Статьи,
06 дек 2005, 04:00
Московские светофоры выставят на продажу
Со следующего года столичный департамент транспорта и связи предложит на конкурсной основе управление светофорами в Москве. Отвратительное состояние «световых регулировщиков» в столице заставляет московские власти искать помощи на стороне…
Читать в полной версии
О том, что в начале нового года Департамент транспорта и связи Москвы проведет серию конкурсов, по результатам которых обслуживание большинства светофоров перейдет в частные руки, стало известно в конце прошлой недели. Частникам доведется менять лампы и следить за чистотой на вверенных им объектах. Параллельно будет происходить процесс модернизации светофоров, в результате чего планируется, что они будут оснащены специальными датчиками, которые в случае поломки будут передавать сигнал на диспетчерский пункт. «Сделать светофоры полностью частными мы, конечно, не можем, но доверить их обслуживание коммерческим структурам вполне реально, — пояснил идею начальник департамента транспорта и связи Москвы Павел Златин. — Мы не заставляем частников покупать светофоры за свои деньги, а просто предлагаем им найти более экономичные пути расходования средств, идущих в бюджеты». По замыслу столичных транспортников, все светофорные объекты столицы будут поделены на группы (лоты), которые и выставят на конкурс. Согласно его условиям, победившая компания возьмет на себя обязательства по полному обслуживанию светофоров: мыть их, следить за исправностью, при необходимости менять лампочки. И главное, заменять устаревшие модели на новые, антивандальные, оснащенные табло обратного отсчета времени и т.п. Впрочем, как сообщила вчера Autonews.ru пресс-секретарь транспортного департамента столицы Мария Проценко, вопрос о том, перейдет ли светофорное хозяйство Москвы в частные руки, остается открытым. «В любом случае нужно понимать, что из-под контроля города оно не выйдет», — говорит М. Проценко. По ее словам, до октября текущего года светофоры столицы находились под ведомством специализированного монтажно-эксплуатационного управления (СМЭУ) ГУВД Москвы. Однако плачевное состояние «световых регулировщиков» навело столичные власти на мысль о том, что большинство из них - более полутора тысяч - подлежит срочной замене или ремонту, а
у силовиков и без того проблем хватает. Городу, по признанию чиновников, в одиночку эту модернизацию не потянуть. Поэтому с 1 октября порядок на перекрестках официально решено было отдать на откуп Центру организации дорожного движения (ЦОДД). В ранг голубой мечты в транспортном департаменте столицы возвели идею создания единого пульта управления и диспетчерской. О том, сколько коммерческих структур будет допущено к безопасности перекрестков в Москве, столичные власти судить пока не берутся. Для проведения первых конкурсов еще необходимо привести в должный вид имеющуюся инфраструктуру, а это около 2 000 «светофорных объектов», насчитывающих от 2 до 16 светофоров каждый.То, что ни городским властям, ни силовым структурам ситуацию со светофорами не выправить, москвичам-автовладельцам давно известно на практике. Своим постановлением московская мэрия создала ЦОДД еще в 1999 году (ПП N 1129 от 7 декабря 1999 г.), как тогда заявлялось, «в целях повышения эффективности организации и управления дорожным движением в Москве». Однако
дорожная обстановка в городе за 5 лет в лучшую сторону не изменилась. Инспектора же ГИБДД признают, что, заметив поломку светофора, они могли до сих пор лишь подать заявку в СМЭУ. При этом на починку механизма по правилам, принятым еще 30 лет назад (за это время количество автотранспорта в столице увеличилось в 10 раз), отводилось трое суток, а при неблагоприятных погодных условиях — и вовсе неделя. Основная причина выхода светотехники из строя, как выяснилось, — климатические и экологические условия в столичном регионе. На протяжении многих лет корпуса светофоров изготовляли из металла, с которым прекрасно «справляются» дождь, снег, соль, которой посыпают дороги, а также окислы тяжелых металлов. Если раньше такие светофоры служили по 15-20 лет, то сейчас их жизнь нередко прерывается уже на первом году. Поэтому в последние годы столичные власти обратили внимание на светофоры с корпусами из поликарбоната на светодиодах, освоение которых происходит и по сей день.Как сообщили Autonews.ru в отделе пропаганды ГИБДД г. Москвы, статистика аварий по причине неисправных светофоров в столице не ведется. «У нас существует государственная отчетность по ДТП, такой графы в ней попросту нет», — сказал представитель силового ведомства. И хотя в числе главных причин аварий называются превышение скорости, нарушение ПДД, а также управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, эксперты вменяют вину неисправным светофорам в общей статистике аварий в 5-7% всех случаев. Если учесть, что за 10 месяцев текущего года на столичных дорогах погибло свыше тысячи человек, стремление решить светофорную проблему любыми средствами, как минимум, обосновано. Правда, вряд ли найдется масса желающих «взять попечительство» над светофорами, да и непонятно - как требовать с частных структур неустойку в случае ненадлежащего ухода, в частности, повлекшего за собой и ДТП.
Артур Саруханов