Статьи,
25 июн 2009, 09:03
Треть автодилеров разорится до конца года
На фоне резкого снижения продаж автомобилей на российском рынке начинают усиливаться тенденции по сокращению количества автодилеров. По мнению экспертов, до конца года с рынка могут уйти до трети игроков...
Читать в полной версии
Один из крупнейших российских автодилеров – “Инком-Лада” – резкого снижения продаж автомобилей на российском рынке начинают усиливаться тенденции по сокращению количества автодилеров. Несмотря на то что банкротства дилеров еще не приобрели массового характера, по мнению экспертов, до конца года могут уйти до трети игроков. Финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” (официальный дилер Audi, Infiniti, Nissan, Skoda) Олег Мосеев классифицирует группы риска у автодилеров и раскладывает их по полочкам. “Группы риска автодилеров я бы определил по следующим факторам, – рассуждает он. – В первой группе дилерские компании, которые до кризиса делали ставку исключительно на продажу новых автомобилей, не уделяя достаточно внимания развитию направления after sales и автомобилям с пробегом. Сегодня, когда продажи новых автомобилей существенно сократились, источники дохода таких дилеров практически исчерпаны. Причем далеко не всегда это объяснялось недальновидностью менеджеров. Зачастую в регионах просто не было достаточной емкости рынка по той или иной марке, а значит, обеспечить должную загрузку сервисных станций удавалось не всегда. Вторым фактором риска для автодилеров стали заемные средства”. По его мнению, бурное развитие сетей, региональные программы обеспечивались в последние годы преимущественно за счет привлеченных средств и возможность
погасить кредиты в нынешних условиях имеют далеко не все представители сектора. “Наконец, очень далеки от стабильности сегодня дилеры, специализирующиеся на автомобилях среднего ценового сегмента, – говорит Олег Мосеев. – Именно в этом сегменте продажи упали ощутимее всего (до 62% по отдельным маркам, согласно статистике за пять месяцев). Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что владельцы бюджетных автомобилей менее лояльны и к программам дилерского обслуживания: сокращая личные траты, они обращаются на неавторизованные СТОА, к серым дилерам или вовсе в “гаражные” сервисы”.Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская, банкротства автодилеров пока не приобрели массового характера. “В сложной ситуации оказались компании “Машинный двор” и “Верра Моторс” из Перми, которые оказались близки к банкротству, – отмечает аналитик. – Уже признана банкротом автодилерская компания ООО “Авто-Сити”. В Санкт-Петербурге в апреле 2009 г. автодилеру “Фаст Мотор СПб” был предъявлен иск о банкротстве. В Башкирии процедуру банкротства инициировали три автомобильные компании. В феврале и начале марта Арбитражный суд республики ввел процедуру банкротства в отношении дилера ГАЗа – ООО “Аквилон”, дилера KIA – компании “Демо-Моторс”. Кроме того, есть вероятность банкротства ООО “АК Моторс”, представляющего в Уфе интересы Volkswagen”.По некоторым данным, компании “Автокей” и “Гермес” могут объединиться в одну, а столичный дилер KIA “Автоград” выпал из списка официальных дилеров корейской марки. Помимо “Инком-Авто”, большие трудности испытывает и
крупный игрок “Элекс-Полюс”, который лишился дилерских контрактов по KIA и УАЗу, а также стал активно сокращать торговые площади. “До кризиса рынок авторетейла был сильно фрагментированным, крупных компаний было очень мало, а средняя сеть автосалонов состояла из двух-трех объектов, – поясняет Анна Синявская. – Поскольку региональный автобизнес большей частью непрозрачен, кредиты автодилеры брали под довольно высокие проценты. Зачастую не обладая сбалансированным марочным портфелем, компании оказались в критической ситуации в момент резкого спада продаж. На мой взгляд, в группе риска небольшие региональные компании с высокой долговой нагрузкой (долг/EBITDA более 5). Если говорить о специализации, то критическая ситуация будет у монодилерских компаний в случае падения продаж данной марки. В эту группу попадают премиальные марки, продажи которых сокращаются. Кроме того, дилеры массовых марок, например только российских марок (как “Инком-Лада” и “Элекс-Полюс”)”. По мнению аналитика, в случае с “Инком-Ладой” и “Элекс-Полюсом” возможен еще один вариант: АвтоВАЗ намеренно разорвал соглашения со своими крупнейшими дилерами, чтобы создать собственную дилерскую сеть, подконтрольную ОАО “АвтоВАЗ”.Как отмечают участники рынка, самые большие трудности автодилеры начнут испытывать ближе к концу года, причем региональные компании первыми попадают в группу риска. “Причинами банкротства региональных компаний будут нехватка ликвидности, увеличение стоимости кредитов для дилерских компаний, прекращение выдачи долгосрочных кредитов, более жесткие условия дистрибьюторов, снижение оборотов за счет сервисного обслуживания автомобилей и продажи дополнительного оборудования, – считает Анна Синявская. – К сожалению, это лишь первые результаты кризиса авторетейла, в 2009-2010 гг. с рынка уйдет около половины региональных дилерских компаний”. А в целом генеральный директор “Ауди Центра Таганка” Владимир Моженков полагает, что до конца нынешнего года с рынка могут уйти до трети игроков.
Никита Афанасьев