branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Почему покупать отечественные авто выгодно

Решающими факторами в пользу “родного” бренда становятся более привлекательная по сравнению с импортом цена, а также развитость дилерских сетей местных марок на территории страны...
Почему покупать отечественные авто выгодно
Почему покупать отечественные авто выгодно
Практически во всех странах, где есть собственный автопром, на внутренних рынках лидируют национальные бренды. По словам экспертов, не последнюю роль в выборе машины играет патриотизм автомобилистов. Однако решающими факторами в пользу “родного” бренда становятся более привлекательная по сравнению с импортом цена, а также развитость дилерских сетей местных марок на территории страны.

Структура автомобильных рынков в странах с собственным автопромом показывает, что практически везде лидерами продаж являются отечественные автопроизводители. Безусловный рекордсмен по этому показателю – Япония, где национальные бренды занимают свыше 90% автопродаж. Высокую долю на внутренних рынках имеют также производители Кореи и Индии – порядка 70%. В Америке производители из “детройтской тройки” (General Motors, Ford, Chrysler) контролируют 45% рынка, причем General Motors и Ford возглавляют рейтинг самых продаваемых марок. А вот крупнейший на сегодня мировой авторынок – китайский – в силу особенностей своего развития стал исключением из правил – в Поднебесной доминируют иностранные бренды (в основном это автомобили, собранные на СП с мировыми автопроизводителями), а доля собственно китайских марок составляет чуть более 30%.

В Европе самые патриотичные автомобилисты живут в Германии: на крупнейшем европейском авторынке семь из десяти автомобилей продаются под местными марками (на них приходится соответственно более 70%), причем они же составляют “пятерку” лидеров рынка. На втором месте по доле национальных брендов – Франция, где Renault, Peugeot и Citroen также являются “бестселлерами” и занимают свыше 55% автопродаж. Россия замыкает “тройку” самых патриотичных автомобильных держав Европы – под отечественными марками (Lada, ГАЗ, УАЗ и “Иж”) в нашей стране продается каждый третий автомобиль (33,6%). Правда, столь высоким результатом российский автопром обязан исключительно АвтоВАЗу, который занимает 27,5% рынка. Чуть меньший показатель на счету Румынии, где один-единственный бренд Dacia занимает 33,2% местного рынка. На пятом месте среди самых “патриотичных” авторынков Европы – Италия, здесь национальные бренды занимают 31,3% автопродаж.

По мнению партнера по оказанию услуг в области налогообложения предприятиям сектора розничной торговли и производства промышленных товаров PricewaterhouseCoopers Натальи Щербаковой, лидерство национальных брендов определяется мерами государственной поддержки, потребительской лояльностью к местным маркам, усилиями автопроизводителей по продвижению своих брендов на внутренних рынках, соотношением цены и качества. “В России ценовой фактор особенно важен, поэтому наряду с поддержкой государства он играет значительную роль”, – отмечает Н. Щербакова.

Поддержка отечественного автопрома в том или ином виде присутствует везде
Поддержка отечественного автопрома в том или ином виде присутствует везде


Мало кто знает, но в ряде европейских стран с национальным автопромом существуют пошлины, прикрывающие внутренний рынок от импорта, говорят эксперты. Правда, они незначительны и составляют порядка 10% (для сравнения, в России в настоящее время – 30%). По словам аналитиков, поддержка отечественного автопрома в том или ином виде присутствует везде, ведь эта отрасль занимает в среднем порядка 7% в ВВП стран-автопроизводителей. Причем наименьший показатель на счету России – всего 2%, а наибольший вклад в экономику государства вносит автомобильная промышленность Бразилии – 12%.

Патриотизм автомобилистов также подкрепляется удобством приобретения и обслуживания машин отечественных марок, ведь наиболее развитую дилерскую сеть автопроизводители имеют в собственных странах. Кроме того, высокую долю продаж на внутреннем рынке во многом обеспечивают корпоративные и государственные закупки, говорят эксперты. Таким образом, чиновники, конечно же, не наши, негласно подают пример “покупай отечественное”.

Как отмечают маркетологи АвтоВАЗа, национальные бренды, как правило, создавались в периоды, когда рынки были закрыты от внешнего доступа – для ввоза в страну автомобилей были политические или экономические препятствия. Между тем создание на территории стран иностранных производств снижает долю национальных производителей. Хотя есть примеры, когда интернациональный бренд замещается на национальный. Так, в Великобритании Opel продается под национальной маркой Vauxhall. Или Renault сохранила бренд Dacia, и он стал интернациональным.



В России доля отечественных марок стремительно снижается и за последние годы упала почти в три раза – по данным агентства “Автостат”, с 80,3% в 2003 году до 27,1% – в 2009-м. При этом в прошлом году впервые с начала “бума иномарок” российские автопроизводители смогли несколько “отвоевать” рынок. И в нынешнем году отечественные бренды продолжили отыгрывать позиции – по данным АЕБ, за пять месяцев 2010 года они увеличили свою долю до 33,6%. По словам экспертов, всплеск продаж традиционных отечественных машин обусловлен исключительно вмешательством государства. Прежде всего, повышение пошлин в январе 2009 года сделало иномарки малодоступными для массового потребителя в нижнем и среднем ценовом диапазоне. В то же время практически вся продукция отечественного автопрома сосредоточена в бюджетном сегменте, который по-прежнему остается одним из самых массовых. К тому же в нынешнем году спрос на продукцию российских автопроизводителей подстегивается госпрограммами по утилизации и субсидированию автокредитов, обеспечивающих около 15% рынка.

Преимуществом отечественных брендов над иномарками можно считать развитые еще с советских времен дилерские сети. И хотя уровень продаж и техобслуживания оставляет желать лучшего, а качество самих автомобилей не улучшается, это во многом компенсируется инертностью российских потребителей, считают эксперты. Показательно, что рост рынка иномарок обеспечивают в основном крупные города, а также традиционно потерянные для “Жигулей” Дальний Восток и Сибирь. Однако, по мнению экспертов, российские автомобилисты в будущем неизбежно будут пересаживаться на автомобили иностранных брендов, и прежде всего на бюджетные модели, такие как Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan.

Показательно, что рост рынка иномарок обеспечивают в основном крупные города
Показательно, что рост рынка иномарок обеспечивают в основном крупные города


Согласно прогнозу агентства “Автостат”, уже в будущем году отечественные марки вновь начнут терять рынок и к 2014 году их доля упадет всего до 12%. А движущей силой российского авторынка станут иномарки местного производства – через пять лет они составят более половины всех реализуемых в России автомобилей. Как говорят в “Автостате”, увеличение доли иномарок будет происходить на фоне полного отсутствия разработок новых отечественных моделей, места которых на конвейерах российских предприятий займут зарубежные автомобили, пусть даже под отечественными марками.

По мнению Н. Щербаковой, успех российских брендов будет определяться результативностью усилий по модернизации производства и обновлению модельного ряда при сохранении ценовых преимуществ. Как говорят эксперты, будущее отечественного автопрома во главе с АвтоВАЗом видится в кооперации с зарубежными партнерами по производству перелицованных бюджетных иномарок. При этом, считают аналитики, конкурентоспособными такие автомобили смогут быть только при обеспечении надлежащего качества и привлекательной для массового покупателя цены. В противном случае весь традиционный российский автопром будет неуклонно снижать производство, объемы которого сравняются с количеством машин, выбывающих на утилизацию по возрасту.

Александр Чупров