Ребенок выбегает на стартовую прямую Формулы-1. Вокруг – никого. Над почти пустыми трибунами раздается пафосный голос ведущего, который на английском языке рассказывает, что в Азербайджане возможно все – стоит только захотеть. Когда ведущий в своей речи доходит до взаимовыручки и национальной поддержки, к одиноко озирающемуся мальчику со всех сторон устремляются дети: главного героя берут в кольцо, после чего ребята убегают к первому повороту. Время – два часа до старта первой в истории гонки Формулы-1 в Баку. На главной прямой началась предстартовая церемония.
Гонка у памятника ЮНЕСКО
С самого начала Азербайджан решил организовать гонку не как у всех. Вместо стандартного автодрома где-нибудь на пустыре здесь решили проложить уличную трассу по центру города. Задача – показать всему миру красоты Баку. С той же целью городскую гонку устроили в Сингапуре, такой же логикой руководствовались в Таиланде, когда решили провести заезд в центре Бангкока. Но в случае с Таиландом гонка сорвалась: напуганные шумом и вибрациями машин Формулы-1 местные власти оперативно приняли закон, который запрещает проводить автогонки в историческом центре города – мэрия Бангкока не хотела рисковать историческим обликом города. В Баку такая проблема не стояла.
Азербайджанские власти не просто не препятствовали гонке по улицам столицы, но даже включили в маршрут Старый город. Это архитектурный ансамбль XII века, который служил жилищем и крепостью в Средние века. Сейчас Старый город признан объектом всемирного культурного наследия и охраняется ЮНЕСКО. Такой статус не помешал азербайджанцам огородить крепостные стены защитными барьерами и проложить трассу прямо у подножия древнего замка.
Шестикилометровое кольцо объединило районы современной застройки с многополосным проспектом Нефтяников и видом на небоскребы, а также узкие улицы исторических районов, которые помнят времена Персии. В результате получилась одна из наиболее необычных трасс современной Формулы-1. «Это очень зрелищный автодром. Нашему чемпионату нужны такие трассы, – рассказал глава чемпионской команды Mercedes AMG Тото Вольфф. – Никто не хочет смотреть на заезды по парковке у супермаркета, где зоны вылета настолько велики, что любой гонщик может совершить ошибку, а потом спокойно вернуться в гонку. Наконец-то мы получили то, в чем нуждалась Формула-1».
Вольфф имеет в виду небольшие зоны безопасности, на нехватку которых жаловались опытные участники чемпионата. Перед гонкой Дженсон Баттон, Фелипе Масса, Нико Росберг и другие пилоты старше 30 лет утверждали, что бакинская трасса слишком опасна: в случае вылета или поломки болиды просто приедут в стену. Увеличить зоны вылета не получится: дорога петляет между зданиями. Действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон высмеял коллег. «Как и Монако, эта трасса требует крепких нервов, – заявил британец в интервью газете The Guardian. – На стартовой прямой мы разгоняемся быстрее 350 км/ч, сердце просто выпрыгивает у тебя из груди. К тому же, на прямой много кочек, а потому ты не видишь первый поворот из-за очень сильной вибрации автомобиля. Но это и есть гонки. Другие пилоты хотят, чтобы все было гладко и предсказуемо – но это выхолащивает саму суть автоспорта. Эти ребята могут ныть сколько угодно, но я буду просто сидеть и улыбаться». Поддержал коллегу и пилот команды Force India Серхио Перес: «Думаю, это самая сложная трасса в чемпионате».
Ради Формулы-1 булыжные мостовые вокруг Старого города заасфальтировали, а на проспекте Нефтяников – основной транспортной магистрали Баку – положили новое дорожное покрытие. Новые дороги так понравились местным водителям,что те уже попросили оставить асфальт после гонки. Изначально организаторы планировали срезать верхний слой асфальта после завершения Гран-при, чтобы сохранить исторический вид древних улиц. Как бакинцы поступят в итоге, пока не ясно.
Концерты вместо заездов
Этап Формулы-1 продолжил череду крупных международных событий в Азербайджане. Здесь уже прошло Евровидение и Европейские Игры – что-то вроде Олимпиады для европейских участников. В 2017 г. Баку примет еще один интернациональный спортивный турнир – Исламские игры. С таким соседством организаторы решили назвать гонку Формулы-1 не Гран-при Азербайджана, а Гран-при Европы – чтобы подчеркнуть европоцентричность города и страны.
Гонку действительно оценили европейские болельщики. В общей сложности владельцами билетов стали зрители из 37 стран, в числе которых были Нидерланды, Великобритания, Германия и даже Мексика с Канадой. Были фанаты и из СНГ: значительную часть гостей составили россияне, вместе с ними на гонку приехали украинцы и казахи. По состоянию на середину дня субботы, 18 июня, когда позади была половина гоночного уикенда, организаторы продали около 70% билетов, рассказал корреспонденту Autonews.ru генеральный промоутер Ариф Рагимов. Привлекать оставшихся болельщиков скидками в Баку не планировали: цена оставалась неизменной на протяжении всех дней продажи билетов.
На месте оказалось, что, по большому счету, билеты болельщикам не нужны. Расположение в центре города позволяло желающим максимально близко подойти к трассе и увидеть болиды с разных точек обзора. Кто-то забирался на крыши или балконы близлежащих зданий, другие находили высокие площади и постаменты, а кто-то просто стоял у заградительных сеток: в промежутках между прутьями можно было легко разглядеть проносящиеся автомобили.
Ключевым преимуществом для владельцев билетов стал свободный доступ на концерты мировых звезд – Криса Брауна, Энрике Иглесиаса и Фаррела Уильямса. Попасть на их выступление могли только владельцы билетов: концерты начинались в девять часов вечера после заездов. По признанию организаторов, после объявления о концертах продажи резко выросли: для местных жителей музыкальное сопровождение оказалось интереснее гонок.
Жемчужина болельщиков
Азербайджанцы должны были купить основную часть билетов – такую задачу поставили перед собой организаторы этапа в Баку, рассказывал один из директоров гонки Бюлент Озердим за несколько месяцев до Гран-при. Частично такая цель объясняется нехваткой мест в бакинских отелях. По признанию Арифа Рагимова, номерной фонд в столице Азербайджана способен принять не более 10 тыс. приезжих одновременно. В этом лимите уже учтена 1 тыс. сотрудников команд – следовательно, при 19,5 тыс. доступных билетов иностранцы могли бы заполнить все существующие гостиницы. На деле ажиотажа не случилось.
До самого дня гонки в Баку оставались невостребованные билеты и свободные номера в отелях: несмотря на масштабную рекламную компанию, немногие решились приехать на первую гонку в Баку. Тем качественнее оказалась программа для тех, кто все-таки долетел. Непривычно пустая «деревня болельщиков», свободная от людей набережная и редкие группы фанатов: в обычные дни сквер на берегу Каспийского моря не бывает таким пустым. Специально для гостей Формулы-1 всю прибрежную зону огородили забором: попасть на главный прогулочный маршрут бакинцев можно было только по билету. В результате у фанатов была редкая возможность без всяких очередей покататься на местных аттракционах, закупиться атрибутикой или просто подняться на трибуну в последний момент – на других трассах редко бывает настолько просторно.
Внимательное отношение к гостям и уверенная организация дают Баку право назваться «жемчужиной болельщиков» – из-за маленькой популярности этой гонки Гран-при получился мероприятием «для своих», где каждый приехавший фанат мог почувствовать себя особенным. В перерывах между заездами туристы бродили по Старому городу, где местные власти устроили фестиваль азербайджанской культуры. Оркестр играл национальные мелодии, торговцы повсюду продавали ковры и домашнюю утварь ручной работы, а где-то у крепостной стены ходил канатоходец. Между местными жителями тут и там оказывались европейцы в фирменных футболках гоночных команд.
Тему ковров продолжило оформление гоночной трассы. Местные узоры были везде: от покрывал, которыми укрыли столик с кубками в комнате для награждения пилотов, до официального логотипа автодрома, на котором символы природных стихий соединились в один длинный ковровый узор. Собственный ковер получил и посол Гран-при Европы Фернандо Алонсо: организаторы подарили чемпиону ковер во время его первого визита в Азербайджан в марте.
Соревнования или ремонт
В отличие от иностранцев, азербайджанцы почти не проявили интереса к домашней гонке. Экспресс-опрос, проведенный на улицах города, показал, что значительная часть жителей просто не знает о приезде Формулы-1. На вопрос о том, зачем перегородили улицы в центре города, многие отвечали лаконично: «Ремонт». Никакого желания узнать, что же там на самом деле, люди не проявили: даже без центральной набережной в Баку осталось достаточно мест для прогулок выходного дня, поэтому местные жители просто переместились на улицы Физули, Низами и площадь Фонтанов.
Гонка у памятника ЮНЕСКО
С самого начала Азербайджан решил организовать гонку не как у всех. Вместо стандартного автодрома где-нибудь на пустыре здесь решили проложить уличную трассу по центру города. Задача – показать всему миру красоты Баку. С той же целью городскую гонку устроили в Сингапуре, такой же логикой руководствовались в Таиланде, когда решили провести заезд в центре Бангкока. Но в случае с Таиландом гонка сорвалась: напуганные шумом и вибрациями машин Формулы-1 местные власти оперативно приняли закон, который запрещает проводить автогонки в историческом центре города – мэрия Бангкока не хотела рисковать историческим обликом города. В Баку такая проблема не стояла.
Азербайджанские власти не просто не препятствовали гонке по улицам столицы, но даже включили в маршрут Старый город. Это архитектурный ансамбль XII века, который служил жилищем и крепостью в Средние века. Сейчас Старый город признан объектом всемирного культурного наследия и охраняется ЮНЕСКО. Такой статус не помешал азербайджанцам огородить крепостные стены защитными барьерами и проложить трассу прямо у подножия древнего замка.
Шестикилометровое кольцо объединило районы современной застройки с многополосным проспектом Нефтяников и видом на небоскребы, а также узкие улицы исторических районов, которые помнят времена Персии. В результате получилась одна из наиболее необычных трасс современной Формулы-1. «Это очень зрелищный автодром. Нашему чемпионату нужны такие трассы, – рассказал глава чемпионской команды Mercedes AMG Тото Вольфф. – Никто не хочет смотреть на заезды по парковке у супермаркета, где зоны вылета настолько велики, что любой гонщик может совершить ошибку, а потом спокойно вернуться в гонку. Наконец-то мы получили то, в чем нуждалась Формула-1».
Вольфф имеет в виду небольшие зоны безопасности, на нехватку которых жаловались опытные участники чемпионата. Перед гонкой Дженсон Баттон, Фелипе Масса, Нико Росберг и другие пилоты старше 30 лет утверждали, что бакинская трасса слишком опасна: в случае вылета или поломки болиды просто приедут в стену. Увеличить зоны вылета не получится: дорога петляет между зданиями. Действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон высмеял коллег. «Как и Монако, эта трасса требует крепких нервов, – заявил британец в интервью газете The Guardian. – На стартовой прямой мы разгоняемся быстрее 350 км/ч, сердце просто выпрыгивает у тебя из груди. К тому же, на прямой много кочек, а потому ты не видишь первый поворот из-за очень сильной вибрации автомобиля. Но это и есть гонки. Другие пилоты хотят, чтобы все было гладко и предсказуемо – но это выхолащивает саму суть автоспорта. Эти ребята могут ныть сколько угодно, но я буду просто сидеть и улыбаться». Поддержал коллегу и пилот команды Force India Серхио Перес: «Думаю, это самая сложная трасса в чемпионате».
Ради Формулы-1 булыжные мостовые вокруг Старого города заасфальтировали, а на проспекте Нефтяников – основной транспортной магистрали Баку – положили новое дорожное покрытие. Новые дороги так понравились местным водителям,что те уже попросили оставить асфальт после гонки. Изначально организаторы планировали срезать верхний слой асфальта после завершения Гран-при, чтобы сохранить исторический вид древних улиц. Как бакинцы поступят в итоге, пока не ясно.
Концерты вместо заездов
Этап Формулы-1 продолжил череду крупных международных событий в Азербайджане. Здесь уже прошло Евровидение и Европейские Игры – что-то вроде Олимпиады для европейских участников. В 2017 г. Баку примет еще один интернациональный спортивный турнир – Исламские игры. С таким соседством организаторы решили назвать гонку Формулы-1 не Гран-при Азербайджана, а Гран-при Европы – чтобы подчеркнуть европоцентричность города и страны.
Гонку действительно оценили европейские болельщики. В общей сложности владельцами билетов стали зрители из 37 стран, в числе которых были Нидерланды, Великобритания, Германия и даже Мексика с Канадой. Были фанаты и из СНГ: значительную часть гостей составили россияне, вместе с ними на гонку приехали украинцы и казахи. По состоянию на середину дня субботы, 18 июня, когда позади была половина гоночного уикенда, организаторы продали около 70% билетов, рассказал корреспонденту Autonews.ru генеральный промоутер Ариф Рагимов. Привлекать оставшихся болельщиков скидками в Баку не планировали: цена оставалась неизменной на протяжении всех дней продажи билетов.
На месте оказалось, что, по большому счету, билеты болельщикам не нужны. Расположение в центре города позволяло желающим максимально близко подойти к трассе и увидеть болиды с разных точек обзора. Кто-то забирался на крыши или балконы близлежащих зданий, другие находили высокие площади и постаменты, а кто-то просто стоял у заградительных сеток: в промежутках между прутьями можно было легко разглядеть проносящиеся автомобили.
Ключевым преимуществом для владельцев билетов стал свободный доступ на концерты мировых звезд – Криса Брауна, Энрике Иглесиаса и Фаррела Уильямса. Попасть на их выступление могли только владельцы билетов: концерты начинались в девять часов вечера после заездов. По признанию организаторов, после объявления о концертах продажи резко выросли: для местных жителей музыкальное сопровождение оказалось интереснее гонок.
Жемчужина болельщиков
Азербайджанцы должны были купить основную часть билетов – такую задачу поставили перед собой организаторы этапа в Баку, рассказывал один из директоров гонки Бюлент Озердим за несколько месяцев до Гран-при. Частично такая цель объясняется нехваткой мест в бакинских отелях. По признанию Арифа Рагимова, номерной фонд в столице Азербайджана способен принять не более 10 тыс. приезжих одновременно. В этом лимите уже учтена 1 тыс. сотрудников команд – следовательно, при 19,5 тыс. доступных билетов иностранцы могли бы заполнить все существующие гостиницы. На деле ажиотажа не случилось.
До самого дня гонки в Баку оставались невостребованные билеты и свободные номера в отелях: несмотря на масштабную рекламную компанию, немногие решились приехать на первую гонку в Баку. Тем качественнее оказалась программа для тех, кто все-таки долетел. Непривычно пустая «деревня болельщиков», свободная от людей набережная и редкие группы фанатов: в обычные дни сквер на берегу Каспийского моря не бывает таким пустым. Специально для гостей Формулы-1 всю прибрежную зону огородили забором: попасть на главный прогулочный маршрут бакинцев можно было только по билету. В результате у фанатов была редкая возможность без всяких очередей покататься на местных аттракционах, закупиться атрибутикой или просто подняться на трибуну в последний момент – на других трассах редко бывает настолько просторно.
Внимательное отношение к гостям и уверенная организация дают Баку право назваться «жемчужиной болельщиков» – из-за маленькой популярности этой гонки Гран-при получился мероприятием «для своих», где каждый приехавший фанат мог почувствовать себя особенным. В перерывах между заездами туристы бродили по Старому городу, где местные власти устроили фестиваль азербайджанской культуры. Оркестр играл национальные мелодии, торговцы повсюду продавали ковры и домашнюю утварь ручной работы, а где-то у крепостной стены ходил канатоходец. Между местными жителями тут и там оказывались европейцы в фирменных футболках гоночных команд.
Тему ковров продолжило оформление гоночной трассы. Местные узоры были везде: от покрывал, которыми укрыли столик с кубками в комнате для награждения пилотов, до официального логотипа автодрома, на котором символы природных стихий соединились в один длинный ковровый узор. Собственный ковер получил и посол Гран-при Европы Фернандо Алонсо: организаторы подарили чемпиону ковер во время его первого визита в Азербайджан в марте.
Соревнования или ремонт
В отличие от иностранцев, азербайджанцы почти не проявили интереса к домашней гонке. Экспресс-опрос, проведенный на улицах города, показал, что значительная часть жителей просто не знает о приезде Формулы-1. На вопрос о том, зачем перегородили улицы в центре города, многие отвечали лаконично: «Ремонт». Никакого желания узнать, что же там на самом деле, люди не проявили: даже без центральной набережной в Баку осталось достаточно мест для прогулок выходного дня, поэтому местные жители просто переместились на улицы Физули, Низами и площадь Фонтанов.
Свободный доступ внутрь гоночного кольца помогал не замечать неудобств: пройти в центр города через трассу можно было по надземным пешеходным переходам. Поскольку движение перекрыли, обычно загруженные проспекты в центре Баку превратились в игровые площадки – во время заездов дети пинали мяч прямо внутри трассы. Гоночные автомобили при этом проносились в соседнем квартале.
Вместе с Формулой-1 в Азербайджан приехала юниорская серия GP2. В ней участвуют молодые гонщики, которые находятся на подступах к чемпионату мира. Неопытные пилоты устроили настоящее шоу на улицах Баку: в гонках GP2 произошло несколько зрелищных столкновений и даже один завал. Активнее остальных вел себя японский пилот Нобухару Мацусита: гонщик настолько активно расталкивал соперников и провоцировал аварии, что судьи дисквалифицировали его на следующий этап. Глядя на такое изобилие вылетов и столкновений, гонщики Формулы-1 в один голос заявили: в Формуле-1 будет много обгонов, а на трассу не раз выедет автомобиль безопасности. Ожидания не оправдались.
Вместо парада ошибок участники Гран-при провели очень спокойную гонку без эксцессов. Случались обгоны, были тактические просчеты – но ничего экстраординарного в спортивном плане Баку не преподнес. С поул-позиции гонку выиграл лидер текущего сезона Нико Росберг. Немец пролидировал от старта до финиша. Вся борьба осталась позади. На втором месте финишировал Себастьян Феттель на Ferrari, а на третью строчку с седьмой позиции на старте пробился Серхио Перес. Для мексиканского спортсмена этот подиум стал вторым за последние три гонки. Возможно, успех Переса в Баку поможет ему перебраться в Ferrari: на гонку приехал Серджио Марккионе, глава альянса Fiat Chrysler Automobiles (FCA), куда входит марка Ferrari. По слухам, Марккионе давно интересуется Пересом: в составе Scuderia Серхио может заменить экс-чемпиона мира Кими Райкконена.
Российский гонщик команды Toro Rosso Даниил Квят в гонке почти не участвовал: болид уфимца вышел из строя на седьмом круге. Победитель последних гонок Льюис Хэмилтон остался пятым – после ошибки в квалификации британец стартовал десятым, а за время гонки так и не смог отыграть больше пяти позиций. По итогам Гран-при Европы средняя скорость победителя составила 197 км/ч – быстрее, чем в Сингапуре, Сочи или Монако.
Главным впечатлением все равно осталась не гонка. Пожалуй, отличительной чертой Гран-при Европы оказалась свобода перемещений и впечатлений для всех гостей Азербайджана. Для кого-то Баку оказался средневековым городом с огромным количеством узких переулков и Девичьей башней. Другие выбрали гастрономические приключения в местных ресторанах с пловом и кутабами, третьи – пляжный отдых: при желании остановиться можно было в прибрежной гостинице у Каспийского моря в 9 км от трассы. Если Формула-1 и впрямь нужна Азербайджану для привлечения туристов, то со своей задачей Гран-при справился на все сто. Осталось построить больше отелей.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press / bakucitycircuit.com