Статьи, 19 апр 2006, 09:05

Столичные авторынки начали ликвидировать

На этой неделе столичные власти ликвидировали один из самых крупных и старых авторынков Москвы - Коломенский. Дойдет ли очередь до других рынков?...
Читать в полной версии
Казалось бы, российский автомобильный рынок уже давно взял ориентир на следование европейским стандартам, однако некоторые давно забытые явления из постперестроечной России еще имеют место быть. Рэкет до сих пор сопутствует автомобильной торговле, причем не в провинции, а в столице. Именно благодаря рэкету несколько лет существовал так называемый Коломенский авторынок. Лица, нелегально захватившие площадку и организовавшие на ней торговлю автомобилями, просто не давали продавцам со временем оттуда съехать и брали, по информации AutoNews.ru, по $100 в день за простой. Только в начале недели московские власти разогнали организаторов площадки. Представители других столичных авторынков – Люберецкого и Мытищинского - уверяют, что торговля под открытым небом уже давно приняла цивилизованные формы, и бояться ее – не нужно. В начале этой недели Правительство Москвы приступило к ликвидации стихийного автомобильного рынка на юге Москвы. Авторынок находился под метромостом недалеко от станции метро Коломенская последние несколько лет и специализировался на продаже праворуких "японцев". Владельцем площадки считалась фирма "АФМ". Однако, как оказалось, все это время торговлю она вела незаконно. Как рассказал юрист отдела перспективного развития Управы Даниловского района Сергей Потапкин, никаких документов у "АФМ" на пользование площадкой, которая является муниципальной собственностью, не было. В свое время, около 10-ти лет назад, эта территория была отдана в пользование Московскому городскому Союзу Автомобилистов, и там действовала городская парковка. Новоявленные предприниматели просто захватили площадку под мостом, наладили контакты с перегонщиками и потихоньку начали торговать машинами. За коммерческую деятельность фирма не платила никаких налогов. Рынок первое время весьма успешно работал, поскольку точек, где продают праворукие машины из Японии, не так много.Судебные власти о проблеме знали и давно пытались выдворить "АФМ" из-под моста. Более того, по информации AutoNews, сами продавцы пытались регулярно покинуть площадку, но организаторы им этого сделать просто не давали. Владельцы "АФМ" постоянно меняли юридическое название, тем самым затягивая начало судебного разбирательства. Торговля же продолжалась. Впрочем, хозяева "стоянки" утверждали, что никакого рынка нет. Стоят машины, на которых вывешены объявления. Моя машина, что хочу, то и пишу, рассуждали коммерсанты. Однако в итоге им все-таки пришлось лишиться прибыльного бизнеса, а автопродавцы имели возможность разъехаться по другим рынкам, с более лояльными условиями. В начале недели тракторы и бульдозеры начали снос строений под метромостом. Бригады рабочих полностью разобрали забор и отключили освещение. По словам С. Потапкина, в настоящее время составляется смета по озеленению площадки. Стоянки больше там не будет, поскольку в связи с угрозой терактов значение моста как стратегического объекта выросло.Ситуация свидетельствует о том, что, как бы ни старались открытые рынки работать над своей репутацией, иметь дело с ними по-прежнему опасно. Не только для покупателей, но и для самих продавцов. Самыми крупными игроками в Москве в этом сегменте являются ТВК "Автогарант" в городе Котельники, больше известный как Люберецкий авторынок, а также автомобильный рынок в Мытищах
. Оба они, как и бывший Коломенский рынок, часто становятся местом сбыта краденых машин, а также так называемых "конструкторов" (собранных из разных агрегатов аварийных автомобилей) и "утопленников". На сетевых ресурсах огромное количество отзывов и жалостливых историй от автовладельцев, рискнувших купить машину на рынке, а не в автосалоне официального дилера, польстившись на цену. Ведь BMW, Audi или Mercedes-Benz трехлетней давности стоимостью около $ 40 тыс. на рынке может стоить в полтора раза дешевле. Спустя всего пару месяцев после покупки "вдруг" всплывают проблемы: перебитые регистрационные номера, номер двигателя, истертые тормозные колодки и т.д. Причем, обмануться может как покупатель, так и перегонщик, купивший "конструктор" где-нибудь в Литве или Польше. В итоге проблемы юридического характера могут возникнуть сразу у обеих сторон. Осмотреть и продиагностировать машину как следует на рынке, как правило, нет возможности, поскольку автомобилей на каждом из них огромное количество - около 2 тыс. автомест. Проезды тоже частенько забиты машинами.Однако, как Люберецкий, так и Мытищинский рынки в последнее время всячески пытаются исправить свой имидж и привести в порядок торговые площади. На территории каждого из них действуют крытые автосалоны и свои сервисы. Представители рынков заявляют, что сами отслеживают юридическую чистоту товара. Оба имеют свою криминалистическую экспертизу. В проверке юридической чистоты рынкам "помогают" и силовые органы. Ежеквартально авторынок посещает группа расследования, которая, согласно сводке ГАИ, «пробивает» подозрительные автомобили на угон
. Эффект от политики "за честность" вторичного рынка кое-какой имеется. Как рассказал старший менеджер авторынка в Мытищах Михаил Морозов, если еще три года назад каждая пятая машина "оказывалась левой", то сегодня, по его словам, лишь одна сотая. Впрочем, отзывы автовладельцев свидетельствуют совсем об иных, гораздо больших масштабах мошенничества на открытых рынках.Конечно, Люберецкому и Мытищинскому авторынкам, проблемы Коломенского рынка в ближайшее время не грозят. Каждый из них является юридическим лицом и пытается вести цивилизованную торговлю. Несмотря на это, иметь дело с открытым рынком все-таки опасно, как бы не уверяли автопродавцы об обратном. По словам М. Морозова, в большинстве своем предложение на авторынке составляют Lexus, Mercedes-Benz, BMW. А ведь именно эти марки сегодня входят в пятерку лидеров по угонам.Елена Костякова