Статьи,
29 мая 2007, 08:25
Электронные системы в автомобиле опасны для жизни
С каждым днем в современных автомобилях становится все больше электронных систем, призванных сделать жизнь водителя и пассажиров комфортнее и безопаснее. Однако отказ электронных систем иногда может привести к весьма плачевным последствиям...
Читать в полной версии
В лучших традициях фантастики прошлого века самой страшной карой для человечества представлялись восставшие против людей неконтролируемые роботы и машины, созданные изначально для помощи людям. Хвастливые заявления автомобильных производителей о том, что то или иное авто оснащено электронными системами, прощающими водителям все ошибки при управлении, а также обеспечивающими беспрецедентную безопасность, по крайней мере у футурологов должны вызывать опасения. Круиз-контроль, ABS, сигнализация и даже стеклоподъемники – это электронные системы с определенным уровнем искусственного интеллекта, не говоря уже даже про всяческие трансмиссии типа Multitronic или Tiptronic, которые в народе называются “роботами”. Все эти вспомогательные системы хоть и приближают нашу жизнь к реалиям фильма “Пятый элемент”, однако очень часто выкидывают опасные фокусы. Жертвой шаловливых механизмов становятся разные люди по всему земному шару, только частенько о таких проколах в своих высокотехнологичных конструкторах производители умалчивают.Заложником собственного авто не так давно стал
министр финансов Таиланда, оказавшийся запертым в напичканном электроникой BMW. Во время движения электронные “мозги” авто дали сбой, автомобиль заглох и, как полагается представительским лимузинам, самостоятельно закрыл стекла, выключил кондиционер и запер двери. Если бы это произошло не на оживленной улице и не подоспел бы швейцар с кувалдой, то у Таиланда мог бы быть новый министр финансов.Высокообразованный GPS хоть и не способен так жестоко расправиться с водителем, однако у него вполне хватит искусственного “ума” увезти хозяина в неизвестность и бросить на произвол судьбы, если, конечно, обманутый автолюбитель не поймет сразу, что его водят за нос. В Великобритании, к примеру, дорога одного малонаселенного города в один момент превратилась в оживленную магистраль, по которой GPS-навигация ложно вела всех водителей к тупику и обрыву. Тем временем ученые объясняют ошибки навигации вспышками на Солнце.Функция же круиз-контроля, до недавнего времени считавшаяся системой для космонавтов, устанавливается уже на авто всех классов. Истории, связанные со сбоями этой системы, похожи на сценарии американских боевиков, когда авто, летящее без остановки на скорости более 100 км/ч, пытается остановить
полиция. И хотя сама логика работы “круиза” предполагает, что работа тормоза не может контролироваться той же программой, случаи, когда нажатие на тормоз или использование ручника не помогало остановить авто, все же известны.Что уж говорить про банальные сбои датчиков дождя, которые внезапно в солнечную погоду начинают исступленно полировать сухое стекло, или про ошибки в сигнализации, блокирующие авто. Почти у всех марок есть наследственные болезни электроники, которые, как правило, возникают и исчезают беспричинно: будь то зажигание, роботизированная коробка или система
подушек безопасности
. В таких банальных случаях, как правило, помогает любимый рецепт системного администратора: перезагрузка.Больше всего проблем возникает с автомобилями повышенной комфортности, где устанавливается огромное количество компьютерных систем, которые, как правило, недоработаны. Именно поэтому на форумах появляются такие размышления: “Всеми системами в автомобиле заведует компьютер с установленной
автомобильной версией Windows. Также во многих авто есть Bluetooth для телефона или этого же компьютера. Вполне вероятен вариант программного взлома бортового компьютера через Bluetooth и полного перехвата управления извне. А последствия?”Путь от электростеклоподъемников до спутниковых систем навигации человечество прошло очень быстро. В последнее время в прессе и на ТВ появилось много материалов о создании автомобилей с автопилотом, который может водить машину даже по городским улицам про помощи глаз-видеокамер и
системы GPS
. Не исключено, что уже через несколько лет такие “автопилоты” появятся на улицах городов. Так что сообщений о том, что взбесившийся электронный мозг в очередной раз сбросил своего пассажира с обрыва, вскоре появится больше.
Елизавета Бадалова