Япония - это другой мир, другая философия жизни и бизнеса. Японцы не просто смотрят вперед, а делают это поверх голов европейских и американских автомобильных компаний. Токийский автосалон уже давно завоевал себе репутацию парада прежде всего технологий, возможностей и дизайна автомобилей будущего, которые представлены на многочисленных концепт-карах...
Читать в полной версии
Япония - это другой мир, другая философия жизни и бизнеса. Японцы не просто смотрят вперед, а делают это поверх голов европейских и американских автомобильных компаний. Токийский автосалон уже давно завоевал себе репутацию парада прежде всего технологий, возможностей и дизайна автомобилей будущего, которые представлены на многочисленных концепт-карах. Настоящая ценность концепт-кара заключается в свежей идее, которую преподносит компания вместе с автомобилем. Красивый дизайн, используемые технологии - это все уже производные от главной составляющей автомобиля,демонстрирующего, прежде всего, новую идею. Тяжело сказать, что проще - заставить электронику автомобиля парковать свою железную оболочку самой, основываясь на данных многочисленных датчиков парктроника, или оставить это дело водителю, которому надо дать возможность кругового обзора. До второго додумался Nissan и реализовал эту идею на концепт-каре Nissan Pivo. Простое, казалось бы решение - заставить кабину водителя вращаться, порождает целую кучу проблем. Механические приводы управления автомобилем уже не годятся, и автомобилю нужно уметь поворачивать всеми 4-мя колесами. Так что это может быть только электромобиль, где все управление осуществляется по проводам. Дизайн полностью подчинен основной идее и подчеркивает ее симметричностью автомобиля, у которого сразу и не определить где зад, где перед. Яркое решение салона продолжает тему симметрии. Теперь уже симметричны левая и правая части передней панели. Ну и конечно, поддерживается идея предоставления водителю максимальной обзорности, и широкие передние стойки, - слабое место в обзорности современных автомобилей, - получили экраны с выводом на них перекрываемого стойками забортного пейзажа. Компактное 4-дверное купе Foria формата 2+2 стоит на заднеприводной платформе с очень короткими передними свесами и небольшим двигателем под длинным капотом. Автоматическая коробка шоукара управляется переключателями на руле в стиле Формулы-1. Если смотреть снаружи, в глаза бросаются двери без центральных стоек – они открываются нараспашку, как у Mazda RX8, что очень облегчает доступ в салон. Линии задней части кузова плавно перетекают в узенькие полоски фонарей. Салон выполнен из серой ткани джерси и коричневой кожи, передние кресла обиты тканью цвета слоновой кости. Концепт
Amenio показал всем, что такое настоящий комфорт. Многофункциональный автомобиль с огромной стеклянной крышей продолжает концепцию прототипов Teana и Fuga. Кресла здесь сделаны так, чтобы можно было ощутить весь уют домашней гостиной. Первый и второй ряды двигаются в разные стороны, у них есть подставки для ног, как в салоне бизнес-класса в самолете. Огромный 18-дюймовый монитор – главная достопримечательность центральной консоли. На нем в режиме реального времени отображается вся нужная информация, включая ближайшие рестораны, интересные места, кино, клубы, и т.д. Если же вам этого мало, то можно посмотреть, какие созвездия находятся в небе по направлению вашего движения.В совместной с Adidas реинкарнации компактного семейного автомобиля Note идея была создать автомобиль, на котором модная и стильная молодежь могла бы «засветиться» где угодно. В результате получилось яркое авто с мощным пластиковым обвесом, профилем спортивного ботинка и пестрыми алюминиевыми колесами, которые можно быстро сменить по желанию клиента. Фирменный стиль культовой немецкой марки Adidas подчеркивают три всем известные белые полосы на обивке дверей и сиденьях компактвэна. Салон Note отделан материалами, из которых обычно делают спортивную одежду и обувь. Прорезиненный материал голубовато-серого цвета подчеркивает внутреннее пространство Note наряду с использованным в отделке материалом Gor-Tex. А бокс между водителем и передним пассажиром закрывается как спортивная сумка – на молнию. О техническом оснащении новинки известно лишь то, что под пластиковым капотом модели расположился 1,5-литровый турбодизель.Превратив семейный автомобиль в средство передвижения любителей спорта, японцы не забыли и о других членах семьи. Еще одна новинка для токийского автосалона — новое поколение машины для мамочек Nissan Moco, копия новой малолитражки Suzuki Mom’s Personal Wagon, которая тоже появится на автосалоне. Четырехместная малютка появится в серии в феврале следующего года. Не скроет схожести с
«Маминым вагоном» от Suzuki и переделанный фас автомобиля. Под капотом 3,4-метровой малышки скрывается мотор объемом в 660 «кубиков». Причем в Nissan гарантируют не только низкое потребление горючего, но и экологически благоприятный выхлоп.Идея, заложенная в Daihatsu UFE-III, не нова - достижения максимальной экономичности небольшого автомобиля на бензиновом двигателе за счет максимального сокращения силы воздушного сопротивления. И даже не нова реализация этой идеи, так как UFE-III является продолжением концепт-каров UFE-I (2001) и UFE-II (2003). Новый экспериментальный автомобиль снова суперобтекаемый, снова борется разнообразными воздуховодами и спойлерами с тормозящей автомобиль зоной разряжения позади. Снова у автомобиля трехместная компоновка. Из задачи вытекает и дизайн: зализанная каплевидная форма, проработанная аэродинамика днища, задние колеса спрятаны в кузов и никаких внешних зеркал заднего вида - это лишние воздушные завихрения - только камеры и мониторы на передней панели. Subaru B5-TPH - попытка задуматься о далеком будущем Impreza. Силуэт сегодняшней модели абсолютно не спортивен, - обыкновенный седан или универсал. Только отдельные агрессивные элементы стремятся рассказать окружающим о том, какой скоростной характер у этого автомобиля. Impreza должна быть стремительной в своем облике и при этом не растерять эксплуатационных качеств, свойственных универсалам и седанам. Концепт B5-TPH - пример такого кузова, который является полноценным универсалом, но маскируется под стремительное купе. Решение в стиле Bio спорно, а задок вряд ли найдет массу поклонников. Так что при оригинальности некоторых решений, общий облик, скорее всего, не сгодится для массовой модели. Зато Subaru обкатает на концепте свои гибридные технологии. В свой
автомобиль FSC
(Flexible Saloon Concept) компания Toyota заложила даже не идею, а целую философию. Автомобиль должен отвечать понятиям "динамичность" и "интуитивная понятность", что японцы отразили в лаконичном стиле интерьера салона автомобиля. Никаких лишних деталей, только необходимый интерфейс общения автомобиля с водителем. Удачную деталь нашли дизайнеры, создав оригинальную приборную панель, которая по духу и архитектуре напоминает спидометр на любимой в России 21-ой Волги. Кто-то из конструкторов придумал компактную форму трансформируемого странным образом заднего сиденья. Оно позволят освобождать в центре салона значительное пространство под негабаритные грузы. До серийного воплощения этому элементу еще далеко, так как его функциональность не до конца понятна - для перевозки грузов все-таки более приспособлен багажник, чем салон, а вот внешность автомобиля уже заметно ближе к серийному воплощению. Задняя стойка кузова выполнена в фамильном стиле Lexus, и это дает основание полагать, что японцы обкатывают форму кроссовера. Lexus'у на североамериканском рынке нужен быстрый и мощный ответ успешно стартовавшему конкуренту Mercedes R-класса.Еще один подход к организации рабочего места водителя продемонстрировал концепт
Suzuki Ionis. В дополнение к самому автомобилю на Токийском мотор-шоу отдельно выставлена его передняя часть с панелью приборов и передним рядом кресел. На стенде можно наблюдать, как собранная в единый блок система управления автомобилем плавно перемещается от левого переднего пассажира к правому и обратно. Сама идея уже появлялась на европейских концепт-карах (например, Pininfarina Ethos3 в далеком 1994 году или Opel Filo 2001) и не получила должного продолжения. Такой принцип необходим разве что при частом пересечении Ла-Манша из правосторонней Англии в левостороннюю континентальную Европу. Но японцы, живущие на остравах, настаивают на на таком решении, а возможно, просто демонстрируют свои возможности реализации электронной системы управления автомобилем. Отдельной темой является внешний дизайн маленького минивэна, наиболее популярного кузова в Стране восходящего солнца. Автомобили именно с таким кузовом (Honda Fit/Jazz) лидируют в рейтинге продаж легковых автомобилей. Кто-то найдет в нем черты космического аппарата из фантастического фильма, кто-то сравнит его с синими волнами японского моря. Интерьер - еще одна отдельная тема. Это такой вариант японского роскошного техно, строгие правильные лаконичные линии, черное дерво, дорогая кожа и неокрашенный металл.Пожалуй, не найти в Mitsubishi D:5 какой-то новой сверх-идеи. Этот концепт демонстрирует новый взгляд на автомобиль, пожалуй, с наиболее утилитарным типом кузова. Футуристичный фургон представляет собой очень удачный сплав конструкторского мастерства и дизайнерского искусства. Не всем по душе придется странный кубический дизайн, но в органичности облика, интерьера и конструкции данному экземпляру отказать нельзя. Пожалуй, только ступица руля и диски колес выпали из общей квадратной направленности всего кузова и отдельных деталей. Эстетического восхищения достойна ручка управления трансмиссией на центральной консоли. Размеры, форма кузова и полный привод делают этот концепт продолжателем дела серийного Mitsubishi Space Gear/Delica. Mitsubishi - компания, которая в данный момент, после полного развода с DaimlerChrysler и ряда скандалов, чувствует себя не очень хорошо. Компания нуждается в новом имидже и в новых моделях. Было бы отлично, если бы автомобиль быстро подготовили к производству. Но Mitsubishi не может сейчас рисковать и запускать в серию машину с экстравагантной внешностью, поэтому концепт должен собрать множество откликов автомобильных специалистов для новой ориентации корпоративного стиля для утилитарных автомобилей.
Toyota Estima
с гибридным двигателем является логичным для компании Toyota развитием конструкции минивэнов. Это скорее прототип новой серийной модели, которая известна миру как Toyota Previa. Видно, что интерьер автомобиля уже полностью готов к производству, а кузов возможно еще претерпит изменения передней части. Так что это практически предсерийный экземпляр машины. С более адекватной и дешевой оптикой он, вероятно, и пойдет на конвейер. Логично также и использование на минивэне гибридной силовой установки. У Toyota есть легковые гибридные модели, есть гибридный внедорожник (Lexus RX400h), теперь дошла очередь и до гибридного минивэна.
Кирилл Орлов