Статьи,
16 авг 2007, 08:02
Питерским автозаводам не хватает умных горожан
В ближайшее время Ленинградская область столкнется с серьезными проблемами. Если автопроизводители срочно не займутся налаживанием транспортной инфраструктуры и обучением кадров, обещанные автозаводы могут просто не открыться...
Читать в полной версии
Апогеем развития новой
российской автоиндустрии должен стать 2009 год, когда на полную проектную мощность должны выйти сразу семь новых автозаводов: Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki, Peugeot-Citroen в Санкт-Петербурге, а также Volkswagen и Volvo в
Калужской области. Другие заводы, которые уже работают в России, – Ford, Renault, Kia сейчас занимаются наращиванием производства. Помимо самих автозаводов, на этой же территории разместятся многочисленные производители комплектующих, среди них: Toyota Boshoku (автомобильные сидения), Denso (весь спектр автокомпонентов), Reka Rubber Ltd. (резинотехнические изделия), Stadco Ltd. (кузовные детали),
Nokian Tyres
, Michelin Tyres (автомобильные шины); возможно, здесь же останутся Benteler Automobiltechnik (модули подвесок, компоненты пассивной безопасности, выхлопные системы), Johnson Controls (электроника и внутреннее оснащение) и многие другие.Однако возможности питерской базы слишком переоценены: все-таки она была создана достаточно давно, в советские времена, и как следует не эксплуатировалась. Территории, предназначенные для строительства заводов, представляют собой голые поля – с возможностью подведения коммуникаций. Петербургские власти продолжают приветствовать инвесторов, однако первая волна восторга прошла, и становится ясно, что на данном этапе ленинградская площадка загружена.Пропускная способность транспортной инфраструктуры района в некоторых местах уже сейчас не отвечает современным потребностям. Питер импонировал инвесторам близостью к границе и портам, однако сегодня портовые и складские терминалы не справляются с грузопотоком, поскольку доставляют не только автомобили и комплектующие, но оборудование и оснастку для заводов. Многие
автопроизводители уже изучили альтернативные возможности доставки грузов и планируют перейти на ж/д поставки автомобилей, хотя это и дороже.Главной же проблемой, как отмечают эксперты, на данный момент остается дефицит квалифицированной рабочей силы. При заявленных объемах производства на каждый завод требуется от 2 до 7 тысяч сотрудников, которые должны будут заниматься производством высокотехнологичных изделий – автомобилей. В России нет опыта производства современных автомобилей, а
рабочие российских автозаводов
совершенно не годятся для европейских и японских высоких технологий. Хотя представители заводов обещали наладить обучение, компании не могут с этой целью возить в Европу столько людей. Многие эксперты отмечают, что специалистов нужного уровня пока просто нет.Кроме того, при входе в Россию иностранные автопроизводители рассчитывали на относительно недорогую рабочую силу. Однако вскоре стало понятно, что эксплуатировать российских рабочих, как китайцев, они не смогут: в России быстрыми темпами развивается профсоюзное автомобильное движение, которое готово отстаивать свои интересы.Массовый запуск предприятий может буквально парализовать питерскую площадку. Некоторые эксперты полагают, что если проблемы инфраструктуры и поиска поставщиков можно решить в умеренные сроки за счет инвестиций, то нехватка специалистов, скорее всего, сохранится надолго. Время пока есть, однако совсем не исключено, что заводы откроются гораздо позже намеченных сроков.
Елена Костякова
Автозаводы в Ленинградской области
|
|
|
Завод |
|
Инвестиции |
|
Объем производства |
|
Модели |
|
Сроки запуска |
|
|
Nissan |
|
200 млн долларов |
|
50 тыс. автомобилей в год |
|
Nissan Teana, Nissan X-trail + еще 1-2 модели |
|
2009 г. |
|
|
Ford |
|
230 млн долларов + 100 млн долларов |
|
72-125 тыс. автомобилей в год |
|
Ford Focus, Ford Mondeo |
|
Запущен в 2002 г., выход на новые мощности в 2008 г. |
|
|
Toyota |
|
150 млн долларов |
|
25-50 тыс. автомобилей в год |
|
Toyota Camry |
|
2007 г., выход на полную проектную мощность – 2009 г. |
|
|
Suzuki |
|
123 млн долларов |
|
10-25 тыс. автомобилей в год |
|
Grand Vitara |
|
2009 г. |
|
|
General Motors |
|
300 млн долларов |
|
60 тыс. автомобилей в год |
|
Chevrolet Captiva + седан C-класса |
|
2007 г., выход на полную проектную мощность – 2009 г. |
|
|
PSA Peugeot-Citroen |
|
200 млн долларов |
|
25-50 тыс. автомобилей в год |
|
Peugeot 307, Citroen C4 |
|
2009 г. |
|
Другие автозаводы
|
|
|
Volvo |
|
300 млн евро |
|
3-30 тыс. автомобилей в год |
|
Volvo Tracker |
|
2009 г. |
|
|
Volkswagen |
|
370 млн евро |
|
115 тыс. автомобилей в год |
|
Skoda Octavia + седан C-класса |
|
2009 г. |
|
|
Renault |
|
230 млн евро |
|
80-120 тыс. автомобилей в год |
|
Renault Logan + седан С-класса (Renault Megane) |
|
Запущен в 2005 г., выход на новые мощности в 2009 г. |