branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Инвесторы потеряли интерес к строительству новой трассы вокруг Москвы

Претенденты на строительство 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет...
Претенденты на строительство 3-го и 4-го участков ЦКАД могут отказаться от участия в конкурсах, которые «Автодор» откладывал в течение полутора лет. Они не верят, что смогут окупить свои затраты на трассу.

Конкурсы без участников

Потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, уверены собеседники РБК в двух компаниях-претендентах. Они объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии. Представитель «Автодора» пока не ответил на запрос РБК.

ЦКАД должен быть построен к 2018 году — к чемпионату мира по футболу, однако уже около полутора лет «Автодор» не может разыграть 3-й и 4-й участки дороги. Проблемы начались в конце 2014 года, после обвала рубля и резкого повышения ключевой ставки Банка России. В течение всего 2015 года госкомпания проводила консультации с потенциальными участниками, а сроки конкурсов постоянно сдвигали. В ноябре вышло распоряжение правительства с измененной финансовой моделью проекта: для финансирования строительства разрешили применять плавающие ставки с привязкой к ключевой ставке и индексу потребительских цен. Также государство взяло на себя часть инфляционных рисков при инфляции от 8 до 15%.

На строительство ЦКАД претендуют четыре консорциума — «Северо-Восточная магистраль» («Главная дорога» и управляющая компания «Лидер»), «СОК 24 Раша» (группа ВТБ и французская Vinci), «Инвест Финанс» (Газпромбанк и «Стройтрансгаз») и Автодорожная строительная корпорация («ДСК Автобан» Алексея Андреева и испанская Sacyr Concession). Представители «Лидера», «Автобана», «ВТБ Капитала», «Стройтрансгаза» и Газпромбанка отказались комментировать свое участие в конкурсах.

Топ-менеджер в «ВТБ Капитале» в конце декабря 2015 года говорил РБК, что пока окончательного решения по участию в конкурсе нет: «Мы думаем». Ранее в августе представитель «Лидера» не исключал, что управляющая компания откажется от участия в проекте. «Некоторые положения конкурсной документации создают риски потери инвестиций», — объяснял он РБК. Заместитель генерального директора по финансовому развитию «Автобана» Денис Анисимов тогда же отмечал, что окончательного решения об участии в конкурсе у их консорциума нет, но это связано в том числе с тем, что испанскую компанию Sacyr Concession беспокоит нестабильная экономическая ситуация в России.

Подвести итоги конкурсов по 3-му и 4-му участкам ЦКАД «Автодор» планирует 26 февраля и 26 марта соответственно, подписание концессионных соглашений назначено на 26 мая и 6 июня. Если в этот раз конкурсы не состоятся или будут перенесены, госкомпания рискует потерять еще один строительный сезон и не уложится в установленный правительством срок сдачи магистрали.

ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить. Сейчас «Автодор» вносит изменения в финансовую модель участка, чтобы провести новый конкурс. Сдать дорогу должны в 2018 году, как и ЦКАД.

Инвесторы не хотят рисковать

Внесенных в 2015 году в схему финансирования проекта изменений недостаточно, полагает собеседник РБК в одном из консорциумов. По его словам, «Автодор» не полностью берет на себя обязательства по предоставлению земли до начала строительства, а это существенный риск для инвестора (оформление земельных участков полностью на строителях). Не исключено, что в итоге концессионеру придется договариваться с нынешними собственниками участков самостоятельно. Сколько на это потребуется времени и денег, непонятно, сетует источник.

«Автодор» пытается переложить на концессионера устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге мы получаем «минное поле» — можем наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.

Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд руб. и 28,8 млрд руб.

Стоимость строительства занижена, полагают собеседники РБК в двух компаниях, претендующих на участки. Сметы посчитаны в ценах 2010 года, в проекте заложена инфляция 5%, а фактическая инфляция за 2015 составила только официально 13%, приводит пример один из них. «Только по 3-му участку ЦКАД стоимость дороги может превысить сметную на 10 млрд руб., и это тоже ложится на плечи инвестора», — добавляет он. «По нашим подсчетам, на 3-й участок может потребоваться значительно больше 90 млрд руб.», — утверждает источник РБК в другом консорциуме.

Заявленную стоимость магистрали сможет выдержать только крупная строительная компания с хорошими собственными ресурсами, считает собеседник РБК в компании, консультирующей «Автодор». Есть риск, что стоимость неразыгранных участков ЦКАД вырастет на 10–15%, подтверждает он.

Кроме того, собеседники РБК в двух компаниях-претендентах на строительство ЦКАД сетуют, что некоторые существенные детали концессионного соглашения остались за рамками обсуждения во время консультаций. Систему штрафов за недостатки в эксплуатации дороги «Автодор» будет обсуждать уже после того, как участники подадут заявки и предоставят обеспечение в размере 400 млн руб., рассказал РБК один из потенциальных инвесторов. «Выходит, участник подает заявку на конкурс, по условиям которого через систему штрафов он может лишиться всех своих инвестиций и не получить дохода», — объяснил он.



Приоритетный проект

На прошлой неделе министр транспорта Максим Соколов заявил, что Минтранс рассчитывает сохранить финансирование строительства ЦКАД и сдать дорогу к 2018 году. «Мы нацелены на реализацию этого проекта в полном объеме в 2018 году, и пока шансы остаются. Да, ситуация непростая», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Оптимистично настроен и глава правления «Автодора» Сергей Кельбах. «Если мы проведем конкурс по модели концессии и подпишем документы до мая 2016 года, тогда мы не потеряем еще один сезон и успеем завершить работы к концу 2018 года», — говорил он РБК в конце 2015 года.

Участники конкурсов оптимизма не разделяют: в декабре «Ведомости» писали со ссылкой на первого замдиректора по производству компании «Главная дорога» (в консорциуме с УК «Лидер») Михаила Покатаева, что 4-й участок ЦКАД вряд ли сдадут к чемпионату мира по футболу в 2018 году. По его словам, подобные проекты требуют до пяти лет на реализацию, а обсуждать ЦКАД начали лишь за два года и семь месяцев до срока и уже потеряли почти год.

Запаса прочности по срокам строительства практически не осталось по всем участкам ЦКАД, констатирует руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Евгений Мазур. «Перенос подведения итогов конкурсов на февраль сильно сократил лимит времени на строительство магистрали», — подчеркивает он. ЦКАД — приоритетный проект для правительства и «Автодора», поэтому маловероятно, что его отменят или заморозят, оговаривается Мазур.

Как строится ЦКАД
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) — новое кольцо вокруг Москвы, которое построят в Московской области. Протяженность ЦКАД составит 339–344 км (283,6 км новых дорог и еще 55,5 км реконструированных). Срок запуска — 2018 год. Стоимость строительства, по предварительным оценкам, составит около 300 млрд руб., из них 150 млрд руб. — средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Президент Владимир Путин на экономическом форуме в Петербурге в 2013 году назвал ЦКАД одним из трех важнейших инфраструктурных проектов, для которых было решено распечатать ФНБ.

Первые лоты — первая и пятая секции ЦКАД — разыграли еще в 2014 году. Их стоимость составляет 48,9 млрд руб. и 42,2 млрд руб. соответственно, но доля частного финансирования существенно ниже — лишь 6,8 млрд руб. для 5-го участка трассы.

Конкурс на строительство первой секции (участок в 49,5 км от Минского до Каширского шоссе) выиграл «Стройгазконсалтинг», тогда принадлежавший бизнесмену Зияду Манасиру. Но компания оказалась в сложном финансовом положении и успела сменить владельцев несколько раз в течение года. Весной 2015 года «Автодор» расторг соглашение с СГК, которому так и не удалось получить банковские гарантии. В августе 2015 года контракт на строительство первой секции ЦКАД был передан «Крокус Интернэшнл» Араса Агаларова.

Право строить пятую секцию (от Наро-Фоминского до Солнечногорского района и Звенигорода) получила компания АРКС, совладельцем которой до недавнего времени был Геннадий Тимченко.


Александра Галактионова, РБК
Фото: Автодор