Статьи,
11 мар 2010, 08:06
В Россию хлынут иномарки с Украины
Украинский авторынок, который еще несколько лет назад по динамике роста превосходил российский, в прошлом году обвалился почти в 3,5 раза. Терпящие катастрофу украинские автопроизводители устремились на внешние рынки, и прежде всего в Россию...
Читать в полной версии
Украинский авторынок, который еще несколько лет назад по динамике роста превосходил российский, в прошлом году обвалился почти в 3,5 раза и, по прогнозам экспертов, продолжит падение в нынешнем году. Местные автопроизводители, ориентированные главным образом на Украину, по итогам 2009 года снизили объемы выпуска еще больше – в 6,1 раза, а их рыночная доля сократилась с 50% до 37%. Терпящие катастрофу украинские автопроизводители устремились на внешние рынки, и прежде всего в Россию, на которую исторически приходится львиная доля экспорта автомобилей с шильдиком “Сделано в Украине”... “Российский авторынок – лакомый кусок для украинских автопроизводителей, ведь в кризисном 2009 году он в 8,5 раз превзошел по объемам украинский, – говорит Олег Космачев, заместитель директора по продажам компании “Система-Авто” (дистрибьютора корпорации “Богдан” в России). – К тому же между Россией и Украиной действует соглашение об избежании двойного налогообложения, по которому автомобили местного производства ввозятся в наши страны беспошлинно. В результате продукция ЗАЗа и “Богдана” благодаря низкой цене достаточно конкурентоспособна на российском рынке”.Серьезную заявку на лидерские позиции в сегменте бюджетных автомобилей в прошлом году сделал Запорожский автозавод, начав поставки в Россию автомобилей Chevrolet Lanos под собственным брендом – ZAZ Chance. Дело в том, что в июле 2009 года истек срок контракта ЗАЗа и GM СНГ на производство автомобилей Chevrolet Lanos, после чего те же автомобили стали поставляться на российский рынок под новым названием. Уже в августе, на второй месяц продаж, Chance вошел в топ-25 самых продаваемых моделей в России, заняв 24-е место и по итогам второго полугодия с показателем 7344 машины. Кстати, это чуть меньше, чем было продано на самой Украине за весь прошлый год, – 8568 автомобилей ZAZ Lanos и Sens. Показательно также, что Россия заняла 93% в экспорте и 37% в объеме производства ЗАЗа. При этом ZAZ Chance, можно сказать, “вытеснил” с российского рынка Chevrolet Lanos. C июля прошлого года GM СНГ прекратил поставки в Россию своего бестселлера и начал распродавать остатки “Ланосов”. В результате уже в ноябре ZAZ Chance стал популярнее Chevrolet Lanos, превзойдя его по объему продаж. По словам PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, место массового Lanos в модельном ряду марки в будущем займет новый мини-кар, который будет выпускаться на СП “GM-Узбекистан”.“Успешный дебют Chance обусловлен тем, что этот автомобиль, ранее продававшийся под брендом Chevrolet Lanos, представлен на российском рынке уже четыре года и заслужил доверие потребителей”, – говорит Екатерина Березий, директор по маркетингу компании “Квингруп” (дистрибьютора ЗАЗа в России). Немаловажную роль сыграло и ценовое позиционирование автомобиля – со сменой торговой марки он подешевел в среднем на 15%, что стало возможным благодаря условиям долгосрочного сотрудничества ЗАЗа и “Квингруп”. Кроме того, автомобиль получил более дешевый 1,3-литровый двигатель, который на Chevrolet Lanos не устанавливался, – автомобили с этим мотором сегодня составляют более трети продаж Chance. Также в отличие от “Ланоса” Chance представлен и в кузове хэтчбек – их доля в продажах модели достигает 14%.Вместе с тем украинские Chance мало чем конструктивно отличаются от корейского Daewoo Lanos, разве что на них теперь могут ставиться также далеко не новые украинские двигатели Мелитопольского моторного завода. Свою модель корейцы разработали в далеком 1997 году еще до поглощения компании американским гигантом General Motors. В 1998 году на крэш-тестах EuroNCAP Daewoo Lanos заработал всего 2,5 звезды из пяти еще по старой “щадящей” схеме проведения крэш-тестов. В современном автомобильном мире такие показатели недопустимы. Пока можно прогнозировать рост продаж старой модели в России за счет низкой цены, ведь продаются же у нас еще более старые
Daewoo Nexia и вазовская классика. Но с выходом страны из кризиса и реализацией программ по выпуску в России свежих “лоу-костов” мировыми производителями (VW, Peugeot, Renault) продвигать автомобили с модельным возрастом более 10-15 лет будет все сложнее и сложнее.Пока же “Квингруп” ставит перед собой амбициозную задачу – уже в 2010 году вывести Chance в топ-10 самых продаваемых автомобилей в России, реализовав 22 тысячи машин. Для этого компания, в частности, делает ставку на развитие дилерской сети в регионах, где бюджетные иномарки пользуются наибольшим спросом. На сегодняшний день автомобили Chance продают 135 дилеров в 70 российских городах, в нынешнем году “Квингруп” намерена расширить дилерскую сеть до 180 торгово-сервисных центров. В 2010 году компания также обещает представить на рынке рестайлинговую модель Chance, которая будет отличаться новой оптикой, остеклением, кузовными деталями, полностью измененными интерьером и приборной панелью. Кроме того, “Квингруп” уже в середине года намерена расширить линейку автомобилей Chance, сообщила Е. Березий.О выходе на российский рынок легковых автомобилей объявил второй по величине автопроизводитель Украины – корпорация “Богдан”. Как рассказал источник в компании, “Богдан” будет продавать в России автомобили Lada 110 и 111, которые выпускаются на черкесском заводе из автокомплектов АвтоВАЗа, а также пикап собственной разработки “Богдан-2310” Pickup, разработанный на базе “десятки”. Реализацией автомобилей на российском рынке будет заниматься компания “Система-Авто”, которая в настоящее время формирует дилерскую сеть. До конца года “Богдан” рассчитывает реализовать в России 10-12 тысяч машин, из них порядка 2 тысяч пикапов. “Мы выводим на российский рынок нишевые продукты, которые не будут конкурировать с продукцией АвтоВАЗа”, – отмечает собеседник AutoNews.ru. По его мнению, украинская Lada 110 не отнимет покупателей у Lada Priora, поскольку ориентирована на автомобилистов, которые ностальгируют по старой доброй “десятке”. “Они не готовы переплачивать за более современный дизайн и новые опции “Приоры” и все равно бы купили “десятку”, только б/у-шную”, – считает источник. Что касается “Богдана-2310” Pickup, то он значительно отличается по конструкции и характеристикам от пикапов ВИСа и должен занять нишу ижевских “каблуков”, которые с прошлого года не производятся. Более того, корпорация “Богдан” не отказывается от планов построить автозавод в России, его мощность должна составить 120 тысяч легковых автомобилей и 6 тысяч автобусов “Богдан” в год. Добавим также, что сегодня по российским дорогам колесит более миллиона автомобилей украинского производства. По данным агентства “Автостат”, парк легковых автомобилей ЗАЗ в 2009 году включал 974 тысячи машин, являясь шестым по величине среди марок. Автомобилей ЛуАЗ в нашей стране насчитывается более 88 тысяч единиц. Стоит ли говорить, что практически все автомобили украинских марок в России старше 10 лет, поэтому в рамках утилизационной программы их ряды могут несколько поредеть. Смогут ли занять это место запорожские Chance или черкасские “десятки” – покажет рынок...
Александр Чупров