В силу бедности и консерватизма российских потребителей автоматические трансмиссии получили распространение в нашей стране значительно позже, чем в развитых странах. Однако в последние годы мода на “автоматы” в России стремительно развивается...
Читать в полной версии
В силу бедности и консерватизма российских потребителей автоматические трансмиссии получили распространение в нашей стране значительно позже, чем в развитых странах. Однако в последние годы мода на “автоматы” в России стремительно развивается, и даже во время кризиса доля машин с АКП продолжила рост. Правда, до сих пор с данной опцией на российском рынке продаются только автомобили зарубежных марок.Каждая вторая новая иномарка (49,7%), реализованная на российском рынке в I квартале 2010 года, оснащена автоматической трансмиссией, свидетельствуют данные агентства “Автостат”. При этом с каждым годом почитателей АКП в нашей стране становится все больше и больше. Так, по итогам 2009 года доля автомобилей с “автоматом” составляла 44,9% в продажах иномарок в России, а годом ранее – 41,6%. Если же учитывать автомобили и российских марок, то доля АКП за январь-март нынешнего года составила 34,8%, в 2009 году – 31,3%. А всего три года назад на долю автомобилей с “автоматом” приходилось лишь чуть более 20% рынка. Иными словами, тогда автоматической коробкой передач был оснащен каждый пятый автомобиль в нашей стране, а сейчас – каждый третий. Массовое признание АКП в России пришло с многолетним запозданием, считает Сергей Калинин, главный инженер проекта FT7 компании “КАТЕ” (российского производителя автоматических трансмиссий). “Замшелые стереотипы внушают людям неверные представления о том, что “автомат” – это дорого, сложно, “задумчиво”, – говорит он. – Чего стоило продвижение на рынке вариаторов и “роботов”. Бытовало мнение, что эти коробки чуть ли не сразу приведут владельца к неизбежному ремонту и огромным денежным тратам. Вот и появлялись они на нашем рынке с пятилетним и более запозданием. Сейчас же пользователь уже распробовал и вариатор, и DCT. Постепенно на нашем рынке стали появляться и гибридные силовые установки”.Как отмечает директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров, многие производители предлагают своим потребителям модели в двух исполнениях – как с автоматической, так и с механической коробкой передач, так что всегда можно выбрать свой вариант с учетом финансовых возможностей и среды эксплуатации автомобиля.Сегодня спрос на автомобили, оборудованные “автоматами”, достиг той планки, когда производитель, продающий новые автомобили в России, должен в обязательном порядке иметь в своем диапазоне модификаций опцию “АКП”, говорит С. Калинин. “Чаще это уже даже не опция, но базовый состав”, – отмечает он. При этом если спорткары, премиум- и luxury-сегменты автомобилей С-, D-, Е-классов, а также представительские лимузины уже давно содержат в качестве неотъемлемого атрибута автоматическую коробку передач, то в сегменте массовых автомобилей В- и С-классов “автоматы” стали завоевывать популярность в последние годы. По данным компании “КАТЕ”, в 2005-2010 годы доля автомобилей с АКП в России возросла с 12 до 25% для B-класса, с 22 до 31% – для С-класса. “Выбор покупателя в нашей стране достаточно консервативен, – отмечает С. Калинин. – Отчасти это оправданно, поскольку в этих классах все крупные производители продают автомобили с четырехступенчатыми АКП, морально устаревшими конструкциями, обладающими частью приписываемых всем “автоматам” недостатков. Сегмент премиум, напротив, широко открыл свои двери автоматическим коробкам и вариаторам, и здесь применяются передовые разработки”. Стоит также отметить, что “автоматы” мало распространены в малых классах (мини, A- и B-класс) в их нижних ценовых нишах.Несмотря на растущую популярность “автоматов” в нашей стране, сегодня на российском рынке этой опцией могут похвастаться только иномарки. УАЗ не планирует в ближайшее время устанавливать АКП на свои внедорожники, сообщила PR-менеджер UAZ Елизавета Бадалова. АвтоВАЗ уже несколько лет обещает оснащать свои флагманские модели Lada Priora и Kalina автоматическими коробками, которые разработаны компанией “КАТЕ”, однако этого до сих пор не произошло. Между тем маркетинговые исследования, проведенные маркетологами АвтоВАЗа, показывают, что 35% владельцев Lada хотели бы приобрести автомобиль с АКП, в частности свыше 50% покупателей Lada Kalina желали бы иметь в своем автомобиле “автомат”. Таким образом, АвтоВАЗ теряет часть своих покупателей, предлагая автомобили только с “механикой”, тем более что все больше массовых иномарок получают АКП. Как сообщила директор по связям с общественностью Renault Оксана Назарова, “Автофрамос” ведет подготовку к производству Renault Logan и Sandero с автоматической коробкой передач и планирует начать продажи таких автомобилей во второй половине 2010 года. Кроме того, новый седан Volkswagen, разработанный специально для российского рынка, помимо МКПП будет оснащаться шестиступенчатым “автоматом” с функцией последовательного ручного переключения (Tiptronic). Как отмечают в Volkswagen Group Rus, российским потребителям впервые будет предложена столь современная автоматическая трансмиссия в данном классе автомобилей (новинка от VW будет стоить от 10 тысяч евро).“Основное преимущество автоматической коробки передач, пожалуй, заключается в том, что она позволяет водителю сосредоточиться не на выборе и переключении передач, а на других аспектах вождения автомобиля, тем самым обеспечив больший комфорт и безопасность на дороге. Особенно удобна автоматическая трансмиссия в больших городах, – говорит А. Комаров. – Разумеется, функциональные качества механической коробки передач выходят на первый план там, где есть проблема бездорожья, заснеженной зимы и пр. Кроме того, немаловажное значение имеет ценовой вопрос, так как автомобили с “автоматом” несколько дороже”.Таким образом, отмечают эксперты, именно загруженные автомобилями и более богатые мегаполисы обеспечивают возрастающую долю машин с “автоматами” в нашей стране. Учитывая, что эта опция доступна только на иномарках, показательно, что безусловными лидерами по продажам автомобилей зарубежных брендов в России являются Москва и Санкт-Петербург. На них, согласно данным агентства “Автостат”, по итогам I квартала 2010 года приходится 41,6% и 9,6% рынка иномарок соответственно.По словам С. Калинина, в современных развитых странах, где преобладают “молодые” автомобили (в возрасте до четырех лет), население мегаполисов практически полностью передвигается на автомобилях с АКП. А вот страны с развивающейся экономикой пока поглощают в большей мере автомобили с “механикой” и
используют “старые” машины (5-15 лет). Так, по данным “КАТЕ”, автоматические трансмиссии слабо распространены в Восточной Европе, Китае, Индии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. В то же время Западная Европа, Северная Америка, Япония и различные регионы Юго-Восточной Азии в той или иной мере сделали свой выбор в пользу АКП. При этом эксперты отмечают, что жители Западной Европы в большинстве своем все-таки предпочитают компактные автомобили с дизельным двигателем и “механикой”, поскольку автоматическую трансмиссию считают переплатой при покупке и эксплуатации, а пробки и вовсе объезжают на общественном транспорте. А вот в США, где на машине приходится преодолевать большие расстояния, насыщенность дорог очень высокая, а большинство американцев садятся за руль в молодом возрасте, “автомат” находится вне конкуренции.Существует два основных стереотипа об автоматических коробках передач. Во-первых, бытует мнение о том, что “автомат” задумчив, а автомобиль с ним вял. “Это стереотип прошлого, когда большинство автомобилей оснащались гидромеханическими АКП, имеющими четыре передачи, в лучшем случае пять, – говорит С. Калинин. – Сегодняшние многоступенчатые дорогие “автоматы” не проигрывают, а напротив, выигрывают в разгонной динамике у автомобилей с механической коробкой передач. “Мозги” двигателя и АКП калиброваны совместно таким образом, что позволяют достигать наилучших эксплуатационных показателей при наименьшем расходе топлива”.Второй стереотип гласит, что “автомат”, как правило, выбирают начинающие водители и женщины, поскольку он проще в управлении. “В последнее время многие мужчины предпочитают комфорт ходовым качествам автомобиля. У меня, например, автомобиль с автоматической трансмиссией”, – говорит Андрей Комаров. Целевая аудитория автомобилей с АКП – это все возрастные группы покупателей обоих полов, соглашается Сергей Калинин. А если автомобиль – единственный в семье и за рулем ездят оба супруга, выбор автоматической трансмиссии очевиден, заключают эксперты.
Александр Чупров