Статьи,
05 окт 2005, 09:30
Россия не получит экологичные автомобили
Введение экологических требований «Евро-2» к автомобилям российского производства вновь откладывается. И еще как минимум полгода российские заводы смогут выпускать с конвейеров автомобили, не удовлетворяющие никаким экологическим требованиям…
Читать в полной версии
Говорить о том, почему в России опять отложили введение экологических требований Евро-2, сродни поиску ответов на вечные вопросы русской интеллигенции: «Что делать?», «Кто виноват?» и «Едят ли курицу руками?». Однако, проблема гораздо шире и заключается она, по большей части, в нежелании государства стимулировать производителей и потребителей переходить на "экологически чистые" автомобили. История началась несколько лет назад, когда тогдашний премьер-министр России Михаил Касьянов попросил разработать концепцию развития российского автопрома. Министерство промышленности быстренько наваяло план, согласно которому все автопроизводители были обязаны производить автомобили, удовлетворяющие требованиям «Евро-2» с 1 января 2004г. Однако российские автопроизводители не были готовы к такому развитию событий и попросили отсрочить введение требований на полгода, чтобы успеть подготовить производство. История умалчивает о том, кому удалось доказать правительству, что с введением норм «Евро-2» стоит повременить, однако именно с этого момента вся концепция развития начала трещать по швам. Минпромэнерго в лучших традициях советской бюрократии не успело согласовать технический регламент, без которого введение экологического стандарта невозможно, и российские заводы получили отсрочку до 1 января 2005 года. В конце года все автопроизводители отрапортовали о своей готовности с этого года начать производить автомобили, удовлетворяющие стандартам «Евро-2». Однако, введение требований «Евро-2» так и не последовало. Нельзя сказать, что все автопроизводители вздохнули с облегчением. «АВТОВАЗ» начал оснащать автомобили «десятого» семейства и Samara-2 двигателями «Евро-2» в добровольном порядке, а КАМАЗ инвестировал приличные средства в модернизацию двигателей для своих грузовиков. В марте этого года, на конференции Adam Smith Insitute, на вопрос «Когда же будут введены требования «Евро-2», директор департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил «А нам спешить некуда», чем вызвал бурю саркастического смеха в зале. Позднее всем было объявлено, что проект технического регламента об экологических стандартах будет одобрен правительством до 1 июня 2005г. Это означало, что в случае его одобрения в первом полугодии автомобили «Евро-2» начали бы выпускать с начала 2006 года – по существующим правилам с момента принятия технического регламента должно пройти полгода, после чего он и становится обязательным к выполнению. Однако, согласовать его не успели и внесли в правительство только летом. Первоначально проект специального технического регламента "О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации", согласованный со всеми ведомствами и компаниями автомобильной промышленности был внесен в правительство РФ в начале года. Аппарат правительства отправил его на рассмотрение экспертной комиссией по техническому регулированию, которая 18 марта 2005г. вынесла свое заключение и предложила несколько изменений к этому проекту. Минпромэнерго России внесло эти изменения, «в большей степени они носили редакционный характер», и отправило доработанный проект в правительство. По результатам рассмотрения в правительстве, к документу были предложены очередные поправки, которые Минпромэнерго внесло в документ и 14 мая 2005г. отправило на согласование в федеральные органы исполнительной власти. Далее, по процедуре, он должен быть внесен в установленном порядке в правительство и рассмотрен на одном из заседаний правительства РФ.Но как оказалось, правительство намерено рассмотреть проект регламента экологической безопасности автомобилей «до конца 2005 года». Об этом заявил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин. А это означает, что введение обязательных норм «Евро-2» на территории России произойдет не ранее II полугодия следующего года. Впрочем, Минпромэнерго надеется, что правительство рассмотрит техрегламент уже в ближайшее время и утвердит его своим постановлением. «Технический регламент об экологической безопасности автомобилей будет рассмотрен правительством в ближайшие 2 недели, возможно, до конца этой», - сообщили Autonews.ru в Минпромэнерго. Но в любом случае, даже если поверить в оптимизм министерства, получается, что производить автомобили «Евро-2» в России станут не раньше апреля следующего года. А в Европе, меж тем, уже с января следующего года будут введены обязательные
требования «Евро-4».У российских автопроизводителей неоднозначная оценка экологических инициатив. Так, руководитель пресс-службы УК «РусПромАвто» Владимир Торин заявил Autonews.ru, что введение стандартов «Евро-2» для России должно быть «последовательным и тщательно продуманным». По его мнению, здесь кроется очень много нюансов: например, действительно ли необходимы экологические нормы для двигателей большегрузных автомобилей, работающих в тайге у буровых или в воинских частях Дальневосточного округа. Кроме того, Торин задается вопросом – «А насколько одинаковым должен быть экологический стандарт при оценке выхлопа автомобилей в Москве или, скажем, в городе Североколымске?». По его мнению, эти нормы хороши для Швейцарии или Голландии - страны маленькие, в городах много автомобилей. «Конечно,
об экологии нужно заботится, но решение о введении на территории всей нашей страны каких-либо экологических стандартов должно быть взвешенным и хорошо спланированным. Пока чиновники этим похвастаться не могут», заключает он.А вот представители АВТОВАЗа заявляют о том, что готовы к введению новых требований давно. «С прошлого года все переднеприводные машины и
внедорожник «Нива»
выпускаются только в комплектации «Евро-2». А все экспортные модели и
Kalina соответствуют «Евро-3», говорит главный конструктор завода Владимир Губа. По его словам, в этом году завод произведет более девяноста тысяч автомобилей, удовлетворяющих нормам «Евро-3». Плюс к этому в настоящее время начинается выпуск «десяток» и внедорожников, удовлетворяющих стандартам «Евро-4». В следующем году к ним присоединится Kalina. Омологационные испытания успешно завершены во французской лаборатории UTAC. «Другими словами, на сегодняшний день практически вся наша продукция соответствует международным экологическим стандартам, и может продаваться на любом рынке», говорит В.Губа.Представим на секунду, что «Евро-2» для отечественных автомобилей все же будет введено с апреля следующего года. Но что делать со стандартами «Евро-3» и «Евро-4», вводить которые раньше планировалась, соответственно, в 2008 и 2010 годах? Доведение инжекторных двигателей до стандартов «Евро-2» гигантских инвестиций не требует – необходимы катализатор, некоторые доработки выпускного тракта и современный блок управления. Все это делает дороже «нашемарку» примерно на 500 долларов. А вот требования «Евро-3» значительно строже и требуют значительных инвестиций. По сути, сегодня только «АВТОВАЗ» может позволить себе капвложения таких объемов. Но и он не спешит этого делать, пытаясь создать СП с концерном General Motors по производству двигателей. В принципе, у тольяттинского завода есть разработка, которая удовлетворяет требованиям «Евро-4», но с нового 2006 года такими двигателями будет оснащаться едва ли двадцатая часть всех выпускаемых автомобилей – для экспорта в страны Западной Европы. А уж «Евро-4» и вовсе пока российским заводам не под силу – слишком большие затраты, которые к тому же нельзя переложить на покупателя – российский потребитель просто не поймет, зачем ему переплачивать 1 000 – 1 500 долларов. В Западной Европе пошли по пути стимуляции потребителя – некоторые послабления для производителей, налоговые льготы для владельцев автомобилей, экологические показатели которых обгоняют действующие требования, широкая пропагандистская кампания. К примеру, в Германии два года действовала налоговая льгота в 1 000-1 500 евро (в зависимости от автомобиля) для автомобилей, удовлетворяющих нормам «Евро-4», а сегодня меньше налогов заплатит владелец автомобиля, дизельный двигатель которого оснащен сажевым фильтром. Ну а российский покупатель не привык заказывать даже подушку безопасности пассажира и ABS, и с радостью отключает датчики не пристегнутого ремня, что уж тут говорить о «Евро-4». А завлечь покупателя рублем государство не собирается.
Антон Максимов