Статьи,
14 окт 2009, 09:34
Гоночные технологии в ваших авто
Это может показаться странным, но во всех городских автомобилях есть частичка автоспорта. Необходимо всего лишь взглянуть на них немного пристальнее. Мало кто догадывается, что даже в самом простом седане или хэтчбеке есть опции, зародившиеся в автоспорте, а уже затем ставшие серийными...
Читать в полной версии
Это может показаться странным, но во всех городских автомобилях есть частичка автоспорта. Необходимо всего лишь взглянуть на них немного пристальнее. Мало кто догадывается, что даже
в самом простом седане или хэтчбеке есть опции, зародившиеся в автоспорте, а уже затем ставшие серийными. Причем в этот список наверняка попадут несколько позиций, которые станут для вас неожиданными. На соревнованиях, как известно, автомобили и гонщики отдают все ради победы. Идет борьба на всех фронтах, благодаря которой в условиях жесткого естественного отбора и рождаются новые технические решения, появляющиеся впоследствии на серийных автомобилях. В этой категории присутствуют не только технические аспекты, но и различные доработки в салонном пространстве, а также просто интересные дополнения к уже привычным вещам. Начать можно с технических моментов. Ведь их вычислить проще всего. Главная новинка последних лет – коробка передач DSG с двумя сцеплениями, которая позволяет переключаться быстрее любой обычной ручной КПП. Основной принцип работы – два сцепления в одном. Четные и нечетные передачи разделены между ними, что позволяет им молниеносно сменять друг друга. Это не требует работы сцеплением и полностью исключает возможность ошибки при выборе передачи. Можно также отметить последовательный алгоритм переключения передач в автоматическом режиме, который тоже перекочевал на гражданские автомобили благодаря гоночным секвентальным коробкам.Еще один бесспорно важный элемент технического оснащения любых автомобилей – это подвеска. Главная функция этого компонента – обеспечить непрерывное сцепление колес с дорожным полотном. Понятное дело, что исключать возможность потери контакта нельзя. Именно поэтому каждое колесо должно отдельно отрабатывать свои неровности, не влияя на работу остальных. Именно этот принцип лежит в основе независимой подвески типа МакФерсон, которая используется на большинстве серийных автомобилей. Конечно, есть и более сложная мультирычажная подвеска, которая используется на автомобилях “Формулы-1”, но и ее можно встретить на серийных авто, просто с немного другим ценником.Важность уже описанных компонентов нельзя недооценивать, но ведь даже с пробитой подвеской автомобиль сможет продолжать движение, а вот без работающих тормозов подобный поступок наверняка повлечет за собой весьма серьезные последствия. На заре автомобилестроения повсеместно применялись исключительно тормоза барабанного типа, но чуть позже, а именно в 1950 году, впервые появились тормоза дисковые. Их гораздо проще охлаждать и ремонтировать, так что неудивительно, что они появились благодаря гонкам, а уже затем их начали использовать и в повсеместной жизни. Постепенно на рынке появились модели с вентилируемыми и перфорированными дисками. Со временем в автоспорте стали использовать керамические и карбоновые тормозные диски, но их высокая стоимость пока не позволяет им стать серийной опцией для городских автомобилей.Дважды в год любой автолюбитель непременно проделывает манипуляции с резиной на своем автомобиле, меняя зимнюю на летнюю или наоборот. Именно поэтому каждый сезон на рынке появляются все новые и новые типы резины с новым рисунком протектора. Бесценный опыт для создания своих шедевров шинники получают, именно участвуя в абсолютно разных соревнованиях. Главное знание – состав резины, который самым непосредственным образом влияет на ее износостойкость, а уже затем идет рисунок протектора, позволяющий покрышке лучше держаться за дорожное полотно. Конечно, гоночные варианты приходится адаптировать, так как менять слики каждую неделю после езды на работу в гоночных режимах вряд ли кто-то согласится.Одной из самых бесполезных опций последнего времени, по мнению многих респондентов, считается система Start/Stop, которая также перекочевала из автоспорта. Она была создана для того, чтобы пилот мог быстро завести свой автомобиль, ведь ему не нужен брелок с сигнализацией или ключ. Если же
обратить внимание на Porsche, то у них гнездо для ключа расположено слева от рулевой колонки. Это тоже привет из прошлого, когда водитель получал возможность левой рукой запускать двигатель, а правой включать передачу. Ведь тогда пилоты начинали гонку, находясь не за рулем, а стоя неподалеку в ожидании стартового сигнала. Теперь же функции кнопки и вовсе выглядят странно, так как у BMW, например, для запуска двигателя все равно нужно предварительно вставить ключ в отверстие. Зато у Infiniti или Lexus машина распознает ключ и активирует кнопку без подобных манипуляций.Самой же полезной функцией, с которой знакомы все автолюбители, назовем зеркало заднего вида. Да, именно оно появилось на гоночных автомобилях еще в 1900 году. Именно тогда пилотам пришло в голову, что небольшое зеркало позволяет лучше оценивать ситуацию за спиной, что, в свою очередь, помогает при выборе оптимальной траектории в борьбе с соперниками. Гоночные ковши также стоит признать весьма полезным детищем автоспорта, но оно распространено не столь широко, так как применяется лишь на спортивных версиях гражданских моделей. Разве что боковая поддержка в полной мере может считаться массовой.Еще одним весьма важным техническим элементом назовем DOHC (Dual Overhead Camshaft), или просто распредвал. Прародитель этой технологии тоже перекочевал из автоспорта, причем довольно давно – вместе с зеркалами заднего вида еще в 1900 году. Двигатели, оснащенные, например, парой распредвалов, способны на гораздо более быстрые манипуляции с клапанами, что позволяет существенно улучшить их производительность. На данный момент конструктивные особенности разных двигателей довольно сильно отличаются друг от друга, но присутствие DOHC в них обязательно.Одним из главных развлечений последнего времени стал тюнинг гражданских автомобилей, причем, как правило, тюнинг исключительно внешний. В соревнованиях кузова болидов специально дорабатывают, проверяя новые обвесы в аэродинамических трубах, чтобы улучшить прижимную силу и уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления. Финальный результат всегда выглядит довольно впечатляюще, как в гонках DTM, например. Так что неудивительно, что многие автолюбители с удовольствием добавляют к своему автомобилю спойлер или антикрыло. В эту же категорию можно командировать и воздухозаборник на капоте, появившийся для облегчения впуска воздуха, необходимого для нормального функционирования двигателя, особенно оснащенного турбиной.Ну и главный плюс, который могут отметить для себя все без исключения водители гражданских автомобилей, – это бесценный опыт команд в плане проверки различных систем безопасности, а также новых материалов, которые впоследствии появляются в конструкции серийных моделей. Конечно, речь не идет о каркасах безопасности, системах пожаротушения и прочих гоночных атрибутах, но зато вполне можно сказать “спасибо” за опыты по созданию прочных кузовов с зонами деформации, за карбоновые или алюминиевые детали кузова и подвески. В общем, список получается внушительным, и можно с уверенностью утверждать, что на этих позициях он точно не закончится.
Артем Барановский