Статьи, 22 фев 2012, 13:11

Чемодан беженца: история знаменитого Trabant

Маленькие, неказистые, чадящие двухцилиндровыми двигателями машинки почти полвека олицетворяли плановую экономику по восточную сторону Берлинской стены. Их ругали и восхваляли, на них писали ироничные рецензии и рисовали
Читать в полной версии

Трабанты были своего рода автомобильным символом ГДР. Маленькие, неказистые, чадящие двухцилиндровыми двигателями машинки почти пол-века олицетворяли плановую экономику по восточную сторону Берлинской стены. Их ругали и восхваляли, на них писали ироничные рецензии и рисовали граффити с их изображением на стенах. Британцы поместили Трабант в топ-50 самых худших автомобилей истории, а в самой Германии количество фан-клубов только растет. Противоречивый автомобиль и, вместе с тем, столь неотделимый от истории Германской Демократической Республики. Сегодня мы поговорим о Траби...

Как известно, имя новоиспеченному автомобилю дало знаменательное событие – запуск советского "Спутника" в Космос в 1957 году. Собственно, Trabant по-немецки и означает "Спутник". Производство автомобиля началось в том же 1957 году на автомобильном заводе в Цвикау (мы уже говорили о нем в обзоре автомобиля Wartburg), машина имела индекс P50 и немного отличалась от привычного для нас образа. (Стоит отметить, что прототип P50 выглядел совсем неказисто, так что в определенной степени Траби с дизайном повезло).

Эмблемой Траби стало стилизованное изображение буквы "S", от слова Заксенринг. Полностью предприятие, на котором производились автомобили, называлось"Sachsenring Trabant".

В 1962 начинается производство Трабанта P60. Под капот ставят вместо 18-ти сильного уже 23-сильный агрегат. Двухцилиндровый двухтактовый двигатель по-прежнему отличается повышенной "чадливостью", забавно бурлит, а топливо, ввиду отсутствия бензонасоса, поступает в бак самотеком. Принципиально новый двигатель Траби получил лишь незадолго до кончины – в 1989 году на него начинают устанавливать моторы от Volkswagen Polo. Особого смысла в этом, однако не было – морально устаревшая машина в таком виде уже не являлась конкурентоспособной на фоне более совершенных западногерманских аналогов.

Кабриолет на базе модели P60. Серийно такая машина не выпускалась, скорее всего – это результат переделки Трабанта одной из западногерманских фирм.

В 1964 году Траби переживает уже более основательную модернизацию, мощность двигателя повышается до 26-ти л.с., кузов подвергается рестайлингу, машина обретает индекс P601. Название сразу расшифровали с юмором: 600 человек стоит в очереди, а один покупает. Кстати, утверждение о том, что автомобиль имел пластмассовый кузов – не совсем верное. На самом деле он собирался из дуропласта (материал схожий по свойствам со стеклопластиком, с наполнителем из отходов хлопкового производства) делались лишь внешние навесные панели, сам же каркас по-прежнему оставался стальным. Дуропластовые кузова были "дешевым и сердитым" решением – стального листа тогда отчаянно не хватало, а подобный кузов к тому же, являлся отличным подспорьем в борьбе с коррозией. Многие владельцы автомобилей до сих пор ценят в своих автомобилях именно это качество.

В 1964-ом году к производственной программе присоединяется универсал Combi.

За свою долгую конвейерную жизнь автомобиль обзавелся огромным количеством кличек, в их числе: "мотоцикл на четверых с общим шлемом", "гоночная картонка", "чемодан беженца".

В 1965 году появился Trabant Kubelwagen – военный автомобиль с упрощенной отделкой и мягким верхом. Позже на его базе создается Trabant Tramp – этакий социалистический ответ западным "пляжным багги". Кроме того, начиная с восьмидесятых годов появляются модификации S и DeLux – "люксовые" версии Траби.

Трабант был настоящим трудягой. Служил в полиции...

...Пожарным (автомобиль "пожарной дружины")...

...И даже участвовал в соревнованиях!

Типичная фотография семидесятых: Вартбурги, Трабанты, Жигули, Фиаты... Жители ГДР обладали большей свободой выбора личного транспортного средства, нежели их собратья в СССР. Немцам были доступны чехословацкие, польские, югославские, советские и, собственно, восточно-германские автомобили. Вместе с тем, очередь за Трабантом порой достигала 13 лет! (Кстати, отдельные их экземпляры все же попадали в СССР).

Этот Trabant Combi был обнаружен мною лично в одном из двориков болгарского города Балчик в 2009 году.

В 1988-ом году автомобиль получает "нормальный" 41-сильный 1100 кубовый двигатель от Фольксваген Поло и индекс 1.1 в названии, однако спасти производство это уже не могло. К моменту закрытия предприятия в Цвикау успели выпустить немногим более тридцати девяти тысяч автомобилей этой модели в трех кузовах (седан, универсал и открытый Трамп).

Вместе с тем, инженеры на всем протяжении производства не переставали создавать все новые и новые прототипы. К производству предлагались совместно разработанный со Шкодой хетчбек, рестайлинг версии 1.1 и десятки других проектов. Однако, все они по тем или иным причинам так и остались "на полке"...

В 1991 году советская пресса трогательно поводила заслуженный автомобиль "на покой".

...И встретила "преемника"

Всего было выпущено 3 132 240 Трабантов всех модификаций. Однако, на этом история заслуженного автомобильчика не закончилась. На автосалоне IAA 2009 во Франкфурте немецкая компания по производству масштабных моделей Herpa и автомобилестроительная компания IndiKar (мелкосерийное производство) представили публике Trabant nT (New Trabant). Проект был весьма многообещающим, но, как это часто бывает при попытке возродить марку, заглох на старте.

Ну, и напоследок небольшой обзор необычных Трабантов, увиденных мною в Интернете в рамках подготовки этого обзора. Некоторые машины действительно весьма неординарны....

Человек повествует о самой яркой части своего путешествия в Берлин: вождению настоящего гэдээровского автомобиля по улицам города. Все ему машут, улыбаются и фотографируют забавный экземпляр. Несмотря на то что большинство комментариев гида весельчак пропустил, сафари произвело на него неизгладимое впечатление и он намерен вернутся в Берлин, что бы воспользоваться ещё одним Траби-Туром.

В настоящий момент насчитывается более 200 фан-клубов Трабанта только в Европе, не говоря уже о совсем экзотических для этого автомобиля странах: США и Канады. Ежегодно сотни фанатов марки на своих малышах съезжаются на "историческую Родину" автомобиля в Цвикау, что бы вернутся в свою молодость, окутанную "ароматом" выхлопных газов этого неказистого автомобиля. А раз так, Траби ещё долго будет символом чего-то большего, чем форсированная автомобилизация или отражение экономического строя. Чего-то неуловимо душевного и вызывающего трогательную улыбку...