАЗа, факт его перехода на другую работу не отрицают, но от комментариев по-прежнему отказываются. «Когда у нас будет решение по поводу назначения нового руководителя «Группы ГАЗ», мы об этом сообщим. Сейчас принимается решение»,- заявили в пресс-службе компании.Без просьбы «сверху» свое место Андерссон вряд ли покинул бы.
Напомним, Бу Андерссон пришел в «Группу ГАЗ» в 2009 г. по личному приглашению Олега Дерипаски. Ситуация на тот момент была непростой: по итогам года группа ушла в убыток почти на 11 миллиардов рублей. А уже в 2012 г. чистая прибыль группы достигла почти 9 миллиардов рублей. На предприятии появились сборочные производства Volkswagen, Daimler и General Motors, где ежегодно выпускается 155 000 автомобилей для внутреннего рынка. И, как бы хорошо Бу Андерссон ни подходил на роль нового гендиректора АвтоВАЗа, с «Группой ГАЗ» его связывали серьезные обязательства, и без просьбы «сверху» свое место он вряд ли покинул бы. Успехи шведа в Нижнем Новгороде оценивают очень высоко. Именно под руководством Бу Андерссона автозавод достиг «самой высокой рентабельности и показателя производительности труда за всю историю» - так сообщается на официальном сайте. Его опыт активной работы с несколькими концернами очень пригодился бы АвтоВАЗу, уверены специалисты.«Мне кажется, что обе стороны были, скорее всего, уведомлены, государственные структуры и большие чиновники наверняка увязаны. И я исключаю, что все-таки в отношении Бу Андерссона какие-то санкции могут быть применены. Корпоративного конфликта здесь никакого не будет. Последует спокойное увольнение и переход на другую работу», - считает Андрей Рожков.В Тольятти хорошо знают, что такое антикризисные меры.
Грядущие с новым президентом перемены на заводе тревожат тольяттинцев. Здесь все слишком хорошо знают, что такое комплекс антикризисных мер. Когда пришел Комаров, он уволил с предприятия почти 40 тысяч человек. Сейчас на производстве трудится 66 тысяч рабочих. Это, считают эксперты, объективно немного. Но кто даст гарантии, что швед не пойдет по стопам Комарова? В 2009 г., с приходом на Горьковский автозавод, Бу Андерссон первым делом сократил число сотрудников. За воротами проходной оказались 35% рабочих и больше половины руководителей.Эксперты, тем не менее, уверены: на радикальное сокращение штата Бу Андерссон вряд ли пойдет. Но и работать по старым лекалам больше не позволит. «Что касается снижения числа сотрудников, то на АвтоВАЗе на каждую тысячу произведенных автомобилей их значительно меньше, чем на зарубежных предприятиях, ниже даже в разы. Я думаю, что одним из первых шагов Бу Андерссона на АвтоВАЗе будет повышение производственной эффективности сотрудников. Заключаться это будет в том, что больше сотрудников будет проходить курсы повышения квалификации. Здесь единственный потенциал — повышение трудовой эффективности. Этим, кстати, Бу Андерссон занимался на ГАЗе даже после сокращения. Этим, я думаю, он будет заниматься и на АвтоВАЗе», - уверен Рожков.Кое-кому из команды Комарова, скорее всего, укажут на дверь
Перемены ждут и менеджмент предприятия. Кое-кому из команды Игоря Комарова, скорее всего, укажут на дверь. Несмотря на запуск нескольких новых моделей и тесное сотрудничество с альянсом Renault-Nissan, работу высшего менеджмента предприятия далеко не все считают удовлетворительной. Но вряд ли это произойдет сразу. Новому президенту АвтоВАЗа потребуется время разобраться, кто может работать в новых условиях, а кто нет.«Таких шоколадных условий, которые имеют наши автопроизводители, нет нигде. Поэтому там конкурентные нормальные транспортные средства выпускаются, а мы имеем полную кастрацию рынка, полную кастрацию конкуренции и огромные финансовые потери», - рассказывает об особенностях национального автостроения первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.«Комаров сделал действительно немало: были выпущены новые модели, расстались наконец с «классикой», был сокращен персонал. Другое дело, что все это нужно было гораздо быстрее реализовать - потеряно было слишком много времени», - уверен Андрей Рожков.«Таких шоколадных условий, которые имеют наши автопроизводители, нет нигде».
Разработкой собственных моделей при Комарове занимался Стив Маттин — шеф-дизайнер автозавода. Именно под его руководством был создан концепт Lada XRAY, который должен был стать новой точкой отсчета для всего модельного ряда АвтоВАЗа. Новый дизайн Lada XRAY приглянулся публике, но встанет ли эта и последующие модели на конвейер в 2015 г., как и планировалось, теперь не ясно. С другой стороны, очевидно, что Стив Маттин на сегодня – главная звезда АвтоВАЗа, и он за свое место может не беспокоиться.«Если говорить о Стиве Маттине, я думаю, что он останется. Потому что, по идее, этого дизайнера приглашали не на один-два года работы, а наверное, существует долгосрочный контракт. Модели, разработанные им, планируются на производство не раньше 2015 года», - считает Андрей Рожков.Тем не менее, бюджетный седан Lada Granta, современный дизайн Lada XRAY, коробка «автомат» и чистая прибыль предприятия в 2012 г. в размере 1 миллиарда 200 миллионов рублей на фоне 75 миллиардов рублей господдержки, выделенных предприятию в последние годы, не выглядят сколько-нибудь впечатляющими достижениями. Тем более что в 2013 г. завод вновь оказался в более чем двухмиллиардном «минусе». По мнению Вячеслава Лысакова, финансовые результаты АвтоВАЗа стали прямым отражением внутренних процессов на производстве. Вера в автомобили Lada сильно пошатнулась в 90-е годы. Сегодня качество автомобилей выросло, но то, как на этом акцентируют внимание, депутата удивляет. «Одна из последних новостей АвтоВАЗа — в 10 раз улучшили качество! Ну как это мыслимо вообще говорить? Если в 10 раз улучшили качество, тогда что изначально-то было? Ну, я понимаю, улучшить на 0,3%, на 2,5%», - недоумевает Лысаков.По мнению Андрея Рожкова, новая должность Бу Андерссона потребует от него огромных усилий. В первую очередь — в реорганизации процесса смены модельного ряда. И результат этой реорганизации станет, пожалуй, самой главной проверкой его профессиональных качеств.«Я думаю, Бу Андерссон прекрасно понимает, что от скорости внедрения новых автомобилей на конвейере будет напрямую зависеть прибыльность АвтоВАЗа. Понимает, что необходимо проводить определенную реструктуризацию, продавать определенные бизнес-направления. Поэтому я думаю, что ему нужно будет ускориться с запуском новых автомобилей, в том числе и моделей контрактной сборки, моделей концерна Renault-Nissan», - резюмировал Рожков.Алексей Матвеев