«Мы считали не количество ДТП, у нас такой информации нет, а сообщения об авариях», — подчеркнул представитель пресс-службы «Яндекса». Такие сообщения оставляют пользователи «Яндекс.Карт» и «Яндекс.Навигатора», чтобы предупредить других водителей. Из общего количества (подобных отметок за прошлый год пользователи поставили более двух миллионов) было отобрано 800 тысяч, которые однозначно указывают на ДТП. В настоящих отметках, как правило, указаны подробности происшествия, отметили в пресс-службе. Например: «Грузовик и Infiniti на съезде». В «Яндексе» признались, что иногда пользователи ставят отметки в шутку, чтобы обозначить перекрытие дороги. Места на карте, в радиусе 200 м от которых было поставлено больше всего отметок ДТП, были признаны самым аварийными.
Аналогичное исследование «Яндекс» проводил в 2011 году, но тогда анализировались данные не за год, а за три месяца - с марта по май. Аналитики выяснили, что утром и вечером карта аварийных мест различается: с утра больше всего ДТП происходит на МКАД, а вечером - в центре. Однако в некоторых местах аварии происходили независимо от времени суток. В числе этих наиболее загруженных и опасных мест оказались развязки Ленинградского и Щелковского шоссе с МКАД, а также развязки Ленинградского и Волгоградского проспектов с ТТК. Однако есть и изменения: в качестве новых в сравнении с 2011 годом мест концентрации ДТП «Яндекс» называет пересечение МКАД с Осташковской, Профсоюзной и Озерной улицами, развязки ТТК с Кутузовским и Ленинским проспектами и Новослободской улицей. А пересечения ТТК с проспектом Мира, Нижегородской улицей и Звенигородским шоссе, наоборот, перестали быть аварийными.
Выкладки аналитиков «Яндекса» подтверждают и данные Центра организации дорожного движения Москвы. Только за неделю с 27 октября по 2 ноября 2014 года в районе площади Савеловского вокзала произошло больше 20 аварий. Для сравнения за этот же период на участке МКАД рядом со съездами на Ленинградское шоссе было зафиксировано 14 ДТП.
Помимо 34 самых аварийных точек на московских дорогах, «Яндекс» опубликовал тепловую карту происшествий, по которой можно судить о самых опасных магистралях: на них места с наибольшим количеством отметок о ДТП отмечены красным. МКАД покраснел практически на всем протяжении, кроме участка между Алтуфьевским и Щелковским шоссе. ТТК также красное за исключением участка между проспектом Мира и Шоссе Энтузиастов. Опасными на большом протяжении являются Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе, а также Варшавское шоссе, Волгоградский и Рязанский проспекты.
Похожую картину можно наблюдать и на тепловой карте 2011 года. Ранее ГИБДД также признавала МКАД самой аварийной трассой Москвы, причем в течение четырех лет подряд - с 2010 по 2013 год.
Статистика «Яндекса» не учитывает тяжесть ДТП, отметил руководитель центра Probok.net Александр Шумский: «На развязках каждый месяц происходит 3-4 аварии. Притерлись две машины — ничего страшного в этом нет. Вот если пострадали люди, то это проблема и ее надо как-то решать. Просто сама по себе авария без пострадавших не интересует специалистов, если в этом месте не каждый день случается ДТП. Другой вопрос, если в этом месте бьются каждый день, тогда можно говорить об аварийности. И о том, что движение на этом участке организовано все же неправильно».
Очаги аварийности в одних и тех же местах могут быть вызваны неправильной организацией движения. Развязки с МКАД в форме клевера критикуются не только из-за невысокой пропускной способности: пересечение транспортных потоков очень опасно. Реконструкция клеверной развязки Ленинградского шоссе и МКАД со строительством направленных съездов увеличила пропускную способность в этом месте, но с точки зрения безопасности по-прежнему остается проблемной. Больше всего ДТП, по статистике «Яндекса», происходит на съезде с МКАД в область.
По мнению Александра Шумского, высокая аварийность на пересечении основных московских магистралей связана не столько с конфигурацией развязок, сколько с интенсивностью движения на этих участках.
«Если мы возьмем исследования «Яндекса», то точки аварийности в нем — в основном МКАД и «трешка» – там, где как раз наибольший трафик. В этих местах большая интенсивность движения, все перестраиваются, идет пересечение потоков. Люди опаздывают, торопятся. Нужно понимать, что в сравнении с Европой у нас в три раза меньше дорог, потому движение интенсивное и на пересечения приходится большая нагрузка. Наверное, существующие развязки сильно не изменить. Хотя Москва в этом плане сделала большой шаг и избавляется от клеверных развязок, делая направленные съезды. Я думаю, что это способно снизить количество аварийных случаев. Конечно, реконструируют развязки, прежде всего, чтобы уменьшить пробки, но здесь одна проблема способна решить другую», - пояснил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин признает, что конфигурация клеверных съездов неидеальна, но связывает аварийность на этих участках, прежде всего, с человеческим фактором. «Вопреки распространенному в России мнению, мировая наука говорит о том, что дорога не убивает. Причиной аварий, особенно ДТП с тяжкими последствиями, является транспортное поведение. Наше поведение на дороге архаическое, многие чувствуют абсолютную безнаказанность. У нас второй помощник районного прокурора имеет больше привилегий, чем Ангела Меркель и король Швеции вместе взятые. Если в России можно промчать по Якиманке со скоростью 200 км/ч на спорткаре, то причем здесь конфигурация развязок на МКАД?».
Слова Блинкина подтверждает и статистика ГИБДД. В прошлом году на дорогах Москвы произошло 11 312 ДТП, в которых погибли 888 человек и 12 770 были ранены. Подавляющее большинство аварий произошло по вине водителей, не соблюдавших правила дорожного движения.
Евгений Багдасаров