Статьи, 21 июл 2011, 14:34

Автогражданка может подешеветь в 2012-м

Минфин внес на рассмотрение правительства новый законопроект, в котором предлагается ввести минимальные и максимальные тарифы на полисы автогражданки. Эксперты считают, что это приведет к серьезному удешевлению ОСАГО, а сами страховщики хотят поднять цены...
Читать в полной версии
На рассмотрение правительства внесен новый законопроект, который напрямую касается всех без исключения автовладельцев: Минфин выступил с инициативой введения минимальных и максимальных тарифов на полисы ОСАГО. По мнению экспертов, это создаст на рынке конкуренцию, что закономерно приведет к снижению средней цены на полисы. Однако страховщики считают, что эта мера – преждевременная.О новом документе журналистам рассказал заместитель председателя комитета по европротоколу Российского союза автостраховщиков, глава страховой компании «Северная казна» Александр Меренков на профильной конференции, которая прошла в Краснодаре. «Я общался с одним из советников министра финансов Алексея Кудрина, который высказал мнение о возможности введения максимальных и минимальных тарифов на ОСАГО. Страховые компании в этом случае уже сами будут принимать решение о стоимости полиса для каждого конкретного водителя», – заявил Меренков в интервью газете «Московские новости». Это значит, что рынок автогражданки войдет в новую для себя эпоху либерализации. Страховым компаниям придется сражаться за каждого клиента, что неминуемо приведет к снижению стоимости полиса, которая в ближайшие дни, напротив, должны повыситься из-за новых коэффициентов.Документ, как выяснилось, был внесен на рассмотрение правительства еще в начале июля. Это подтвердила замдиректора департамента финансовой политики Министерства финансов Вера Балакирева. «Мы ждем совещания и решения в правительстве по данному вопросу», – сказала она. По словам аналитиков, ожидать принятия положительного решения по этому законопроекту следует не раньше чем через год.Разумеется, сами страховщики не сильно рады инициативе Минфина. Звучат классические фразы о неготовности рынка и возможном банкротстве множества компаний. А если либерализации и будет дан зеленый свет, то, считают представители страховых компаний, цены надо не снижать, а увеличивать.«Пока, судя по количеству компаний-банкротов, рынок к этому не готов. Либерализация цен – естественное развитие рынка. В качестве первого шага можно увеличить тарифы относительно цены, установленной правительством, где-то на 20%. Это поможет компенсировать неточности в сегодняшних тарифах», – отметил вице-президент по автострахованию «Ренессанс страхования» Федор Воронин. Ему вторит и начальник отдела ОСАГО компании РОСНО Андрей Антохонов: «В России страховщики пока конкурируют ценами. В таких массовых видах страхования, как ОСАГО, демпинг приводит к тому, что страдает финансовая устойчивость компаний».Между тем в РСА по-прежнему надеются, что правительство увеличит базовый тариф по автогражданке. Вполне возможно, что это будет сделано на фоне роста страховых выплат в случае ДТП, о чем неоднократно говорилось в последнее время. Однако дело не только в том, что если увеличатся выплаты, то неизбежно возрастут расходы страховщиков. В РСА продолжают настаивать на том, что сегмент ОСАГО убыточен и сильно бьет по карману тех компаний, что работают в данном сегменте (а это практически все страховщики).Однако, что любопытно, «убыточность»
в понимании РСА немного не совпадает с привычным экономическим термином. Простой пример. Предположим, что некая компания заработала на продаже полисов ОСАГО 1 миллиард рублей. Сумма компенсационных выплат за тот же период времени составила 100 миллионов рублей. То есть компания заработала – 900 миллионов. И тут начинается самое интересное: убыточным страховщики считают тот бизнес, который не приносит 100-процентной прибыли. То есть если компания заработала 1 миллиард и потратила на выплаты 100 миллионов, это значит, что убыточность ее бизнеса составила 10%.Александр Кузьмин