Статьи, 18 дек 2012, 08:51

История Lancia: взлеты, падения и стальная угроза

История легендарной марки: взлеты, падения, и эпизод, в котором АвтоВАЗ, еще не появившись, подорвал репутацию знаменитого итальянского концерна, - в блогах на Autonews.ru...
Читать в полной версии

Мировой экономический кризис, все еще остро ощущающийся в Европе, заставляет концерн Fiat искать дальнейшие пути оптимизировать свои финансы. Итальянский производитель ожидает по итогам 2012 года убытки на уровне €700 миллионов. В подобных условиях руководство готово закрыть наиболее проблемную марку Lancia.

Fiat уже официально заявил о сокращении выпуска марки Lancia. Количество производимых автомобилей будет постепенно уменьшаться вплоть до полного снятия с выпуска. «Не стоит чаять несбыточные надежды о том, что однажды мы возродим былой имидж Lanciа», - заявил генеральный директор компании Серджио Маркионе. Вот так, печально заканчивается славный путь знаменитого в Италии авто, чья история насчитывает более 100 лет.

История марки:

В 1906 году в Италии была основана фирма Fabbrica Automobili Lancia. Ее родителями стали Винченсо Лянча и Клаудио Форджолин, которые купили небольшой завод в Турине.

За один год они разработали первую Lancia - Alfa, которая была оснащена 6-цилиндровым двигателем, одним из первых в мире, четырехступенчатой коробкой передач и карданным валом вместо цепи, что тоже в то время было редкостью.

В 1913 году появилась Lancia Тhеtа. Она имела четырехцилиндровый мотор мощностью 70 л.с. и была способна разгоняться до 120 км/ч. На этом автомобиле впервые в Европе серийно устанавливалось электроосвещение.

Lancia – одна из немногих автомобильных марок, на которую первая мировая война подействовала положительно. Концерн вовремя подсуетился и частично перешел на выпуск боевой техники. С государственной поддержкой заводские территории увеличились, были разработаны новые восьми- и двенадцатицилиндровые моторы. Почетное место на конвейере получила новая модель Каppа. На нее установили двигатель V12 объемом 6032 см3, который снабжался съемной головкой блока. Машина отличалась довольно необычной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах в комбинации с четвертьэллиптическими.

Расцвет Lancia

С 1921 года началась золотая эра марки Lancia, именно в этом году появилась Lambda - первый в мире автомобиль с несущим кузовом, независимой передней подвеской и тормозами на всех четырех колесах. Постоянно видоизменяясь, эта модель выпускалась до 1938 года.

Позже разработки Lancia стали использовать многие другие фирмы.

Последней машиной, к которой приложил руку сам маэстро Лянча, была Lancia Аprilia. Несущий аэродинамический кузов имел коэффициент сопротивления всего 0,47 - лучший показатель того времени среди серийных автомобилей. V-образный двигатель, объемом 1,3 литра, был изготовлен из алюминиевого сплава и имел мощность в 47 л.с. Скорость при этом достигала 125 км/ч. Аprilia впервые в мире оснащалась независимой подвеской всех колес.

Дальше автомобилями занимался конструктор Витторио Яно, создатель Alfa Romeo 20—30-х годов. Первой при нем вышла Lancia Аurelia – первый нормально сбалансированный автомобиль с шестицилиндровым V-образным двигателем

 Следующая модель появилась в 1957 году. Это была Lancia Flaminia. Автомобиль мог разгоняться до 160 км/ч. Отличительной и кажущейся сейчас комичной деталью стали дворники заднего стекла. Они были не только снаружи, но и с обратной стороны, в салоне (чтобы удалять конденсат со стекла). Машина была представлена на Женевском автосалоне в марте 1957 года.

Целых 13 лет Flaminia являлась флагманом компании Lancia — вплоть до 1970 года, когда фирма перешла под крыло концерна FIAT. И началась новая история.

Lancia и Fiat

В 1972 году на рынке появилась Lancia Beta Этот автомобиль стал первым совместным детищем Fiat и Lancia. Он оснащался поперечно расположенным двигателем, имевшим по 2 верхних распределительных вала. Который на долгие годы стал отличной базой для постройки гоночночных агрегатов - последний раз использовался на Lancia Delta Integrale WRC конца 80-х

После Beta в 1976 году пришла Gamma. В 70-е гг. концерн FIAT лишь однажды разрешил Lancia проявить самостоятельность: конструкция Gamma не имела ничего общего с другими моделями Lancia или FIAT того периода. До появления машины многие считали, что она должна быть заднеприводной, как последние автомобили FIAT 130.

Спортивные достижения

В середине 70-х на всех раллийных трассах доминировал Stratos - первый в мире автомобиль спроектированный специально для ралли. Когда все автопроизводители готовили свои спортивные модели на основе серийных автомобилей, Lancia сделала необычный шаг — выпустила автомобиль, единственной целью при проектировании которого были гонки. Единственная проблема — чтобы получить омологацию FISA, необходимо было произвести 500 дорожных автомобилей. Продать 500 суперкаров лишь ради омологации — не такое уж простое дело, но Lancia рискнула.

В 1979 году дебютирует Lancia Delta. Лучшие пилоты своего времени обеспечивали ей первое место в зачете производителей WRC шесть лет подряд. Даже после ухода заводской команды из чемпионата мира по ралли, гонщики частных команд одержали немало побед за рулем Lancia Delta. В период с 1987 по 1992 на раллийных трассах не было автомобиля способного навязать конкурентную борьбу Lancia. Автомобиль, который вошел в 100 лучших автомобилей мира в конкурсе Car of the Century и трижды выиграл чемпионаты по ралли.

Провал на рынке

Но 70 – 80 годы для Lancia - время не только спортивных побед, но и разгрома на автомобильном рынке. Дело в том, что 4 мая 1966 года концерн Fiat, на чьем попечении с недавних пор находилась Lancia, совершил огромную ошибку, подписав договор об участии в создании завода по производству автомобилей в СССР. Советский Союз, в свою очередь, за неимением денег расплачивался с итальянцами за строительство АвтоВаза дешёвой советской сталью. Качество автомобилей очень сильно снизилось, кузова Fiat и дочерних Lancia начинали беспощадно гнить уже через несколько лет. Портила и без того неприятную ситуацию и ненадёжная электроника, репутация Lancia была подорвана.

В 1986 году FIAT приобретает Alfa Romeo, и политика компании по отношению к Lancia меняется. Марку пытаются возродить как люксовую, оставив масс-маркет для Fiat. Производится несколько моделей: Delta, Ypsilon, Kappa, Zeta и Dedra, которая к 2000-му году была заменена на новую Lybra. Но автомобили уже не пользовались былой популярностью. Марка начала постепенно умирать. Даже шикарная Lancia Thesis, премьера которой состоялась в 2001 году на Женевском автосалоне, не привлекла покупателей, несмотря на настоящий лоск на уровне самых привилегированных автомобилей, с которым она сделана.

Cейчас Lancia производит разные вариации на тему Fiat и недавно им приобретенного Chrysler, но как самостоятельный автоконцерн уже не существует.