Путешествие в Бурятию: полный привод, омуль и Байкал
В России с каждым годом растет популярность автомобилей с полным приводом и высоким клиренсом. Объяснение этому – отвратительные дороги и сложные климатические условия практически на всей территории страны. Самым представительным классом машин с приводом на все четыре колеса является класс кроссоверов. Неудивительно, ведь SUV сочетает в себе такие важные потребительские качества, как большой дорожный просвет, просторный салон, повышенную проходимость и доступную цену. Но нужен ли на самом деле полный привод? Может, достаточно только хорошего дорожного просвета и переднего или заднего привода? Чтобы лучше понять, для чего и когда нужен привод на все 4 колеса, мы с коллегами отправились в Бурятию, на восточный берег озера Байкал, тестировать модельный ряд Nissan 4х4. Республика Бурятия Когда смотришь на карту России и выискиваешь на ней далекий город Улан-Удэ – столицу республики Бурятии, еще раз удивляешься размерам нашей страны. На самолете лететь до места назначения 6 часов, а если ехать на машине, время в пути (5 639 километров) займет как минимум неделю. Временная разница между Москвой и Улан-Удэ тоже впечатляет – 5 часов! Когда в столице рабочий день только начинается, в Бурятии он уже заканчивается. Местные национальные особенности начинаешь замечать сразу по прилету, спускаясь с трапа самолета. Например, крыша диспетчерской аэропорта выполнена в восточном стиле – такая конструкция у кровли называется «пагода». В самом здании аэровокзала сразу натыкаешься на мягкие игрушки, одетые в национальные головные уборы (круглые шапки с небольшими полями и кисточкой наверху), и ларек с пивом, где в изобилии присутствуют сорта, которые сложно найти на обширной территории нашей страны до Уральских гор: «Шаман», «Чингисхан», «Улан-Удэнское».
Интересные детали в новом для себя регионе начинаешь замечать уже на пути из аэропорта. Например, парк маршрутных автобусов тут представлен в основном крохотными корейскими вэнами, а «газели», «богданы» и другие пассажирские транспортные средства, знакомые жителю европейской части России, практически отсутствуют. Причем, этих автобусов так много, что порой не замечаешь в их потоке легковые машины. И только наши полноприводные автомобили Nissan, ради тест-драйва которых мы приехали сюда, заметно выделяются в этой густой массе бурятских «маршруток».
Но самое большое впечатление по прибытии в Бурятию из Москвы – яркое солнце и пустые дороги. Ни того, ни другого в столице не бывает. Помимо хорошей погоды при путешествии по республике можно наблюдать прекрасные пейзажи: горы, бурные реки и бескрайние степи. Здесь понимаешь, что автомобиль – это не причина постоянного стресса, а источник удовольствия. Прокатитесь по дороге от Улан-Удэ до Байкала и вы поймете, о чем речь.
Но не только великолепной природой интересна Бурятия – здесь много культурных достопримечательностей. Например, обязательное к посещению место – Иволгинский Дацан (Дацан – буддийский монастырь). Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. Зайти к нему в гости вряд ли получится, но погулять по территории удивительного монастыря можно спокойно и при этом бесплатно.
Улан-Удэ Как и в других российских городах, в Улан-Удэ повсеместно встречается пафос и китч: в названии сауны обязательно будет слово «Grand», стеклянный фасад неказистого магазинчика будет затонирован золотистой пленкой, а в дорогом ресторане на стенах буду висеть лосиные рога и мумифицированные животные.
Когда путешествуешь по России, складывается впечатление, что чем меньше и скромнее город, тем больше «понтов» в нем присутствует. Но не все так плохо. На центральной площади Улан-Удэ соорудили целый городок из подсвеченных ледяных скульптур. Разноцветные фигуры выглядят особенно впечатляюще на фоне знаменитого памятника Ленину, который представляет собой огромную 42-тонную голову Владимира Ильича, установленную на гранитном постаменте. Бурятское село Сельская жизнь за Байкалом ничем не отличается от сельской жизни центральной части страны: работы нет, мужики пьют, а главная тема разговоров у бабушек – споры о политике. Только в отличие от интернет-пространства, где борьба в основном происходила между существующей властью и несистемной оппозицией, в провинциальном сообществе все гораздо проще: тандем Путина и Медведева или Зюганов. Вот и две бабушки, вошедшие в сельский магазин, строго разделились по своим политическим убеждениям.
Кроме того, что местные жители голосовали за президента Российской федерации они еще и выбирали депутатов в совет Кабанского района, о чем свидетельствуют многочисленные и очень креативные листовки с лицами кандидатов. Один из них расшифровал свою фамилию так, чтобы каждая буква соответствовала какому-нибудь положительному качеству. Например, «Е» – ежедневная работа над собой, а «В» – высокое чувство долга. Первые полосы местных газет «Кабанский диалог» и «Кабанск-инфо» пестрят громкими заголовками вроде «Мы ждем перемен!». Так и хочется продолжить бессмертными стихами Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза».
Вернемся к нашей поездке в Бурятию. Естественно, главный туристический объект республики – озеро Байкал. Фантастическое место на нашей земле, особенно зимой, когда вокруг нет толп туристов. Лед, снег, горы, синее небо и оглушающая тишина – вот что ждет человека на Байкале зимой. Еще туриста ждет копченый омуль и горячие источники, которые находятся возле поселка Новый Энхэлук. Как мы Nissan Navara «засадили» Моим основным автомобилем в этой поездке стал популярный в России кроссовер – Nissan X-Trail, хотя почему-то маркетологи его называют внедорожником. На этом автомобиле можно без проблем преодолевать легкие препятствия, но специально и без причины направлять эту машину в серьезное бездорожье – неоправданная глупость. А вот Nissan Navara окунуть в грязь или глубокий снег – милое дело. Пикапы покупают именно как бюджетную замену большим современным внедорожникам, которые уже давно растеряли свои off-road навыки.
Итак, едем на Navara с коллегой вдоль берега Байкала. Любуемся пейзажами. Вдруг в голову приходит мысль – почему бы не подъехать прямо ко льду озера, ведь нас от цели отделяет небольшая полоска редкого соснового леса, метров 200. Выискиваем запорошенную снегом колею и по ней отправляемся к берегу, предварительно включив максимально возможный полноприводный режим «Lock». Машина едет очень легко по весьма глубокой колее, дизель на «низах» тянет прекрасно. Но вдруг автомобиль начал упираться. Выходим оценить ситуацию – впереди приличный перемет с десяток метров длиной. Тут мой коллега с конкурирующего интернет-издания, пронзив мертвую тишину боевым кличем «Я сам!», прыгает за руль пикапа, немного сдает назад и очень смачно и глубоко вгоняет автомобиль в снег по самые... пороги, тем самым сажая Navara на задний мост. Все. Машина беспомощно повисла на сугробе, нехотя вращая колесами. Естественно, ни лопаты, ни даже троса у нас с собой не было...
Простояли мы недолго, через 15 минут увидели надвигающийся на нас Nissan Patrol. Люксовый японский внедорожник без проблем подъехал к севшему Navara и на тросе в натяг вытащил пикап из снежной западни. Но поскольку выехать задним ходом по извилистой колее на основную дорогу было бы очень сложно, решили развернуться на пятачке, на самом берегу. На этот раз взяли препятствие хорошим ходом, развернулись на уютной полянке и без проблем выехали из леса. Я еще раз прихожу к выводу, как важна пешая разведка сложного участка перед его прохождением на автомобиле. Но Nissan Navara создал у нас впечатление легкости и вседозволенности, и осмотр лесной дороги произведен не был. Да и к чему это надо было делать, ведь у нас в управлении был практически танк! Как оказалось, даже танк можно с легкостью «засадить». Как тестировать Nissan Patrol? Как известно, новый Nissan Patrol – это уже не суровый рамный внедорожник, а просто большой и респектабельный автомобиль с повышенной проходимостью. Так как же журналисту делать обзор этой модели? Есть ли смысл загонять его в бездорожье? Кто из покупателей Nissan Patrol ездит на нем на охоту, рыбаку или просто «месит» грязь в ближайшем Подмосковье? Среди моих знакомых и знакомых коллег журналистов таких людей не нашлось. Однако большой японский внедорожник представители прессы продолжают раз за разом испытывать на предельную проходимость, несмотря на то, что 99% процентов покупателей автомобиля никогда этого делать не будут. Вернее, будут, но только ради забавы, а не в условиях острой необходимости. Некоторым владельцам просто ездить на Nissan Patrol вскоре надоедает, и они начинают совершать очень странные поступки, например, пытаться преодолеть гору из белых кирпичей…
Стоит заметить, что обладателю Nissan Patrol очень важно осознавать запас мощности и проходимости своего автомобиля. У меня не было ни малейшего желания заезжать на этом автомобиле в снег или вывешивать заднее колесо. На практике даже можно и не проверять все возможности машины, просто достаточно понимать это. Поэтому на Байкале я не стал специально форсировать препятствия на тяжелом Nissan Patrol – на этой машине можно получать колоссальное удовольствие от обыкновенной езды по дорогам общего пользования. Nissan Teana Four. Неожиданно приятный автомобиль Если X-Trail, Navara и Patrol полностью оправдали мои представления об этих моделях, то Nissan Teana Four ожидания значительно превзошел. Раньше я считал эту машину каким-то несуразным и нарочито пафосным автомобилем, но тут, на Байкале, я понял, что на самом-то деле Nissan Teana – очень хорошая модель. За отменные ходовые свойства, высокий уровень комфорта и богатую комплектацию машине можно простить всю ее «аляпистость».
На целебные горячие источники, расположенные примерно в 10 километрах от нашей базы в Новом Энхэлуке, я отправился в полноприводном Nissan Teana по узкой и достаточно ухабистой дороге с крутыми поворотами. На удивление, по снегу Nissan Teana идет, как по рельсам – можно достаточно спокойно ехать и 130 км/ч без малейших намеков на сносы. Даже крутые повороты проходятся на седане быстрее, чем это можно себе представить. На кроссоверах держать настолько высокую скорость при подобных дорожных условиях невозможно. У меня создалось впечатление, что автомобиль вовсе нельзя сорвать с траектории. Кроме того, уровень комфорта при движении по снежному накату в Nissan Teana на порядок выше, чем, скажем, в Nissan X-Trail.
Едет Nissan Teana очень плавно, но при этом достаточно бодро, отзыв на педаль газа отличный. В автомобиль с полным приводом устанавливается двигатель объемом 2,5 литра (167 л.с.), что позволяет машине разгоняться до 100 км/ч менее чем за 10 секунд. А что с проходимостью у японского бизнес-седана? Он же полноприводный. Можно ли съехать на Nissan Teana с асфальта? Чтобы это проверить, совершаем отработанный на Nissan Navara маневр – едем через лес к берегу Байкала. На этот раз выбираем дорожку проще, без глубокой колеи. Ну, а потом наступило дежавю: коллега-журналист прыгает за руль и, рассекая снег, несется на седане навстречу бездне! Через мгновение Nissan Teana, как и Navara, оказывается в снежной западне. Но преимущество седана перед пикапом в том, что легковушку можно вытолкать своими силами, что я и делаю.
Nissan Juke Как бы ни ругали этот автомобиль за его спорный дизайн, Nissan Juke – самая веселая и эмоциональная модель японского концерна на сегодняшний день. Разумеется, я говорю о 190-сильной версии этой машины. Чтобы лучше прочувствовать весь взрывной характер автомобиля, нужно надеть кроссовки, выехать на лед озера Байкал и отключить ESP. Причем тут кроссовки? Да притом, что педаль газа в Nissan Juke настолько чувствительна, что давить на нее большим зимним ботинком все равно, что на телефоне с сенсорным экраном набирать «смску» в варежках.
Nissan Juke с отключенной системой стабилизации очень охотно входит в управляемый занос и, что самое главное, также охотно из него выходит. Поведение машины предсказуемо за счет малого веса, небольшой базы и полного привода. Автомобиль беспрекословно слушается водителя, что не может не радовать. За рулем Nissan Juke чувствуешь себя настоящим драйвером, даже если в обычной жизни ты спокойный и рассудительный водитель. Какой же кайф гнать по бескрайним просторам Байкала, то и дело уходя в длительные управляемые заносы. Байкал – это недорого Вопреки распространенному мнению, отдых на Байкале не очень дорогой – домик на берегу будет стоить всего 500 рублей с человека в сутки. Там же можно договориться с хозяйкой и о питании за очень умеренную сумму. Посещение горячих источников – 80 рублей. Так что главные затраты в отдыхе на Байкале – дорога. Разумеется, есть на озере и дорогие гостевые дома для состоятельных людей или прибывших вместе с компанией Nissan журналистов: с бассейнами, бильярдными и саунами. Стоимость проживания – от 10 тысяч рублей в сутки. В заключение можно сказать, что Бурятия – далекий, разнообразный и очень красивый регион России. Когда проезжаешь через все это великолепие за рулем автомобиля задаешься вопросом: «Почему я раньше никогда сюда не ездил? Почему я был в Крыму 5 раз, в Турции 20 раз, в Таиланде 4 раза, в Чехии 2 раза, а на Байкале не был? Почему?».