Даже самым мелким деталям Audi уделяет внимания не меньше, чем, допустим, компания Apple в своих телефонах. Только если устройства Apple – это маленькие аппараты, умещающиеся в руке, то продукты Audi – это сложнейшие автомобили, где таких мелочей неимоверное количество...
Читать в полной версии
С самого начала Стефан Зилаф (Stefan Sielaff) работал в Audi над дизайном интерьеров концептов и новых серийных автомобилей. Потом ему удалось поработать в Испании, где в его задачи входило создание интерьеров испанской SEAT, входящей в состав концерна VW. Последние четыре года Стефан Зилаф является одним из шеф-дизайнеров бренда Audi и определяет стратегическое развитие дизайна автомобилей этой марки. Стефан Зилаф курирует все дизайн-проекты компании, в том числе и создание нового для Audi компактного автомобиля с индексом A1. Дизайнер-интерьерщик, Стефан традиционно огромное внимание уделяет именно тщательности проработки деталей интерьера новыми молодыми дизайнерами.
– Модели легковой линейки компании Audi довольно похожи друг на друга, компания явно придерживается консервативного подхода к дизайну своих новых автомобилей, и этот подход имеет огромный успех у покупателей.– Audi не авангардная компания, мы тщательно храним тот облик автомобилей компании, который сформировался за последние 20-30 лет. С каждой моделью мы что-то меняем, улучшаем портфолио компании, но тщательно следим за сохранением традиций марки.Мы сейчас работаем над тремя линейками автомобилей. Это легковые, которые идут под литерой A, – от нового А1 и до опять же нового А8. Это также внедорожная линейка, которая состоит из моделей Q3, Q5 и Q7, и линейка спортивных автомобилей, которая пока состоит только из модели R8.
– У вас же еще нет модели Q3...– Q3 обязательно появится, это уже вопрос решенный.
– Такие слова из ваших уст могут означать одно: что дизайн новой модели уже готов и утвержден.
– Я вам этого не говорил, это секрет компании.
– Дизайн конкретного автомобиля как-то связан с внешним миром, различными предметами современных дизайнеров, культурными течениями?– В первую очередь мы соблюдаем традиции марки, но обновлять свои автомобили и создавать что-то новое невозможно без отрыва от внешнего мира. И влиять на автомобильный дизайн может что угодно, даже архитектура. Но это не простые коробки и прямоугольники, которые застыли как камни правильных геометрических форм. Это, например, архитектура Фрэнка Гери, и в частности его музей в Бильбао. Произведения этого человека – это уже не просто статичные предметы, это здания, которые тем не менее передают ощущение движения, динамики. Это как раз то, что нужно автомобилям. Автомобили – это динамические объекты, и даже когда они стоят, они должны заявлять о своем предназначении, они должны быть динамичными объектами.Дизайнеры черпают вдохновение отовсюду, следят за появлением новых материалов в мебельной промышленности, например. В Audi A8 используется отделка несколькими породами дерева, рисунок которых сейчас очень актуален в произведениях элитной мебели. Используются только реальные материалы, а не их имитация: настоящий металл, как в аппаратуре Hi-End для кнопок управления.Причем по ходу разработки приходится уделять внимание таким мелким и, казалось бы, неважным вещам, как внутренняя подсветка символов на клавишах, сделанных из непрозрачного металла. А это значит, что в клавишах надо вырезать очертания букв и символов и при этом продумывать, как обозначать и закреплять “островки” символов: скажем, треугольник в центре буквы А.Таким мелочам Audi уделяет внимания не меньше, чем, допустим, компания Apple в своих телефонах. Только если устройства Apple – это маленькие аппараты, умещающиеся в руке, то наши продукты – это сложнейшие автомобили, где таких мелочей неимоверное количество, и каждой надо уделить столь же должное внимание.
– Новенький Audi A1 – новая ниша для премиум-бренда Audi. Что взято из внешнего мира для создания этой новой для компании модели?
– Идеи для дизайна интерьера A1 черпались из современной fashion-индустрии. Для интерьера были разработаны новые свежие цвета. Девушка-дизайнер из Чехии, которая работает у нас, разрабатывала новую цветовую палитру для интерьера Audi A1. Современная электроника заставила нас усовершенствовать графические элементы интерфейса управления системами автомобиля.
– Каковы современные тенденции европейского рынка и как компания Audi реагирует на них?– Это все видно на примере Audi A1: здесь и цвет в интерьере, подсветка салона, персонализация внешности, когда при помощи вспомогательных формообразующих и графических элементов один и тот же автомобиль может выглядеть совершенно по-разному.
– Ориентировались ли вы при создании Audi A1 на какую-то модель конкурирующей компании?– Конечно, мы смотрели на конкурентов, но они часто считают, что в этом классе можно выпускать игрушечные автомобили...
– Например MINI Cooper...– Заметьте, не я это сказал.Audi хочет предложить своим клиентам автомобиль меньшего размера, но все же настоящий Audi, который по ощущениям, по характеру должен соблюдать все стандарты Audi.Так было всегда – я работаю вместе с Audi уже 16 лет и когда-то начинал с интерьеров к концепту Audi Al2, а потом делал интерьер и для серийной модели A2.
– Та машина пришлась не ко времени, она ведь не имела рыночного успеха...– На тот момент покупатели еще не ценили низкий расход топлива и компактные размеры автомобилей премиум-класса. Они еще не были готовы к уменьшению премиум-класса и к необычным кузовам. Это пришло только сейчас, когда тенденция набрала силу и премиум-класс может быть и огромными внедорожниками, как Q7, и большими хэтчбеками, как Audi A5 Sportback, и компактными машинами, как Audi A1.
– А что труднее – создавать абсолютно новую модель или совершенствовать старую машину, создавая новое поколение традиционного седана?– Так нельзя сказать, что труднее. Создавать новые модели может быть интереснее. Потому что приходится раздвигать рамки, больше придумывать нестандартных и необычных вещей, при этом надо работать в общей стилистике модельной гаммы бренда. При создании нового поколения, скажем, Audi A4 нужно особо тщательно подходить к истории модели, необходимо сохранить преемственность, узнаваемость и сделать автомобиль не просто современным, но еще и актуальным на протяжении нескольких лет. Это очень сложная задача, и разработка таких автомобилей может длиться очень долго, до четырех лет.
– Судя по всему, Audi не остановится на создании абсолютно новых моделей. Еще свободны индексы A2, Q2, Q4... Как компания Audi решается на создание моделей в новых нишах? Дизайнеры работают строго по заданию отдела маркетинга или сами подкидывают свежие идеи в этом направлении?– Естественно, большая часть заданий приходит от руководства. Маркетинговые отделы постоянно проводят различные исследования и выясняют желания потенциальных покупателей из различных сфер деятельности, разного уровня доходов и так далее. Мы работаем по их заказам. Но бывает и так, что автомобиль рождается спонтанно как красивая и необычная идея, а маркетологи уже потом просчитывают его возможный коммерческий успех. Так было, например, с первым авангардным Audi TT. Мне посчастливилось заниматься интерьером той модели.Авангардные решения нужны, чтобы двигать марку вперед, но авангардные по дизайну автомобили часто плохо продаются здесь и сейчас. Для обкатки таких новаторских идей создаются различные концепты, реакция на которые специалистов и наших клиентов и служит ориентиром для будущих серийных разработок. Но в любом случае – то, что идет в серию, не должно быть слишком броским, ярким и смелым, чтобы не отпугивать нашего покупателя. Люди очень неохотно изменяют своим привычкам.
Кирилл Орлов