Кризис закончился, россияне бросились покупать автомобили. А государство и автопроизводители пытаются помочь им в этом. Первые запустили программу утилизации, другие разработали удешевленные версии своих бестселлеров и предлагают скидки...
Читать в полной версии
ГлавноеЭтот рынок уже побывал на своем дне. В 2010 году приятно наблюдать, как с каждым месяцем растут продажи новых автомобилей. Особенно преуспевают на рынке корейская KIA,
самые дешевые машины и машины из премиум-сегмента. Наращивают продажи и китайские компании, пусть и не без помощи российского производства своих машин под маркой Vortex.Стабильный рост от месяца к месяцу отмечен следующими цифрами: в январе 2010 года было продано 74 086 автомобилей, в феврале – 91 922 автомобиля, а в марте – 126 701 новый автомобиль. Слабый старт продаж в начале года, январе и феврале, обеспечил первому кварталу этого года плохие показатели. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период январь-март 2010 года в России было продано 293 030 автомобилей, что на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года.С такой цифрой ежеквартальных продаж мы бы вышли на отметку 1,2 млн проданных новых авто в год. Но все специалисты хором говорят, что в течение года продажи будут потихонечку, но расти и концу года цифра продаж может составить 1,5 млн автомобилей.
Цитата недели
Мартин Ян, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: “В марте на рынке мы наблюдали значительное оживление. Улучшение общего климата и рост потребительского оптимизма обусловлены не только традиционным сезонным фактором, но и началом работы схемы по утилизации автомобилей. В связи с общим улучшением ситуации комитет пересмотрел прогноз продаж в России по итогам текущего года до 1,45 млн легковых автомобилей”.
Программа утилизацииПрошел месяц с начала российской программы “Наличные за автохлам”. Европейские аналоги данной программы (когда при сдаче в утиль старых автомобилей их владельцы получают скидку для покупки нового авто) проработали в прошлом году. Эти программы, наиболее масштабная и успешная из которых прошла в Германии, помогли странам Евросоюза удержаться в тяжелом кризисном 2009 году на уровне благополучного 2008-го. А в Германии продажи новых автомобилей даже существенно выросли. Сегодня в Европе, и особенно в той же Германии, наблюдается существенное снижение продаж новых автомобилей. Программа утилизации закончена, а желающих покупать новые автомобили без скидок не так много.
Российская программа утилизации неожиданно оказалась весьма популярной
На фоне европейских и американской программ утилизации подобной российской программе пророчили блеклое будущее. Но март показал, что желающих расстаться со старым автомобилем и взамен приобрести новый, пусть и очень дешевый, в России нашлось немало.200-тысячный лимит на утилизацию старых авто в обмен на скидочный сертификат на 50 000 рублей рассчитан правительством на полгода. За первый месяц программы вышеупомянутый лимит был выбран на три четверти. Уже поступило около 155 000 заявок от россиян, желающих получить деньги за старый хлам на колесах. При таком темпе развития событий программа будет закончена уже к лету.Даже российские автопроизводители, чьи мощности давно не загружены, оказались не готовы к подобному всплеску интереса к их продукции. Сейчас на некоторые, в основном самые дешевые, модели АвтоВАЗа и других производителей образовались очереди.К исходу месяца программы утилизации при 155 000 заявок реальных продаж было не так уж и много. Из предоставленных нам данных следует, что АвтоВАЗ, например, продал более 10 000 автомобилей.
Lada – 10 800 автомобилей
UAZ – 1006
FIAT – 528
Ford – 482
SsangYong – 37 автомобилей
АвтобизнесНа прошлой неделе подтвердились намерения российского банкира Владимира Антонова построить на территории России завод по выпуску автомобилей Saab. Антонов был совладельцем компании Spyker до тех пор, пока General Motors не попросил убрать Антонова из Spyker в обмен на продажу этой маленькой голландской компании активов шведского премиум-бренда Volvo. Антонов выполнил условия американцев, продал свои акции Spyker, но остался неформальным лидером проекта по покупке и развитию Saab. В его планы входит и амбициозный проект по созданию
производства Saab в Калининграде, на территории России. Антонов задал, прямо скажем, слабо выполнимые условия проекта: за 100 млн долларов наладить в России производство упрощенных седанов Saab мощностью 50 000 автомобилей в год с китайскими комплектующими и конечной стоимостью автомобиля в 12 000 долларов. Впечатляющий проект.Легендарный Hummer, пожиратель топлива и пустынных километров оффроуда, который обязан своим рождением американской армии и низким ценам на нефть, закрывается. Последним претендентом на американскую легенду была китайская компания Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery, но переговоры между автомобильными представителями сверхдержав в итоге сорвались, и теперь шансы на спасение Hummer
свелись к нулю. С закрытием компании уходит в отставку и генеральный директор бренда Джим Тейлор, прекращается производство моделей H2 и H3, а перспективному “бэби-Hummer” модели H4 так и не суждено будет появиться на свет. Их рэперы и наши олигархи будут скучать.Еще одна сенсация недели – немецкий Daimler объединяется с французским масс-брендом Renault. Генеральный директор Daimler Дитер Цетше и генеральный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявили об
образовании тройственного союза Daimler-Renault-Nissan (Renault и Nissan уже более десятка лет трудятся в тесном сотрудничестве в рамках своего собственного альянса под управлением вездесущего Карлоса Гона). Руководители Daimler и Renault не вспомнили и ни словом не обмолвились об еще одном участнике альянса, российском АвтоВАЗе. С одной стороны, Карлос Гон постоянно заявляет, что АвтоВАЗ является полноправным партнером, и передает ему часть новейших технологий, с другой – найти точки пресечения даже в рамках альянса между машинами Mercedes (марка принадлежит концерну Daimler) и Lada просто невозможно. Поэтому Renault-Nissan и Карлос Гон стали центром сразу двух тройственных союзов: престижного Daimler-Renault-Nissan и перспективного в отдельно взятом регионе Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
Скандалы неделиНациональная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) обвинила компанию Toyota в
умышленном сокрытии дефекта педали газа. В этом деле много неясностей. В принципе, Toyota, как только разбиралась с реальностью угрозы от возникновения проблем со своими машинами, сразу объявляла отзыв. В Европе гигантский отзыв начался еще в сентябре. В Штатах – в январе.
NHTSA обвинила компанию Toyota в умышленном сокрытии дефекта педали газаСогласно закону США, автопроизводители должны уведомить NHTSA об имеющихся проблемах безопасности автомобилей в течение пяти рабочих дней. Однако, по данным организации, Toyota знала о неправильной работе педали акселератора как минимум с 29 сентября 2009 года, когда начала отзывать дефектные автомобили в Европе. Toyota придется защищаться от продолжающихся претензий со стороны государственных организаций США. На этот раз японской компании грозит максимально возможный штраф, составляющий свыше 16 млн долларов.
Событие неделиВ Санкт-Петербурге прошел довольно яркий парад “копеек”, который приурочен к предстоящему юбилею модели. На неделе по улицам города на Неве прошлись колонной сотни автомобилей ВАЗ-2101. Массовость мероприятия обеспечить было несложно – из миллионов выпущенных автомобилей сотни тысяч до сих пор на ходу. Владельцы этих старых “Жигулей” не спешат сдавать их по свежей правительственной программе в обмен на 50 000 рублей. В Петербурге старые заслуженные автомобили моделей ВАЗ-2101, 2102, 21011, 21013 поехали не в утиль, а на парад.19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошла первая, как назовут эти машины потом, “копейка”. Модель ВАЗ-2101 построили нам итальянцы из своего популярного Fiat 124. Уже в первый год выпуска новых автомобилей ВАЗ продавал по 1500 авто в сутки.
В Санкт-Петербурге прошел парад “копеек”, приуроченный к юбилею ВАЗ-2101
СтатистикаВ 2010 году по прошествии квартала можно подводить некоторые итоги по продажам легковых автомобилей в посткризисный период. Впереди, конечно же, вездесущая Lada, получившая преимущество над конкурентами в виде программы утилизации. На втором месте с трехкратным проигрышем российскому гиганту – Chevrolet. Затем идут две корейские компании, Hyundai и KIA, практически с одинаковым результатом. Только вот если продажи Hyundai упали на 16% относительно первого квартала прошлого года, то у KIA, наоборот, продажи выросли, и значительно – на 29%. Замыкает пятерку лидеров компания Renault, которой делают продажи автомобили массовой модели Logan. Рост Renault на нашем рынке составил 7%.Пять самых популярных моделей российского рынка в первом квартале 2010 года – это все четыре модели легковых Lada, возглавляемые флагманом Lada Priora, и Renault Logan, вклинившийся на третье место и чудом обогнавший Lada Kalina и Lada 2105/2107.Если брать в расчет только модели иностранных брендов, то лучшая пятерка будет выглядеть следующим образом:
1. Renault Logan – 12 570 автомобилей;
2. Ford Focus – 11 418;
3. Chevrolet Niva – 7072;
4. Daewoo Nexia – 6122;
5. Chevrolet Lacetti – 5933 автомобиля.
Кирилл Орлов