Почему автомобили на платформе MQB, которая значительно улучшила управляемость, динамику и экономичность, не взлетели в цене...
Читать в полной версии
Новая платформа для любого производителя – очередной этап в собственном развитии. В новый цикл совсем недавно вошел Volkswagen Group, создав принципиально новую и уникальную модульную платформу MQB, которая способна решить сразу ряд проблем на нескольких фронтах. Экономия средств при производстве, ускорение циклов и оптимизация мощностей, экономия топлива, улучшение динамических характеристик – и это только вершина айсберга. Добавьте сюда небольшой список из того, что важно для покупателя, и вы получите идеальный бизнес-проект, который уже работает. Поклонники брендов концерна Volkswagen перед глобальным обновлением модельного ряда марок опасались, что MQB негативным образом скажется на цене автомобилей. Но немцы этот момент, конечно, учли. Последним автомобилем на новом шасси, который вышел на российский рынок, стала Skoda Octavia, обрадовавшая своим демократичным ценником. Став больше, вместительнее, быстрее, стильнее и экономичнее, Octavia в базовой версии подорожала всего на 15 900 рублей. И это притом что в новом поколении уже в самой начальной комплектации есть опции, которые у предшественника были исключительно за доплату. За несколько месяцев до выхода Octavia на российский рынок офис Volkswagen объявил цены на седьмое поколение Golf. В прайс-листе также не обошлось без сюрпризов. Так, новинка в трехдверном кузове оказалась дешевле предшественника на 4 000 рублей, пятидверный Golf подорожал по сравнению с шестым поколением на 8 050 рублей. На платформе MQB в России продаются еще две модели – это третье поколение Seat Leon и Audi A3 в кузове 8V. Однако здесь ситуация уже иная.
Seat Leon – принципиально новый автомобиль испанского бренда. С предыдущим поколением, которое продержалось на конвейере около 8 лет, новинка не имеет общего ровным счетом ничего – у автомобилей даже разные шильдики. Новинка стала качественнее, оснащеннее и стала выглядеть заметно дороже предшественника. Это просто не могло не отразиться на стоимости: новый Leon подорожал в России на 70 000 рублей. Что касается новой Audi A3, то несмотря на все достоинства, характерные моделям на MQB, она и вовсе подешевела – в пятидверном исполнении новинка обойдется на 57 806 рублей меньше.
Финансовую сторону внедрения MQB проанализировало аналитическое агентство Bernstein Research. В докладе специалистов говорится, что, несмотря на длинный перечень преимуществ, экономия средств Volkswagen после запуска машин на MQB, не очень большая. По мнению аналитиков, MQB не может снизить основные расходы производителя, такие, например, как сырье и рабочая сила, а также количество затрачиваемых на сборку часов. Единственный момент, благодаря которому Volkswagen может сэкономить деньги, это большие объемы производства. В частности, за счет стандартизации может сократиться ряд издержек во всей цепочке поставок. Согласно наблюдениям Bernstein Research, MQB – это скорее вынужденная мера, ведь, по данным аналитиков, прошлый уровень производства, в случае выпуска более 1 миллиона автомобилей в год, оказался на грани убывающей доходности. «Уже давно стало известно, что цифры, приведенные экспертами, несколько раздуты. Volkswagen не сможет экономить порядка 20% после запуска MQB, это просто нереально. Тем более, когда речь идет о таком глобальном концерне, как Volkswagen», - пояснил аналитик Bernstein Research Макс Уорбертон. По его мнению, MQB – это в какой-то степени эксперимент. Аналитик считает, что компания рано или поздно пересмотрит концепцию платформ, сейчас же нужно сохранить прежние цены. «Представьте, что ряд компонентов Polo и Passat будут идентичными. Думаю, в конечном счете это слишком неудачно скажется на Polo – его платформа окажется чрезмерно дорогой для автомобиля такого класса», - считает Уорбертон. О том, что MQB – это скорее требование времени, чем желание сэкономить, рассуждает колумнист The Detroit News Нил Винтон. По его мнению, ни о какой прибыли речи идти не может, Volkswagen всего лишь намерен подняться на следующую ступень в развитии. Поэтому менять ценовую политику в этих условиях – не самый логичный шаг.