Программа утилизации автохлама невыгодна автодилерам, на плечи которых будет взвалена основная работа по избавлению от старья. Компенсировать затраты автокомпании будут новыми ценами на иномарки и сервис. Уже весной цены могут вырасти еще на 10-15%...
Читать в полной версии
Государственная программа утилизации автомобилей должна стартовать 8 марта 2010 года. На итоговой конференции ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) представители Минпромторга РФ дали понять, что действуют под девизом “Главное – начать, а время покажет”. Однако, несмотря на то что пока никто толком не знает, как программа будет работать, дилеры жалуются, что покупатели уже отложили намерения о покупке автомобиля до весны, что сразу же сказалось на
результатах продаж. По данным РОАД, по сравнению с прошлым годом они упали на 30%. Между тем выгода от отложенной покупки может оказаться небольшой: дилеры, которые сохраняют большой список вопросов к разработчикам программы, будут компенсировать затраты новыми ценами как на услуги, так и на автомобили. Списки дилеров, участвующих в программе (сегодня около 400), а также утилизационных предприятий (50 компаний по территории РФ) появятся на сайте Минпромторга в ближайшие дни. Напомним, владельцы старых автомобилей уже в феврале могут начать подавать заявления дилерам о намерении сдать свой автомобиль в утиль и получить компенсацию в размере 50 тысяч рублей. В Минпромторге уверяют, что несмотря на то, что предприятий по утилизации транспортных средств в России немного, они рассредоточены по стране, поэтому проблем быть не должно. “Не придется везти машину из Мурманска во Владивосток”, – говорят чиновники. Впрочем, несмотря на то что к участию в эксперименте допускаются все желающие автодилеры, большинство хоть и не чураются, но пока с большим недоверием относятся к эксперименту, в ходе которого рискуют понести убытки и даже стать объектами судебного преследования.Участие в программе повлечет за собой хоть и мелкие, но неприятные расходы для дилера, говорят продавцы, кроме того, в ходе реализации программы возникает целый ряд рисков и неурегулированных вопросов, основные из которых – это снятие машины с учета в ГАИ, хранение хлама на стоянке, транспортировка до пункта утилизации и исполнение отсроченного платежа в 50 тыс. рублей.В частности, как стало понятно, коммуникации с ГАИ – головная боль не только рядовых автовладельцев, но и крупнейших автодилеров. “Я уверен, что большинству дилеров придется брать с потенциальных покупателей деньги за допуслуги, – комментирует программу финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев. – Например, по Москве снятие с учета в ГАИ потребителю обходится от 7 до 13 тыс. рублей. А где дилер эти деньги брать будет? Потребитель может, конечно, сделать это бесплатно, но для этого нужно в очереди стоять. Дилеру некогда стоять в очереди, есть специализированные компании, они грузят машину на автовоз, выписывают доверенность, везут машину в ГАИ, отстаивают очереди, снимают с учета и т. д. Соответственно, дилер будет все эти расходы перекладывать на потребителя”.Кстати, вопрос с доверенностью пока еще тоже не решен, что дает огромные возможности мошенникам. В проекте приказа порядка проведения эксперимента сказано, что достаточно доверенности в простом виде, то есть от руки. “Эта ситуация совершенно непонятна, – комментирует председатель совета директоров ОАО “Модус” Алексей Лещенко. – То есть я беру, сам себе пишу доверенность от имени другого человека, сдаю машину, получаю деньги, потом приходит человек и говорит “я не писал”. Доверенности от руки в ГАИ принимают только на управление транспортным средством, а на отчуждение – только нотариальные. Услуги нотариуса сегодня стоят от 500 до 1 тыс. рублей”. Эти деньги дилеры собираются взять, опять же, не иначе как с потребителя.Еще одна проблема в том, что хранение хлама на собственных площадках может занимать очень долгое время, что чревато затратами на содержание допперсонала, аренду земли и т. д. В Москве, например, большое количество иногородних, которые имеют полное право прийти к столичному дилеру и сдать свой хлам именно ему, что заранее обрекает автодилера на долгие муки общения с ГАИ (необходимо будет делать официальный запрос по месту регистрации – минимум два-три месяца). Все это время дилер должен будет держать старые машины у себя. Даже в идеальном случае на покупку машины по схеме утилизации будет уходить около двух недель.Наиболее болезненным для себя вопросом дилеры единодушно считают вопрос о транспортировке автомобиля до пункта утилизации. Напомним, на эти цели правительство готово выделить дополнительный 1 млрд рублей, то есть в среднем по 5 тыс. рублей на одну машину (из расчета всего 200 тыс. автомобилей) – этих денег, скорее всего, не хватит.“Я бы очень хотел посмотреть на список уполномоченных утилизаторов, – продолжает А. Лещенко. – Потому что, по моим данным, таких мощностей для переработки автомобилей в регионах сейчас нет. Возникает проблема: либо машины будут стоять у дилера, “пылиться”, либо надо будет везти утилизатору куда-то далеко, а значит, это будет дороже, чем 5 тыс. рублей. Например, куда везти машину на утилизацию из Сочи? Добраться до Краснодара – это 400 км по серпантину. Везти можно только эвакуатором по одной машине за раз, а транспортировка машины из Сочи в Краснодар – я могу сказать смело, так как у меня предприятия в Краснодаре, Ростове – стоит 8-10 тыс. рублей. Я, например, не очень представляю, что где-то на побережье будут утилизационные пункты. Я думаю, что это ситуация не только с отдельно взятым регионом, но и в других регионах то же самое. Поэтому цифра в 5 тысяч рублей – очень абстрактная”.Наконец, возврат денег – вот что больше всего волнует дилеров, которые фактически будут вынуждены кредитовать потребителя за свой счет и только после отправки всех документов о проделанной работе в министерство смогут вернуть 50 тыс. рублей себе на счет. Большинство опасается ситуации, которая случилась в США в прошлом году, когда многие дилеры столкнулись с задержкой платежей либо уже субсидировали покупателей, но опоздали к правительственной раздаче. Ожидается, что деньги будут возвращаться дилеру в течение двух-трех недель – дилеры же опасаются, что на самом деле этот срок может затянуться на месяцы, если не на годы. Кроме того, как отмечают эксперты, здесь существует проблема и с налогообложением. “Ведь 50 тыс. рублей попадают под НДС, – комментирует еще один дилер. – В результате на некоторые машины скидка в 50 тыс. рублей больше, чем маржа в 15 тыс. рублей. То есть так мы бы заплатили налоги с 15 тыс. рублей, а сейчас вынуждены будем платить с 50 тыс. рублей, то есть формально мы рискуем попасть вообще в минусовую зону!”Все эти нюансы приведут в конечном итоге к тому, что дилеры станут злыми – и жадными. “Например, сейчас скидка как минимум в 1% есть всегда, – комментирует еще один крупный игрок московского рынка. – А если кто умеет торговаться, и больше. Но если вы сейчас покупаете машину по программе производителя под 0% годовых, скидки у вас нет. Здесь будет точно такая же история: то есть если вы покупаете у нас машину по программе автохлама, то скидок у нас для вас – нет”.Между тем представители рынка утилизации рады эксперименту. Объем в запланированные 200 тыс. автомобилей утилизаторы называют “ерундой” – технические мощности, например, по Московской области позволяют переработать такой объем без труда. Однако же те, кто давно занимается этим бизнесом, отмечают, что в 2009 году столкнулись с огромным спадом объемов вплоть до 70%. В частности, компания “Втормет”, работающая по Москве и Московской области, в 2009 году утилизовала “всего” 22 тыс. автомобилей. Люди стали бережливее и уже не торопятся избавиться от хлама, не оставляют машины без присмотра во дворах.Как поделился с нами заместитель генерального директора “Втормет” Юрий Воронцов, есть опасения, что на утилизацию 200 тыс. автомобилей желающих может и не найтись. “Мощности переработать такое количество автомобилей позволяют, – говорит эксперт. – Но я боюсь: дилеры могут
поднять цены на машины. Я прогнозирую, что цены на машины будут подняты в пределах 10-15%. Дилерам надо окупать свои риски, среди которых отсроченный платеж в 50 тыс. рублей и содержание машины. Для того чтобы риск минимизировать – они поднимут цены”.
Елена Костякова