Российские законодатели предлагают разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования только в том случае, если в салоне будет находиться водитель, который при необходимости должен иметь возможность взять процесс управления на себя. В Госдуме считают, что на водителе должна лежать ответственность за аварию, которая произойдет по вине беспилотника. При этом ответственность за возможные нарушения ПДД будет накладываться на водителей либо собственников автомобиля.
В вопросе ответственности поставлена точка, заявил ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров во время круглого стола, посвященного вопросу транспортных средств нового типа. «Мы однозначно определили, что ответственность за ДТП полностью лежит на водителе беспилотника. Соответствующие изменения должны быть внесены в соответствующие законы», - пояснил Черногоров.
Изменения, которые нужно будет внести в законодательство для легализации беспилотников, обсуждались в ходе круглого стола с участием депутатов, чиновников профильных ведомств, представителей предприятий-разработчиков, научных и общественных организаций. В ближайшее время на рассмотрение Госдумы будет внесен ряд законопроектов на тему нормативно-правового регулирования использования беспилотных транспортных систем в Российской Федерации, которые могут быть приняты Госдумой до конца 2016 года. В российском законодательстве появится понятие беспилотного автомобиля, а машины с автономным управлением получат право выезжать на дороги общего пользования.
Именно законодательные вопросы являются важнейшим препятствием на пути внедрения беспилотных транспортных средств как в России, так и во всем мире, считает Черногоров. «Сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе и особенно в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов», – уточнил эксперт.
В ближайшее время в законах «О безопасности дорожного движения» и ОСАГО появится определение беспилотника. В предварительной редакции беспилотным транспортным средством называется механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя. Также законодатели опишут процесс управления беспилотником, который осуществляется системой искусственного интеллекта без помощи водителя.
Согласно проекту, беспилотный автомобиль помимо системы ручного управления должен будет иметь видеорегистраторы и «черный ящик» для записи параметров движения. При этом эксплуатация беспилотника с неисправными или грязными видеокамерами и датчиками будет запрещена. Кроме того, беспилотное транспортное средство должно иметь соответствующие опознавательные знаки.
Изменения в гражданский кодекс касаются понятия доверенности на право управление БПТС и приравнивают его к понятиям «автомобиль» и «транспортное средство». Кроме того, программно-технический комплекс беспилотника признается его неотъемлемой частью, а сам автомобиль может являться частью договора купли-продажи. Также он наделяется статусом имущества, которое может выступать предметом залога. Наконец, проект предусматривает изменения в УК РФ, в котором тоже появится понятие беспилотных транспортных средств как объектов возможного хищения или повреждения.
Полноценный закон, регулирующий использование беспилотных автомобилей, пытались принять в штате Аризона, но законодатели так и не смогли договориться, кто именно будет отвечать за аварию с участием беспилотника.
В декабре прошлого года власти Калифорнии предложили аналогичные российским законодательные правила для беспилотников. Однако проект вызвал критику представителей Google, посчитавших ограничения чрезмерно строгими, поскольку беспилотники американской компании изначально не имели ни руля, ни педалей. Калифорнийские правила также предполагали ответственность водителей вне зависимости от того, кто именно управлял автомобилем.
В Евросоюзе уже сейчас действуют директивы, которые предписывают оснащать все грузовые автомобили, используемые в границах ЕС, специальными системами безопасности. Речь идет о системах автономного торможения, способных самостоятельно останавливать грузовик, и функциях удержания полосы движения.
Чиновники Евросоюза обсуждают поправки в Венскую конвенцию о дорожном движении, которые исключат из документа требование постоянного контроля транспортного средства, которое мешает проведению испытаний беспилотных машин на дорогах общего пользования. Кроме того, европейские законодатели также намерены ввести термин «автономное автотранспортное средство» и разрешить использование таких машин на дорогах общего пользования.
Фото: Volvo
В вопросе ответственности поставлена точка, заявил ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров во время круглого стола, посвященного вопросу транспортных средств нового типа. «Мы однозначно определили, что ответственность за ДТП полностью лежит на водителе беспилотника. Соответствующие изменения должны быть внесены в соответствующие законы», - пояснил Черногоров.
Изменения, которые нужно будет внести в законодательство для легализации беспилотников, обсуждались в ходе круглого стола с участием депутатов, чиновников профильных ведомств, представителей предприятий-разработчиков, научных и общественных организаций. В ближайшее время на рассмотрение Госдумы будет внесен ряд законопроектов на тему нормативно-правового регулирования использования беспилотных транспортных систем в Российской Федерации, которые могут быть приняты Госдумой до конца 2016 года. В российском законодательстве появится понятие беспилотного автомобиля, а машины с автономным управлением получат право выезжать на дороги общего пользования.
Именно законодательные вопросы являются важнейшим препятствием на пути внедрения беспилотных транспортных средств как в России, так и во всем мире, считает Черногоров. «Сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе и особенно в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов», – уточнил эксперт.
В ближайшее время в законах «О безопасности дорожного движения» и ОСАГО появится определение беспилотника. В предварительной редакции беспилотным транспортным средством называется механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя. Также законодатели опишут процесс управления беспилотником, который осуществляется системой искусственного интеллекта без помощи водителя.
Согласно проекту, беспилотный автомобиль помимо системы ручного управления должен будет иметь видеорегистраторы и «черный ящик» для записи параметров движения. При этом эксплуатация беспилотника с неисправными или грязными видеокамерами и датчиками будет запрещена. Кроме того, беспилотное транспортное средство должно иметь соответствующие опознавательные знаки.
Изменения в гражданский кодекс касаются понятия доверенности на право управление БПТС и приравнивают его к понятиям «автомобиль» и «транспортное средство». Кроме того, программно-технический комплекс беспилотника признается его неотъемлемой частью, а сам автомобиль может являться частью договора купли-продажи. Также он наделяется статусом имущества, которое может выступать предметом залога. Наконец, проект предусматривает изменения в УК РФ, в котором тоже появится понятие беспилотных транспортных средств как объектов возможного хищения или повреждения.
Что такое беспилотник за границей
Законодательства большинства стран мира сейчас не регламентируют использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Тем не менее в некоторых штатах США (например, Флорида, Невада и Мичиган) существуют отдельные законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижения беспилотных систем. Ранее национальное управление по безопасности движения NHTSA приравняло электронику, управляющую беспилотным автомобилем Google, к обычному водителю.Полноценный закон, регулирующий использование беспилотных автомобилей, пытались принять в штате Аризона, но законодатели так и не смогли договориться, кто именно будет отвечать за аварию с участием беспилотника.
В декабре прошлого года власти Калифорнии предложили аналогичные российским законодательные правила для беспилотников. Однако проект вызвал критику представителей Google, посчитавших ограничения чрезмерно строгими, поскольку беспилотники американской компании изначально не имели ни руля, ни педалей. Калифорнийские правила также предполагали ответственность водителей вне зависимости от того, кто именно управлял автомобилем.
В Евросоюзе уже сейчас действуют директивы, которые предписывают оснащать все грузовые автомобили, используемые в границах ЕС, специальными системами безопасности. Речь идет о системах автономного торможения, способных самостоятельно останавливать грузовик, и функциях удержания полосы движения.
Чиновники Евросоюза обсуждают поправки в Венскую конвенцию о дорожном движении, которые исключат из документа требование постоянного контроля транспортного средства, которое мешает проведению испытаний беспилотных машин на дорогах общего пользования. Кроме того, европейские законодатели также намерены ввести термин «автономное автотранспортное средство» и разрешить использование таких машин на дорогах общего пользования.
Фото: Volvo