Статьи, 28 окт 2005, 10:01

Каданников ушел на пенсию как самурай

Вчера произошло событие, которое с полным основанием можно считать окончанием эпохи советского автопрома. Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Каданников подал в отставку. Такое решение было принято на вчерашнем заседании совета директоров по заявлению В.Каданникова об отставке в связи с уходом на пенсию по возрасту. Для нас с таким же успехом небо могло свалиться на землю, так забронзовел в своей должности за почти 20 лет руководства крупнейшим российским автозаводом Владимир Васильевич…
Читать в полной версии
Вчера произошло событие, которое с полным основанием можно считать окончанием эпохи советского автопрома. Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Каданников подал в отставку. Такое решение было принято на вчерашнем заседании совета директоров по заявлению В.Каданникова об отставке в связи с уходом на пенсию по возрасту. Для нас с таким же успехом небо могло свалиться на землю, так забронзовел в своей должности за почти 20 лет руководства крупнейшим российским автозаводом Владимир Васильевич. С декабря 1988 года он вершил автомобильную историю страны, отдав к этому времени 20 лет Волжскому автозаводу, а до этого еще 10 – ГАЗу в родном Нижнем Новгороде. Именно благодаря Каданникову АВТОВАЗ стал главным отечественным производителем автомобилей. В непростые 90-е компания сумела быстро занять сектор дешевых автомобилей (почти что 90% всего российского авторынка) и долгие годы снимать сливки, получаемые ей как фактическим монополистом. Но за что действительно в долгу перед В.Каданниковым автомобильная промышленность страны, так это за его незаурядные лoббистские способности. Он довольно успешно ходил во власть, председательствовал в совете по промышленной политике при правительстве, и даже был первым вице-премьером правительства при Черномырдине. Одно лишь это дает описание мощнейшего административного ресурса, которым обладал Каданников. Дивиденды от одной только деятельности правительства Михаила Касьянова (заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок, повышение таможенного барьера для ввоза новых иномарок) отечественные автопроизводители получают и по сей день. Главная заслуга – Каданникова. В 90-е с Каданниковым ассоциировался весь отечественный автопром, ведь все наиболее яркие события автомобильной жизни России с ним так или иначе связаны. А факт создания в 1993 году Автомобильного всероссийского альянса при участии подведомственного В.Каданникову АВТОВАЗа примечателен как для той эпохи, так и для России в целом. Небезызвестный ныне и всходивший тогда на вершину своей славы бизнесмен Борис Березовский объявил о начале нового проекта АВВА «народного автомобиля». Рядовым участникам альянса были обещаны солидные дивиденды и автомашины по льготным ценам. Однако история с АВВА имела банальное для России продолжение. При первоначальной стоимости проекта в 1 млрд. долларов цифра эта позже была снижена до 700 млн., реально создателям пирамиды удалось собрать лишь 50 млн. долларов инвестиций, позже якобы вложенных в финский завод «ЕвроЛада». Обещанных машин и дивидендов обманутые вкладчики АВВА ждут по сей день. И хотя манипуляции с автомобильным альянсом рассорили В.Каданникова с Б.Березовским (на акциях АВВА стояла подпись директора завода) именно на Каданникова обрушился основной шквал критических выступлений СМИ.Не создав нового завода, Каданников довольно успешно управлял старым. «Если умножить среднегодовое количество выпущенных автомобилей на почти сорок лет работы предприятия, получается около 100 млрд. рублей (в «советском» исчислении) чистой прибыли для государственной казны. В то же время стоимость основных фондов ВАЗа на момент запуска составляла немногим более 4 млрд. рублей. По некоторым данным, Волжский автозавод более чем в 17 раз окупил вложенные в его строительство и первоначальное развитие средства», — заявил вчера В.Каданников, выступая на научной конференции в Тольятти. На годы Каданникова приходится не менее половины этой чистой прибыли.Впрочем, долго манипулировать рынком административными ниточками вряд ли представлялось возможным. Об этом говорит и кардинально изменившаяся позиция нынешнего правительства, в этом стоит видеть и одну из основных причин ухода В.Каданникова с занимаемого им поста. В последнее время АВТОВАЗу все сложнее противостоять напору дешевых иномарок, которые собирают в России, доля Волжского автозавода на рынке неуклонно сокращается. Да и правительство начало все больше склоняться на сторону сборочных производств, в конце концов, не все равно ли, с кого взимать налоги. Отставка Каданникова одинаково неожиданна и логична. В этой сложной для завода ситуации он должен был уйти, АВТОВАЗу нужен новый, более современный руководитель. Уход на пенсию 64-летнего В.Каданникова породил тут же массу разговоров вокруг личности нового главы АВТОВАЗа. Внеочередное собрание акционеров поставит в них точку 22 декабря, переизбрав совет директоров и утвердив нового его главу. Напомним, согласно уставу волжского автопредприятия, председатель совета директоров избирается из числа членов совета. Сам же В.Каданников в накладе не остался. По последним данным, около трети уставного капитала покинутой компании принадлежит подконтрольному ему АВВА, около 20% — ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» (АФК), около 2% — ЗАО «ИФК», чуть более 7% — Внешэкономбанку, и около 16% — физическим лицам. В федеральной собственности находится лишь около 1,5% акций отечественного автогиганта. Артур Саруханов