Статьи, 22 июн 2010, 09:21

Все о новых руководителях и работниках АвтоВАЗа

Исход алешинской команды и новые назначения в топ-менеджменте говорят о том, что вскоре на ВАЗе приступят к производству новых автомобилей. Сразу же после очередных кадровых перестановок нам удалось поговорить с вице-президентом по персоналу и социальной политике ОАО “АвтоВАЗ” Дмитрием Михаленко...
Читать в полной версии
Дмитрий Михаленко коренной тольяттинец – 38 лет. В должности вице-президента по персоналу и социальной политике ОАО “АвтоВАЗ” всего год, но в совокупности на заводе отработал 16 лет. Именно ему было поручено устроить судьбу тысяч горожан, для которых на ВАЗе работы не нашлось. Последние полгода он занимается трудоустройством и подыскивает новые проекты для бывших сотрудников АвтоВАЗа. О том, на что могут рассчитывать тольяттинцы, почему они не едут и не поедут собирать иномарки на другие автозаводы, зачем на конвейер набрали студентов и для чего ВАЗу понадобились снегоходы, мы и поговорили в легендарной вазовской “высотке”.– Дмитрий Геннадьевич, на ВАЗе – очередные перестановки в руководящем составе. Ушли вице-президент по маркетингу и продажам Максим Нагайцев и вице-президент по техническому развитию Сергей Гайсин. Должность последнего занял бывший главный конструктор Евгений Шмелев...– Да, есть приказ по Нагайцеву от 10 июня и Гайсину от 11 июня. А 15 июня на должность вице-президента по техническому развитию назначен Шмелев.– Как считаете, Шмелев хороший будет руководитель?
– Конечно – и был хорошим, и останется. Евгений Николаевич Шмелев давно работает на заводе. Настоящий профессионал, последние несколько лет работал главным конструктором, это важно.– Будем надеяться, что обмен креслами завершен и с этим назначением на заводе наконец приступят к производству. А что касается маркетинга, как вы думаете, реально кого-то сейчас на заводе найти на эту должность?– Сейчас обязанности вице-президента по маркетингу исполняет Федосов Артем Анатольевич. Все решения о назначениях подобного уровня принимает президент АвтоВАЗа Игорь Комаров – я не прогнозирую.– После того как ВАЗ, Renault и Nissan стали равноправными партнерами, можно ли говорить о возможности карьерного роста для сотрудников АвтоВАЗа внутри этих трех компаний вплоть до постов в Renault и Nissan?
– Я думаю, это возможно. Вазовцы проходят стажировку и обучение на Renault и на Nissan по разным направлениям, в том числе по качеству.– Какие программы переобучения действуют на данный момент?– Есть программа переобучения ста работников дочерних предприятий “АвтоВАЗ-Перспектива” и “Реформинг-Центр”, они обучаются на Renault. Сорок два человека уже прошли стажировку. С “Автофрамосом” у нас программа стажировки уже для пятисот работников. Существует целый ряд программ по разным направлениям деятельности, мы ведем совместную работу по постановке на производство новых моделей автомобилей. – Чему именно учатся люди? И какие специальности требуют переподготовки в первую очередь?– Там целый ряд направлений: и начальники, которые перенимают опыт, и инженеры, есть рабочие, которые после стажировки и будут трудоустроены в производстве новых моделей автомобилей АвтоВАЗа. Люди учатся на предприятиях Renault во Франции, в Румынии, на “Автофрамосе” в Москве. Кроме того, у нас действует программа Lada Quality Program (LQP) – по ней будет переобучаться персонал уже на территории нашего завода, будет создана специальная школа для большого количества людей. Это руководители среднего звена – начальники цехов – и рабочие. По этой программе у нас в плане на 2011 год обучить 1100 рабочих, на 2012-й – дополнительно еще 1900 рабочих.– Когда начнет работать эта школа?– Осенью – сейчас мы вместе с французами разрабатываем регламент.– За последние полгода с АвтоВАЗа уволили огромное количество людей. Где сейчас все эти люди и на что они живут?– АвтоВАЗ никого не оставил без средств к существованию. Это принципиальная позиция – и наша, и профсоюза компании, и государства. У нас есть ежедневная справка по численности персонала о том, как и где работают люди. Вот смотрите (показывает отчетность). Сегодня на АвтоВАЗе работает 72 218 человек. По сути, меньше чем за год наш персонал, действительно, уменьшился на 30 тыс. человек (29 940). Из них более 15 тыс. – пенсионеры и работники предпенсионного возраста, которые ушли на пенсию, получив, кстати, от завода дополнительную корпоративную пенсионную выплату.– То есть они могут искать какую-то подработку в городе, если захотят...– Безусловно. Человек на пенсии делает то, что считает нужным. Кроме того, такие работники – все члены профсоюза АвтоВАЗа – кроме государственной пенсии получили также выплаты от завода: те, кто увольнялся до 1 ноября 2009 года, получили 20% среднемесячной заработной платы за каждый отработанный год; кто уволился в течение следующего месяца – 10%, кто ушел в течение декабря – 5%. То есть мы поэтапно уменьшали корпоративные выплаты. В среднем каждому уходящему на отдых АвтоВАЗ заплатил более 100 тыс. рублей.– Людей уговаривали покинуть завод?– Нет, каждый принимал решение добровольно, это личный выбор: уйти на пенсию или остаться на заводе – можно было перейти в созданные в конце 2009 года дочерние общества. Сегодня на АвтоВАЗе работает порядка 3 тыс. пенсионеров и около 1,5 тыс. работников предпенсионного возраста.– Хорошо, то есть 15 тыс. человек ушли на пенсию, а остальные 15 тыс.?– 2,5 тыс. сотрудников АвтоВАЗа перешли вместе с теми объектами социальной инфраструктуры, которые мы передали городу и в Федеральное медико-биологическое агентство. Таким образом были сохранены социальные функции переданных объектов и обеспечена занятость людей. При этом у работников тоже был выбор: перейти с этими объектами на муниципальную или федеральную службу или начать работать в дочерних обществах. Также “естественная текучесть” персонала за год составила 5,5 тыс. человек – на каждом предприятии есть те, кто увольняется по разным причинам, по собственному желанию, например в связи с переездом куда-то, молодые ребята уходят в армию... В дочерние общества перешло 6,5 тыс. человек. А за счет того, что приема новых работников сейчас на АвтоВАЗе нет, численность уменьшилась. И, таким образом, сегодняшний АвтоВАЗ – это 72 тыс. человек. – До конца года еще будут увольнения?– Никаких массовых сокращений не было, нет и не будет. Целевая численность на 2010 год – 71 260 человек, то есть превышение – 950 работников.– То есть их попросят...– Повторяю – мы никого не “просим”: около 400 человек в месяц – “естественная убыль” персонала. Но это нормально – и, между прочим, на 50%, то есть в два раза меньше, чем год назад: кто-то новую работу нашел, изменились семейные обстоятельства, переехали, решили заняться чем-то другим...– А сотрудники ваших дочерних предприятий, “АвтоВАЗ-Перспектива” и “Реформинг-Центр”, – чем они занимаются?– Сейчас перед АвтоВАЗом стоит амбициозная задача – постановка на производство новых моделей без остановки производства, кстати. Корпус № 15/3 (27 тыс. кв. м), например, сейчас переделываем полностью под производство нового силового агрегата. Рядом корпус № 70 (56 тыс. кв. м) – там будет сварка новых моделей автомобилей, корпус № 61, куда переносится оборудование из 70-го корпуса – тоже порядка 30 тыс. кв. м, первая линия главного конвейера, которую тоже надо подготовить к производству новых машин, – огромный объем работы. Плюс ЗАК (завод автокомпонентов) – там идет создание мощностей для технопарка. Люди полностью заняты – в основном на этих пяти объектах плюс выполняют работу на инфраструктуре завода. – То есть они приходят на завод и переносят разные предметы с одного места на другое...– Не переносят! Они демонтируют старое оборудование, готовят новые мощности. Вот результаты работы дочерних обществ по май месяц включительно (показывает отчетность): демонтировано 1067 единиц оборудования, восстановлена 831 единица оборудования, освобождено 57 тыс. кв. метров производственных площадей. Окрашены тысячи метров межферменного пространства, 899 фундаментов подготовлено... Это – работа сотрудников дочерних обществ, которые осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.– Уровень жизни людей после того, как они перешли в дочерние общества, снизился?– Нет, остался таким же: при переходе в дочернее общество у работника оставался тот же разряд, тот же оклад, тот же размер премии. В некоторых случаях изменение зарплаты было связано с изменением условий труда: например, человек работал в металлургическом производстве около печки и получал выплаты за вредность, а стал работать на демонтаже оборудования – этих выплат не стало. Но мы делали анализ заработной платы: у кого-то она уменьшилась, а у кого-то увеличилась, потому что он стал работать более напряженно. Сегодня организованы рабочие субботы в дочерних обществах – по желанию человек может заработать в субботу двойную зарплату.– А какой смысл был переводить этих людей в дочерние общества, если у них остались те же зарплаты и т. д.?– Мы не могли обеспечить этих людей работой, а эти дочерние общества сегодня существуют за счет средств федерального бюджета и занимаются модернизацией производства. Я хочу подчеркнуть – здесь нельзя говорить о “сокращениях” и считаю, что проделана серьезная работа, которая позволила никого не оставить на улице. Мы благодарны правительству РФ, Минздравсоцразвития, администрации Самарской области – все они поддержали АвтоВАЗ, одни мы бы не справились.– Но вот вы вывели людей в дочерние общества, а сейчас вам не хватает рабочей силы и вы набрали студентов, это так?–- Да, мы приняли на работу студентов наших профильных учебных заведений – будущих кадровых работников АвтоВАЗа. Тем самым мы решаем две задачи: студенты получают необходимые практические навыки реального производства, а предприятие готовит высококвалифицированные кадры и берет на особую заметку показавших себя студентов.– Сколько взяли студентов, чем они занимаются и как это может повлиять на качество продукции?– Люди сначала учатся, а потом начинают работать. 2800 человек работают по срочным трудовым договорам – это бывшие работники АвтоВАЗа, которые пришли из армии, студенты наших базовых учебных заведений, где есть профильные техникумы, училища, институты.– Был ли смысл тогда выводить людей с завода?– Мы увеличили производственную программу на лето – сегодня не принято решение о том, что будем переводить этих людей на постоянную работу.– В производстве игрушек и снегоходов ваши дочерние общества будут участвовать?– Основное дело АвтоВАЗа – производство автомобилей Lada – искренне надеюсь, что всем в нашей стране это известно. Может быть, дочерние общества и будут делать когда-нибудь игрушки – договоров и подписанных соглашений нет. По снегоходам: Тольяттинский государственный университет (ТГУ) разработал конструкцию снегоходов, сделал опытные образцы, есть предприятие, которое разместило заказ на производство снегоходов на разных предприятиях, в том числе 30 сотрудников “АвтоВАЗ-Перспективы” будут заняты в этом проекте.– То есть вы выступаете лишь как рабочая сила, вы не просчитываете рынок снегоходов и так далее?– Есть заказчик, он оплачивает работу. А мы просчитываем возможности создания рабочих мест для тех вазовцев, которые перешли в дочерние общества. Мэрия Тольятти тоже работает в этом направлении, администрация Самарской области... 753 рабочих места, например, должны быть созданы в ЖКХ, там тоже будет обеспечен достойный уровень зарплаты.– ЖКХ – то есть дворники и сантехники?– Речь идет об управляющей компании ЖКХ – да, будут и дворники, и сантехники, а что в этом странного? Городу нужны очень многие профессии. Будет и директор УК, и бухгалтер. Но еще раз хочу пояснить: люди переходят на другие работы исключительно по собственному желанию. Сейчас начнется активное строительство в ОЭЗ – постановление в ближайшее время будет подписываться правительством РФ; выделены средства на капремонт жилых домов – и там нужны люди. Плюс коммерческая деятельность – снегоходы, кстати, которые мы с вами обсуждали. АвтоВАЗ давно и плотно сотрудничает с Центром занятости Тольятти – смотрим варианты трудоустройства наших сотрудников, которые перешли в дочерние общества, передаем им информацию. Вакансий сегодня в нашем городе не одна тысяча – есть руководители, инженеры, специалисты.– У вас есть статистика по трудоустройству бывших вазовцев, например, на других автозаводах? Вы следите за судьбой этих людей?– А у нас нет автозаводов-то других.– Питер, Калуга, например...– Эти предприятия нельзя сравнить с АвтоВАЗом. Мы проверяли, куда едут люди, где начинают работать. Должен сказать, что большинство, конечно, уезжать не планирует. Специально увольняться и переезжать в другой город – таких примеров немного. Есть высококлассные специалисты, они переезжают на предприятия Sollers, например, на ГАЗе работали наши люди...– А вы можете отметить слабые места выходцев с ВАЗа? Возможно, им на что-то нужно обратить внимание, чтобы быть востребованными специалистами в современном автопроме?– Вы имеете в виду автопром в Калуге, Питере или еще где-то?– Да.– Готовы ли эти автозаводы предоставить людям жилье, зарплату, какие-то отличные условия, чтобы они переехали туда? Думаю, что нет – особенно в условиях сегодняшней экономики.– Говорят, из НТЦ инженеры поразбежались. Есть кому машины-то строить?– Численность сотрудников НТЦ составляет 3600 человек, в том числе 2,5 тысячи человек – это инженерный состав. А проводимая серьезная работа по обновлению модельного ряда, постановке на производство новых и модернизированных моделей автомобилей и служит ответом на ваш вопрос.– Вы планируете восполнить инженерный состав, когда речь пойдет о производстве новых моделей?– Возможно, будем принимать отдельных специалистов по некоторым направлениям.– Какая сегодня средняя зарплата на ВАЗе?– За май зарплата промышленно-производственного персонала составила 17 591 рубль, в том числе средняя зарплата рабочего – 16 900 рублей; инженера НТЦ – 17 953 рубля. Надо сказать, в последние месяцы уровень зарплаты возвращается к докризисному.– А зарплата топ-менеджеров?– АвтоВАЗ – коммерческая компания, не вижу смысла раскрывать эту информацию.– Каков средний возраст на ВАЗе?– 38 лет, а еще недавно было 42 года.– А сколько сейчас вице-президентов на ВАЗе?– Десять вице-президентов и два исполнительных вице-президента – а еще год назад было 30...После беседы для меня организовали экскурсию по заводу и продемонстрировали, как переоборудуются корпуса под производство новых моделей. В будний день около 21:00 работа кипела – факт.Елена Костякова