Статьи,
28 окт 2010, 09:02
Российские автозаводы будут выпускать только иномарки
Несмотря на то что от государственных мер поддержки автопрома выиграли прежде всего отечественные автопроизводители, объемы выпуска иномарок впервые превысили производство машин отечественных брендов. Как отмечают эксперты, в ближайшие годы иномарки почти полностью оккупируют российские конвейеры...
Читать в полной версии
Впервые в истории российского автопрома в нынешнем году иномарок было выпущено больше, чем машин отечественных брендов. По данным «АСМ-Холдинга», за девять месяцев 2010 года производители иномарок изготовили 424,14 тысячи машин, тогда как с конвейеров традиционных российских автозаводов сошло 400,2 тысячи автомобилей. Как отмечают эксперты, несмотря на то что от государственного субсидирования автокредитов и программы утилизации выиграли прежде всего отечественные
автопроизводители во главе с АвтоВАЗом, наибольший рост выпуска показывают именно иномарки (104,6% против 82,7%). Стоит при этом отметить, что две трети иномарок российского производства выпускаются в режиме «промсборки» – с января по сентябрь их выпуск вырос более чем в два раза, до 283,7 тысячи машин. «Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта», – говорит партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова. Импорт легковых автомобилей в нашу страну за девять месяцев 2010 года вырос на 15,9% и составил 423,5 тысяч машин – это чуть меньше, чем за тот же период было выпущено иномарок в России. Таким образом, иномарки «Made in Russia» сравнялись не только с отечественными авто, но и с импортными, что объясняется введением в 2009 году заградительных таможенных пошлин.При этом доля импортируемых брендов продолжает снижаться и в денежном выражении – по данным PricewaterhouseCoopers в России, с 74% в прошлом году до 58% за семь месяцев 2010 года. «В период бурного роста российского авторынка масштабные инвестиции зарубежных автопроизводителей и рост объемов их производства позволяли сохранять долю иномарок, произведенных в России, практически неизменной, – говорит партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Стенли Рут. – Дальнейшие инвестиции иностранных производителей в Россию даже в кризисный период, таможенные пошлины и государственные программы стимулирования автомобилей, в том числе иномарок, произведенных в России, способствовали существенному увеличению доли иномарок внутреннего производства на рынке. Их доля в количественном выражении, неуклонно растущая с 2002 года, в нынешнем году превысила показатель в 30%».
Как отмечают эксперты, иномарки местной сборки получили ряд преимуществ над импортными машинами. Так, «нашемарки» пользуются всеми мерами господдержки, участвуя в программах льготного автокредитования и
утилизации автохлама. Кроме того, по моделям «Made in Russia» производители иномарок могут проводить более гибкую ценовую политику за счет формирования определенной части себестоимости в рублевой зоне и отказа от уплаты полной таможенной пошлины.В целом импортозамещение, высокие таможенные пошлины и государственные программы стимулирования продаж автомобилей, выпущенных в России, продолжают увеличивать долю внутреннего производства на рынке. «2008 год стал переломным для автомобилей «местной» сборки, – говорит С. Рут. – Их доля, уменьшавшаяся до этого несколько лет подряд, на данный момент значительно выросла и достигла максимальных значений за последние восемь лет – порядка 64% в количественном выражении и 49% в денежном выражении».Между тем, несмотря на экспансию «нашемарок», позиции АвтоВАЗа как лидера российского автопрома остаются недосягаемыми. Почти каждый второй автомобиль, выпускаемый в России, сходит с конвейера АвтоВАЗа (его доля в объеме производства превышает 45%). Неизменное лидерство АвтоВАЗа на самом автогиганте объясняют тем, что проектные мощности предприятия изначально больше, чем у какого-либо другого автозавода на территории России. Но загрузка этих мощностей была бы невозможна без наличия востребованного продукта, отмечают на АвтоВАЗе. Низкие по сравнению с конкурентами цены, а также самое доступное по цене и территориальному покрытию обслуживание обеспечивают стабильный спрос на автомобили Lada, которые занимают около 30% российского авторынка.
При этом на АвтоВАЗе признают, что производство иномарок на территории России начинает превалировать над отечественными машинами, однако отмечают, что ориентировано оно в значительной степени на автомобили, которые дороже автомобилей Lada в два и более раз. Поэтому особой угрозы в экспансии «нашемарок» АвтоВАЗ для себя не видит, ведь в бюджетном сегменте по-прежнему господствует Lada.Что касается дальнейших перспектив российского автопрома, то уже в будущем году автопроизводство в нашей стране может выйти на докризисный уровень. По прогнозу агентства «Автостат», в нынешнем году в России будет выпущено 1,1 млн легковых автомобилей, из них около половины – иномарки. А в будущем году объемы выпуска приблизятся к рекордному 2008 году и составят 1,4 млн машин, причем на иностранные бренды придется уже 55%. Как отмечает С. Рут, рост российского автопрома обеспечат продление действия высоких пошлин, поддержка спроса со стороны государства, а также общий рост спроса на автомобили, обусловленный
изношенностью автопарка России, низкой автомобилизацией населения и улучшением макроэкономической ситуации.
В программе «Автопром-2020», разработанной Минпромторгом России, в качестве приоритетного сценария развития рассматривается сценарий «Партнерство». Он предполагает обеспечение около 80% российского авторынка за счет внутреннего производства и незначительный объем экспорта (не более 8% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. По прогнозу Минпромторга, из 3 млн 150 тысяч легковых автомобилей, которые будут выпускаться в России к 2020 году, 1,65 млн машин (52%) придутся на российские автозаводы, оставшиеся 1,5 млн штук (48%) – на производителей иномарок.При этом в Минпромторге предполагают, что на российском рынке будет два крупных российских производителя (в партнерстве с иностранными) и четыре-пять крупных локализованных иностранных производителей. Как отмечают эксперты, под «российскими автопроизводителями» имеются в виду альянсы АвтоВАЗа и Renault-Nissan, а также Sollers и Fiat, в рамках которых будут выпускаться иномарки. Таким образом, автомобили отечественной разработки могут почти совсем исчезнуть с российских конвейеров. Показательно, что АвтоВАЗ к 2015 году намерен полностью обновить модельный ряд за счет моделей на платформе Renault Logan, сохранив производство лишь Lada Kalina на новой платформе.
Александр Чупров