Статьи,
23 июл 2008, 08:26
Иномарки оставили без запчастей
Центральные склады запчастей были открыты большинством импортеров около трех лет назад. Это должно было сделать доставку новых деталей на автосервисы более эффективной. Однако с тех пор ничего не изменилось: на сервисах по-прежнему очереди за запчастями...
Читать в полной версии
Сегодня практически у каждого
импортера автомобилей в России есть собственный центральный склад запчастей. Однако автовладельцы жалуются, что появление центральных складов мало что изменило: дилеры теперь не покупают запчасти самостоятельно, а отправляют заявки в общие базы, где им приходится соблюдать очередь, состоящую из столичных и региональных станций техобслуживания. В итоге растут
очереди на сервисах – некоторые детали приходится ждать по несколько месяцев. На сегодняшний день существуют две категории запасных частей. К первой (85-90% всего ассортимента) относятся запчасти, которые всегда должны быть на ЦС (центральном складе): это запчасти, часто используемые для планового ремонта и ТО на текущий модельный ряд и недавно снятые с производства автомобили. Заказывая такие детали, дилер должен, в теории, получать их со склада либо в тот же день, либо на следующий. Вторая группа деталей – это те запчасти, которые заказываются на конкретный автомобиль и под конкретный VIN. Данные детали в редких случаях подлежат замене, речь идет прежде всего о деталях, связанных с электронными системами автомобиля, отдельных деталях для кузова и ремонта КПП. Их нет на ЦС, и они заказываются на заводе-изготовителе. Такие детали или агрегаты должны появиться у дилера в течение 10-14 или 30 дней, при этом стандартным сроком считается 21 день, или три недели (с учетом таможни и логистики). Поэтому, когда говорят о больших сроках ожидания, речь идет, как правило, о случаях, когда детали нет на ЦС и заказ на ее изготовление направляется прямо на производство.На практике ситуация несколько хуже. Автодилеры подтверждают факт наличия больших очередей на ремонт, однако говорят, что в большинстве случаев не виноваты в проволочках, связанных с доставкой запчастей. Причина в том, говорят продавцы, что автопроизводители в своих логистических системах не учитывают особенностей российского рынка. Например, делают слишком технологичные автомобили и слишком часто обновляют модельный ряд. То есть вместо того, чтобы наладить свою работу, они предлагают продавать в России кондовые повозки из прошлого века.“Следует обратить внимание, что в России срок эксплуатации автомобиля дольше, чем в других странах. Потребитель хочет иметь безупречный сервис не только на период гарантии, но и на следующие два-три года, – комментирует директор торгово-сервисного комплекса “Дмитровка” (“Автомир”) Игорь Виноградов. – Любой автопроизводитель раз в три года проводит рестайлинг модельного ряда, и с этой минуты прежние модификации поддерживаются только в режиме заявок от дилера. При этом срок поставки таких з/ч может увеличиться до 1,5 месяцев, что для потребителя в России уже считается долгим. Во всех прочих ситуациях основная вина в таких задержках – дилера”.Таким образом, для нормального функционирования комплекса необходимо иметь высококлассного специалиста по марке, который способен оценить историю каждой модели, сделать расчет оптимального запаса запчастей на месяц работы с учетом сезонности и многих других факторов. Если таких профессионалов нет, значит, у дилера будет расти очередь на ремонт.“Иногда у дилеров бывают трудности с
новыми моделями автомобилей
, – подтверждает начальник отдела запчастей АвтоСпецЦентра на Таганке Аслан Чундоков. – Мы не держим некоторые дорогостоящие и редкие запчасти, например детали для модели, давно снятой с производства. Поэтому в случае поломки владельцу такой машины, вероятно, придется ждать. Однако в течение двух-трех месяцев после начала продаж логистика запчастей на новую модель, как правило, приходит в норму”.Самыми доступными и “быстрыми”, по оценке дилеров, для России являются европейские производители, то есть немцы и французы. Так, у Peugeot, например, свой центральный склад в России функционирует еще с 2004 года, в 2008 году к нему присоединился и
Citroen. Дилеры говорят, что за последнее время сроки доставки запчастей из Франции в Россию сократились, чаще стали отгружать запчасти для России с ЦС в Везуле (Франция). У японского автопрома (Toyota, Nissan, Mazda) основные склады, имеющие достаточные запасы запчастей, способные обеспечить всем необходимым российских дилеров, также находятся в Европе.Опрошенные импортеры оценили рост эффективности после открытия своих ЦС в 92-95%. Это означает, что только 5-8% деталей заказывается на европейских складах и, если верить статистике, лишь 5-8% российских автовладельцев месяцами ожидают ремонта своей иномарки. Существенно отстают от этих показателей китайцы. “Наводнив наш рынок машинами, адекватными по качеству продукции отечественного автопрома, они пока не успевают создать склады и ассортимент, соответствующий объему своих продаж. Но и в этом вопросе, я полагаю, это лишь временной фактор, – говорит И. Виноградов. – В целом ситуацию на рынке запчастей можно оценивать как стабильную и прогнозируемую”.Впрочем, не исключено, что наши дилеры все-таки лукавят. Огромное количество людей, сдавших машину в гарантийный ремонт, не могут дождаться окончания работ, несмотря на обещания диагностов и снабженцев официальной СТО. Услугу бесплатного подменного автомобиля дилеры пока предпочитают не предлагать – жадничают. Очевидно, что нужно прийти к какому-то компромиссу. Вероятно, только те, кто понял, что при однообразии цен и ассортимента бороться за клиента можно качеством обслуживания, окажутся в выигрыше.Общая схема отгрузок запасных частей с подмосковного ЦС должна выглядеть так: московские дилеры получают заказанные срочным заказом детали в тот же день вечером при условии размещения заказа до 12 часов дня и на следующий день утром при условии размещения заказа до 17:00 предыдущего дня. Отгрузки региональным дилерам происходят на следующий день после заказа при условии размещения заказа до 17:00 предыдущего дня.Все дилеры получают запасные части на свой склад. Стоимость доставки включена в цену запасной части, и эта стоимость едина для всех дилеров России, независимо от степени удаленности дилера от центрального склада. Средний срок доставки составляет три дня. Срок доставки крупногабаритных запасных частей (которые невозможно отправить самолетом), например, до Иркутска составляет семь рабочих дней.Если запасной части нет в наличии на центральном складе, то она автоматически перезаказывается с центрального склада компании. Срок доставки запасной части из Европы, как правило, составляет 21 день.
Елена Костякова