Статьи, 10 дек 2009, 07:20

Понаехали – лучшие автомобили XXI века в России

Казалось бы – недавно человечество шумно отмечало “миллениум”. Но вот уже и первое десятилетие XXI века подходит к концу. Автомобильная Россия повидала всякое, но главное – в России стали производить автомобили достойного уровня...
Читать в полной версии
Что ни говори, а главное событие XXI века для автомобильной России одно – в России стали собирать “иностранцев”. И не на старых советских заводах, а в абсолютно новых местах. Если до перестройки у нас были всего два автограда – Тольятти и Нижний Новгород, то сейчас этот список пополнился и Санкт-Петербургом (четыре новых автозавода и еще один будет построен в ближайшее время), и Калугой (два новых завода), и Таганрогом (ТагАЗ), и Набережными Челнами, где теперь выпускают не только КамАЗы, но и легковушки, и Калининградом... Сначала был завод “Автотор”. Сборка KIA (сначала именно их, BMW начали собирать позже) в Калининграде стартовала еще в прошлом веке – в 1997 году. Сегодня на предприятии собирают уже 27 различных моделей авто семи различных брендов. Здесь KIA, BMW, Chevrolet, Cadillac, Hummer, Opel и Chery. Из последних новостей – запуск в конце октября этого года сборочного конвейера для моделей так и не ставшего российским концерна Opel – Astra и Zafira.Но “Автотор” стал лишь предвестником бури иностранных проектов в России. Сенсацией стало явление в Россию компании Ford. Новый завод Ford Motor Company полного производственного цикла официально открыт 9 июля 2002 года в г. Всеволожске под Санкт-Петербургом. Ford Focus, выпускающийся там уже семь лет, стал в России своим – народным и любимым автомобилем. Нельзя не вспомнить появившийся в 2005 году на обломках почившего московского АЗЛК завод “Автофрамос”, который построила французская компания Renault. Как ни обзывали Renault Logan разными плохими словами за его неказистый внешний вид и небогатые комплектации – а посмотрите, сколько этих незатейливых седанчиков бегает ныне по дорогам. И сейчас, в 2009 году, Logan – самая продаваемая иномарка в России. Это успех. Под именем Dacia Logan автомобиль популярен и среди экономных европейцев. Оно и понятно – салон просторный, багажник вместительный (очень вместительный для авто такого класса). Прибавьте сюда еще надежность с доступностью – и вот он, настоящий народный автомобиль.Расположенную в 170 км от Москвы тихую Калугу с недавних пор тоже можно назвать чуть ли не маленьким российским Детройтом. Там обосновались и выпускаются или будут выпускаться в ближайшее время Volvo (грузовики), Volkswagen, Skoda и Audi, а также Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Немецкие “народные автомобили” начали сходить с калужского конвейера в конце 2007 года. Модельный ряд широк и совсем недешев: Volkswagen Passat, Passat CC, Jetta, Golf, Touareg, Tiguan, Multivan и Caddy Life, Skoda Fabia, Octavia, Octavia Tour, Superb, Audi Q5, A4 и А5.Северная столица постепенно отбирает у Тольятти звание главной автомобильной производственной площадки страны. К заводу Ford в ряд производителей “российских иностранных автомобилей” влились и открытый в конце 2007 года завод Toyota, и завод GM, производство моделей Opel на котором стартовало в ноябре 2008 года, а сейчас здесь собирают Chevrolet Cruze
. В 2009-м заработал также завод по производству автомобилей марки Nissan. Корейские автопроизводители не останутся в стороне, и скоро Hyundai построит под Питером свой мощный и современный завод.До решения о постройке своего завода Hyundai отгружал машинокомплекты в Таганрог. Там на ТагАЗе производились модели Hyundai, причем не только легковые авто, но и легкие коммерческие грузовики и даже автобусы. В 2008 году на заводе под маркой TagAZ запустили в производство две модели внедорожников: Tager и Road Partner.В Набережных Челнах (на мощностях, где раньше делали “Оку”, – они теперь принадлежат российской компании Sollers) собирают несколько моделей FIAT и внедорожники SsangYong. В столице Удмуртии Ижевске до последнего времени собирали из корейских комплектующих автомобили KIA. Сейчас, правда, предприятие стоит и, возможно, будет признано банкротом. Но все же до последнего времени оно работало и выпускало автомобили, так что внесло свою лепту в освоение российской территории иностранными автопроизводителями. Тем более что после решения возникших проблем завод вряд ли будет закрыт – скорее всего, он продолжит собирать на своих мощностях иностранные автомобили.В Тольятти выпускают не только авто марки Lada, но и американский Сhevrolet с русским именем Niva. Разработку автомобиля провели тольяттинцы, но поставить новинку на конвейер и довести “до ума” конструкцию они смогли лишь при помощи денег и менеджмента американской корпорации GM. Расплатой стали авторские права на модель и на ее знаменитое имя, которые отошли американской компании. Совсем недавно, с 1 декабря этого года, на “GM-АвтоВАЗ” осуществлен полный переход на производство автомобилей Chevrolet Niva 1.7, соответствующих нормам токсичности “Евро-4”.Список далеко не полный, и некоторым из читателей легко дополнить его в комментариях другими автопроектами XXI века. Стоит отметить, что сборка иностранных автомобилей в нашей стране активно развивалась все прошедшее десятилетие. Поначалу это даже вызывало протесты (правда, весьма хилые) некоторых особо патриотично настроенных сограждан. Мол, понаехали тут иностранцы: распродаем родину, надо самим производить. Однако сегодня этих разговоров не слышно. Никто не спорит с тем, что самим надо производить хорошие автомобили, но что ж сделаешь, если не выходит ни в Тольятти, ни в Нижнем Новгороде, ни где-то еще качественный автомобиль. В конце концов, размещение заводов западных автогигантов у нас – показатель того, что в России люди готовы покупать современные автомобили. Кроме того, это тысячи рабочих мест и здоровая конкуренция для экс-советского автопрома, который никогда и не знал ранее такого слова – конкуренция.Даниил Головин