Статьи,
12 авг 2013, 08:38
Чипы в номерах вызвали паранойю
Грядущее «чипование» номеров спровоцировало бурную реакцию, но на деле радиопередатчик окажется бесполезен…
Читать в полной версии
Новость о том, что российские власти намерены расширить контроль над водителями, добавив к привычной оптической идентификации номеров при помощи камер еще и радиочастотную, вызвала параноидальную реакцию среди автомобилистов. На автофорумах обсуждается, чем сподручнее будет «убить» чип – магнитом или электротоком – и не грозит ли нововведение тотальной слежкой: «Обкладывают со всех сторон, гады. Чип в телефоне есть у каждого, чип в госномере... Следующий шаг чип в тело человека», - расстраивается один пользователь; «Вас могут по этой метке на каждом посту останавливать и шмонать», - вторит ему другой; «380 вольт на такой номерок подать на 2-3 секунды все чипы повыжгет», - успокаивает третий. Не поддавшиеся общей панике автовладельцы задаются вопросом – а зачем вообще нужен чип? Глава кабинета министров Дмитрий Медведев, предложивший идею «чипования», об этом не упомянул. Но уже в понедельник некоторые разъяснения опубликовала
«Российская газета». Подобная технология поможет автоматическим комплексам считывать информацию с номеров, если они грязные. Причем, речь идет о расстоянии до 100 метров. Однако, по мнению председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, идентификационный чип на идентификационном номере – это масло масляное.«Вообще не представляю себе, для чего это может использоваться. Совершенно избыточная идея. Автомобильный номер – это ID машины, считав его (а камеры могут делать это в любое время суток), можно в режиме онлайн получить всю информацию об автомобиле, которая есть в базе ГИБДД. С учетом того, что оборудование всех номеров чипами и установка считывающих радиоустройств будет стоить огромные деньги – это мертворожденная затея», - заявил эксперт.Несмотря на то, что технология RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) может варьироваться от простенькой микросхемы, содержащей определенные данные, до весьма сложного устройства, способного принимать по радиоканалу новую информацию и сохранять ее, будущие владельцы таких номеров не окажутся «под колпаком». Точнее, окажутся не в большой степени, чем хозяева обычных «жестянок». Дело в том, что любую дополнительную информацию можно «навесить» и на стандартный номер: хороший пример -
разработка системы, которая позволит выявлять в потоке автомобили лишенных прав водителей. Делать это будут обычные камеры и «Парконы», сверяя с банком данных все номера, попавшие в их поле зрения. То есть, на самом деле нет никакой разницы, где именно хранится информация – непосредственно в базах ГИБДД или в микрочипе.«В RFID можно запихнуть все, что угодно. Например, эротическую картинку – и она будет выводиться на мониторы постов ГИБДД, когда водитель будет проезжать мимо. Но зачем это нужно? – задается вопросом глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов. - Любую, абсолютно любую дополнительную информацию можно присвоить и обычному номеру. Можно точно также следить за перемещениями автомобиля, так как его номер «светится» во всех камерах, мимо которых он проезжает».Пожалуй, единственное практическое применение радиопередатчиков – борьба с нечитаемыми номерами. Даже отскоблив знак наждачкой, водитель не сможет остаться анонимом на дороге. А «заглохший» чип, вкупе с грязным номером, уж точно привлечет внимание инспекторов ГИБДД. Однако работать это будет только на оставшихся стационарных постах автоинспекции – так как создать полноценную систему «радиоконтроля» вместо нынешней видеофиксации достаточно сложно.«Это не только потребует колоссальных средств, но и будет очевидным шагом назад. Современные камеры хороши своей «дальнобойностью» и тем, что «ведут» сразу несколько полос. В то время как RFID-приемник можно повесить только над одной полосой, да и «ловит» он на небольшом расстоянии, а «глушится» элементарно. Этих приемников потребуется очень много, чтобы контролировать участок, с которым справляется одна «Стрелка», - отметил Шкуматов.Впрочем, вполне возможно, что создание именно такой комбинированной «радиооптической» системы контроля и является целью проекта. Напомним, что с 1 сентября в России существенно возрастают штрафы за нарушение ПДД. Так что, у государства есть все основания предполагать, что и количество грязных - или по каким-то еще причинам нечитаемых номеров - осенью возрастет в геометрической прогрессии.