Статьи, 28 июл 2006, 04:10

Правительство начинает борьбу с автосервисами

Парк подержанных автомобилей скоро возрастет в разы, и все они потребуют технического обслуживания. Московское правительство не намерено упускать возможность подзаработать на этом...
Читать в полной версии
Столичный автопарк продолжает расти: каждый день на дорогах Москвы появляется 500 новых автомобилей. Через пару лет им всем придется где-то ремонтироваться. Московское правительство не намерено оставаться в стороне от столь прибыльного сегмента рынка. На этой неделе был создан Координационный центр, который будет определять, кому работать на рынке автосервиса. Одновременно столичные власти пытаются объединить универсальные автосервисы в единую сеть. Те “гаражные” сервисы, которые в сеть не войдут, рискуют покинуть рынок. Впрочем, автомастерские не торопятся работать под эгидой правительства, а простые автовладельцы и вовсе уверены, что гаражный сервис как жил, так и будет жить. Намерение сократить число нелегальных автосервисов правительство Москвы озвучило еще в 2001 году, когда выпустило постановление №352 ПП “О мерах по дальнейшему развитию технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в г. Москве”. Основная его суть сводилась к привлечению средств в сервисное строительство и изысканию легитимных методов по борьбе с нелегалами. В 2001-2005 годах столичный Департамент транспорта и связи совместно с префектурами Москвы уже признал “ненадлежащими” более 400 мелких автосервисов. Все это время власти целенаправленно и довольно успешно осуществляли эту программу. В марте 2006 года на рассмотрение в Госдуму лег законопроект, предполагающий создание некого органа, который будет координировать работу столичных автосервисов. Уже в июле этот орган появился: на этой неделе московское правительство приняло решение о создании Координационного центра по вопросам развития городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники. Именно эта структура отныне будет заниматься выдачей и оформлением участков под новые автосервисы, а также “рассматривать вопросы, связанные с деятельностью московских станций техобслуживания автомобилей”. По всей видимости, этот орган также будет выдавать “сертификаты качества” тем сервисам, которые будут отвечать новым стандартам. Одновременно членами Московской Ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (МАПТО) и при поддержке правительства Москвы была создана своя автосервисная сеть, которая получила название “EveryCar”. При активнейшем развитии сегодня сервисной инфраструктуры, новый проект может занять весьма выгодную нишу. На сегодняшний день в нее входит около 20-ти универсальных автосервисов, которые обслуживают все автомобильные марки. Акционеры “Every Car” (а это некие “крупные операторы автомобильного рынка”) намерены сеть расширять и предлагают всем желающим в нее войти. Как заявил генеральный директор “EveryCar” Леонид Виноградов, сетевой маркетинг может оказаться выгодным для независимых автосервисов, поскольку они получат “значительное снижение издержек” и преимущества по сравнению с теми условиями, в которых работают сейчас, среди них бонусы и скидки на поставку запасных частей. У тех, кто откажется войти в сеть, шансов выжить не так много. Планируется, что правительственная программа со своими стандартами качества поможет “очистить” рынок от нелегальных автосервисов, которые сегодня занимают около 20% от общего объема оказываемых услуг. По словам исполнительного директора МАПТО Игоря Пономарева, благодаря демпинговым ценам гаражные мастерские создают нездоровую конкуренцию организациям, исправно платящим налоги, технически более оснащенным, соответствующим экологическим требованиям и использующим квалифицированную рабочую силу. Однако стать одним из “своих” и войти в сеть тоже не так-то просто. Среди требований МАПТО наличие склада запчастей, наличие справочно-информационной базы и персонал, состоящий из квалифицированных специалистов обязательно с техническим образованием. Кроме этого, сам сервис должен иметь требуемое “архитектурно-планировочное решение” (обязательны туалет, зона приемки, ремонтная зона, информационная зона, клиентская зона и т.д.), чем, конечно, не каждый “гараж” может похвастаться. “Сразу все соответствовать нашим требованиям, конечно, не смогут, – говорит Л. Виноградов. – Я надеюсь, эти сервисы не покинут рынок, а просто дойдут до должного уровня и войдут в сеть”. Между тем, автомобилисты со стажем уверены, что “гаражные” сервисы все равно никуда не денутся. Сегодня эта ниша по-прежнему остается весьма востребованной в первую очередь благодаря ценовой доступности. Сами “гаражники” сложившимся положением вещей довольны и в легитимное русло не торопятся. По словам гаражных подрядчиков, их дело давно поставлено “на поток”, клиентская база растет уверенными темпами, поскольку многие из них дают гарантию на свою работу. Да, во многих местах качество сервиса действительно никуда не годится, но опытные автомобилисты говорят, что среди гаражных умельцев есть такие индивидуумы, которые могут чудеса творить
– просто надо знать места, где те работают. В интернет-источниках добрые люди всегда дадут ссылку на какого-нибудь “дядю Сашу из Тушина”, который виртуозно починит автомобиль даже в самых допотопных условиях. Обсуждая “EveryCar”, участники рынка считают, что у нового игрока неплохие шансы, поскольку уже через несколько лет парк подержанных автомобилей возрастет в разы, но успех проекта будет зависеть от размера сети. В то же время, по мнению директора автосервиса компании “Автоцентр Сити” Андрея Сушилина, местечковые мастерские все равно будут востребованы: “Российский потребитель все равно больше доверяет дяде Ване, с которым он каждый день общается, нежели пусть квалифицированному, но незнакомому механику”. Елена Костякова