Автопроизводители признались, что не успевают увеличивать квоты для российского рынка. Покупатели иномарок обречены стоять в очередях ближайшие несколько лет...
Читать в полной версии
“Вопрос квот” был особенно болезненным около трех лет назад, когда российский автомобильный рынок только начинал активно развиваться. При обилии автомобильной рекламы найти в каком-нибудь автосалоне Mazda6 либо Mitsubishi Lancer было практически невозможно. “Что поделаешь, квоты!” – привыкли пожимать плечами автопродавцы. Мировые автоконцерны осторожно выводили на рынок новые бренды и модели, опасаясь перегрузки и зондируя экономическую ситуацию. В течение последних трех лет производители ощутимо увеличили объем поставок иномарок в Россию, и жесткое понятие “квота” перестало быть таким уж актуальным. Но суть от этого не изменилась: продавцы по-прежнему не могут поставлять необходимое количество машин на российский рынок. Причина постоянной нехватки автомобилей – в системе долгосрочного планирования продаж у иностранных автопроизводителей. После того как авторынок несколько стабилизировался, производители пересмотрели свои достаточно жесткие взаимоотношения с дистрибьюторами. Так, многие автозаводы теперь не выделяют строго регламентированное количество автомобилей на страну, а сами спрашивают у дистрибьюторов, сколько они смогут сейчас продать. Каждый дистрибьютор в свою очередь запрашивает годовые итоги продаж у дилеров, а также их рекомендации, после чего составляет примерный план продаж и отправляет его на завод, где уже и составляется производственный план на несколько лет вперед!Но
российский авторынок настолько быстро растет, что становится непредсказуем. Автопродавцы крайне неохотно общаются на тему квотирования российского рынка. Тем не менее в ряде представительств нам подтвердили, что на данный момент продавцы не в состоянии угнаться за ростом рынка и прогнозируемые ими объемы производства не соответствуют потребительским запросам.Например, в
Renault прогноз по продажам строится аж на три года вперед – неудивительно, что по прошествии этого времени рынок выглядит несколько иначе, чем предполагалось. “Конечно, мы столкнулись с той же проблемой, что и другие производители: темпы роста российского рынка продаж автомобилей выше, чем прогнозировалось, – комментирует PR-директор представительства Renault Оксана Назарова. – И наши запросы в центральный офис превышают запланированные. Но, учитывая потенциал российского рынка, Россия все-таки имеет приоритет перед другими странами”.У “собрата” Renault по альянсу, компании Nissan, примерно такая же система прогнозов, но на год вперед. За несколько месяцев до начала нового года (в Nissan он начинается одновременно с началом японского финансового года, то есть с 1 апреля) представительство планирует, сколько и каких моделей автомобилей оно сможет продать в течение года. Когда производство собирает предварительные заказы от всех стран, планируются общие объемы производства каждого из заводов.Таким образом, при своеобразной “мобильности” поставок, сегодня под понятием “квота” в первую очередь понимаются производственные возможности
автозавода
. Этих возможностей действительно часто не хватает, вследствие чего и возникает дефицит. Иногда, в связи с большим спросом на ту или иную модель, производство просто физически не может принять полностью заказы от каждой из стран, в том числе и от России. Некоторые российские представительства пытаются влиять на производственную политику предприятия, пытаясь “урвать” себе объем за счет других стран. Но не факт, что эти попытки в результате увенчаются успехом: это зависит от модели, за которую “просит” представительство. Как правило, завод всегда готов увеличить объем производства той модели, которая неважно продавалась, но при определенных обстоятельствх вдруг стала востребована рынком, – ведь он заинтересован в продвижении всех своих продуктов.“В случае с Nissan Qashqai, например, – рассказывает PR-директор представительства Nissan Татьяна Натарова, – мы несколько раз изыскивали решения для увеличения объемов: это и дополнительные инвестиции в само производство в Великобритании, и освобождение одной из производственных линий на заводе в Сандерленде, и перенос производства машин для Японии в Японию (то есть увеличение числа заводов, производящих автомобиль), и увеличение числа постоянных рабочих на заводе. Это позволило значительно увеличить производственные мощности, но тем не менее спрос на автомобиль так велик, что, к сожалению, мы не можем быстро его удовлетворить и вынуждены просить наших клиентов ждать достаточно долго”.По-другому в прошлом году обстояло дело с новой, еще далекой от популярности моделью Nissan Note. Изначально представительство планировало продать всего две тысячи этих машин. Такой небольшой объем был запланирован потому, что на тот момент на российском рынке модели в кузове минивэн продавались очень ограниченным количеством. “Тем не менее, модель была очень тепло принята рынком, и мы в результате смогли продать за первый полный год продаж более 7 тысяч этих автомобилей, – говорит Татьяна Натарова. – Соответственно, мы просим увеличить объемы поставок, когда на данную модель есть высокий спрос – это может зависеть и от популярности данной конкретной модели, и от общего роста рынка”.Общий рост рынка тем временем происходит такими темпами, что сейчас дошло до того, что квот не хватает даже на премиум-класс! Хотя “большая немецкая тройка” никогда не гналась за сумасшедшими объемами, сегодня спрос так велик, что не хватает ни Audi, ни
BMW, ни
Mercedes-Benz
. Возможно, это следует расценивать как хороший знак: значит, богатых людей в России становится все больше. Так, например, не успел на рынке в июле появиться Audi R8, как вся российская квота в 100 машин моментально была разобрана! По словам менеджера по связям с общественностью Mercedes Car Group Евгении Чередковой, квоты на Mercedes-Benz увеличиваются “перманентно”. В этом году, например, представительству удалось в значительной степени увеличить первоначально запланированное производство моделей С-, М- и S-класса. “К сожалению, не всегда удается вовремя и должным образом отреагировать на рост того или иного сегмента авторынка”, – констатирует Е. Чередкова.В это время
дилеры, которые не имеют возможности напрямую влиять на производственную политику, до сих пор вынуждены объясняться с покупателями на предмет хронического дефицита. Большинство крупных автопродавцов сейчас сами определяют тот объем автомобилей, который они могут взять у представительства и реализовать, сегодня это достаточно большие объемы: в среднем от 2 до 5 тысяч автомобилей в год по каждому бренду.Тем не менее, дилеры считают, что проблема так называемых “квот”, то есть нехватки машин, по-прежнему актуальна. По словам начальника отдела по
продаже иномарок компании “Элекс-Полюс” Юрия Журавеля, обычно дилеры ежегодно увеличивают свои запросы в два раза, но этого все равно не хватает. В компании “Бизнес Кар” подтвердили наличие проблемы: “По некоторым моделям, в особенности по Toyota Corolla, наблюдается сильный дефицит. Покупателям приходится ждать в среднем до 6 месяцев”. “Многие производители, признавая факт “бума” автомобильного рынка в России, по факту достаточных квот, которые способен поглотить рынок, не выделили. И это при том, что большинство из них считают рынок Восточной Европы №1 из стратегических в мире”, – комментирует заместитель генерального директора ГК “Гема Моторс” Елена Барташевич.Продавцы говорят, что устали объяснять покупателям – они не виноваты в том, что машин не хватает на всех. Несмотря на ежегодное увеличение поставок иномарок на российский рынок, эксперты пока не считают это увеличение адекватным. Возможно, новые российские автозаводы в некоторой мере смогут удовлетворить спрос жадных российских потребителей. Только здесь будут собирать все-таки не самые “вкусные” модели, а для того чтобы импортных иномарок хватало на всех – должно пройти как минимум несколько лет...
Елена Костякова