Статьи,
22 окт 2010, 10:20
Машины в России помолодели и стали дешевле
Российский рынок подержанных машин пострадал от кризиса в меньшей степени, чем продажи новых автомобилей, и восстанавливаться он начал тоже быстрее. По словам участников рынка, даже запретительные пошлины на ввоз «секонд-хэнда» и утилизационная программа благотворно сказались на «вторичке» – благодаря им с рынка исчезли наиболее старые и некачественные машины...
Читать в полной версии
Российский рынок подержанных машин пострадал от кризиса в меньшей степени, чем продажи новых автомобилей, и восстанавливаться он начал тоже быстрее. По словам участников рынка, даже запретительные пошлины на ввоз «секонд-хэнда» и утилизационная программа благотворно сказались на «вторичке» – благодаря им с рынка исчезли наиболее старые и некачественные машины.Емкость вторичного авторынка в России традиционно превосходит продажи новых машин, причем в условиях кризиса этот разрыв, по данным агентства «Автостат», увеличился с 33% в 2007 году до 2,4-кратного преимущества «бэушек» по итогам прошлого года. Популярность подержанных машин у россиян генеральный директор компании «АВТОпробег» Сергей Ткачев объясняет низким уровнем доходов граждан. «Подержанные автомобили стоят гораздо дешевле новых, поэтому в России бэушная машина для многих – единственное решение транспортной проблемы», – говорит он. Как добавляет ведущий аналитик системы вертикального поиска Smartus.ru Артем Рязанцев, цены на вторичном рынке ниже, а, например, трех-пятилетняя иномарка чаще всего не выработала и трети ресурса и по потребительским свойствам не сильно отличается от нового автомобиля. «Подержанные автомобили нашли особой отклик в сердцах потенциальных автолюбителей, главным образом, в период экономического кризиса, когда было утеряно доверие к кредитам и снизилась покупательная способность населения», – отмечает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Наталия Щербакова. В кризисном 2009 году вторичный авторынок упал значительно меньше (на 24,3%, до 3,36 млн машин), чем первичный (на 50,2%, до 1,36 млн машин), как посчитали в агентстве «Автостат». Участники рынка объясняют это смещением спроса в сторону
более дешевых машин, к тому же цены на «бэушки» в прошлом году падали в большей степени, чем на новые. «Людям нужны были деньги для решения текущих потребностей, и рынок реагировал соответственно», – говорит С. Ткачев. «Вторичный рынок куда эластичней первичного в смысле ценообразования, за счет большего падения цен удалось меньше потерять в объемах, – соглашается А. Рязанцев. – К тому же сказалась и общеэкономическая ситуация – многие решили, что «не потянут» новую машину, и купили подержанную».
Из кризиса вторичный авторынок также выходит быстрее – по итогам I полугодия продажи «секонд-хэнда» выросли на 24%, до 1,91 млн машин, тогда как первичный рынок за тот же период увеличился всего на 1,7%, до 737 тысяч легковых автомобилей. По словам участников рынка, продажи «бэушек» в нынешнем году растут в том числе благодаря дефициту новых автомобилей у дилеров. При этом если в прошлом году на вторичном рынке с небольшим перевесом доминировали отечественные машины (доля – 50,8%), то в нынешнем году лидерство вновь захватили иномарки, заняв 56,6% рынка. А. Рязанцев объясняет это массовым выходом на вторичный рынок кредитных иномарок, а также отложенным из-за финансового кризиса спросом.В то же время, по данным Smartus.ru, в нынешнем году средний возраст автомобилей, представленных на вторичном рынке, уменьшается. «Кризис заканчивается, люди начинают верить в свои возможности, кто-то хочет успеть купить машину по еще «кризисной» цене, и все это приводит к тому, что люди меняют машины раньше, то есть на вторичный рынок попадают более свежие авто», – поясняет А. Рязанцев. Кроме того, благодаря программе утилизации наиболее старые машины ушли с рынка и в целом парк автомобилей молодеет, добавляет С. Ткачев.«По нашим прогнозам, в ближайшие годы произойдет существенный рост парка иномарок в возрасте от трех до семи лет – сегмента автомобилей, которые традиционно активно торгуются на вторичном рынке», – говорит Н. Щербакова из PricewaterhouseCoopers Russia.
Вместе с тем с увеличением спроса на автомобильный «секонд-хэнд» начали расти и цены. По данным Smartus.ru, по состоянию на конец августа средние цены на
подержанные автомобили выросли на две трети (66,8%). А вот в сентябре, после восьми месяцев стабильного роста, цены на вторичном авторынке пошли вниз, причем падение составило сразу 11%. «Рост продаж на первичном рынке стал одним из факторов снижения цен на вторичном, – говорит А. Рязанцев. – Больше людей купило новые машины и было вынуждено продавать старые». Более того, из-за скидочных акций, которые в конце года проводят дилеры новых автомобилей, цены на вторичном рынке в ближайшие месяцы стабилизируются и могут вообще не расти, полагает С. Ткачев. По его мнению, этому также способствует сезонное увеличение предложений.Участники рынка также отмечают, что с введением запретительных пошлин на ввоз автомобильного «секонд-хэнда» вторичный авторынок стал более ориентирован на дилерские автомобили. По данным PricewaterhouseCoopers Russia, за семь месяцев 2010 года доля подержанных автомобилей в реализации крупнейших автодилеров выросла с 7% до почти 9%. По словам Н. Щербаковой, до кризиса большую часть прибыли российские дилеры получали от продаж новых автомобилей, что отличает их от развитых рынков, где основным источником дохода является продажа подержанных автомобилей и услуг по ремонту и техобслуживанию.
Александр Чупров