«Иностранцев станет больше». Как изменится этап Формулы-1 в Сочи
В ближайшие выходные на российскую трассу для Формулы-1 впервые приедет другая международная серия: 20-21 июня на «Сочи Автодроме» состоится гонка интернационального кузовного первенства TCR. Билет на полный уикенд обойдется в 800 руб. вместо 23 тысяч
, которые нужно заплатить за пропуск на главную трибуну во время Гран-при России.
За четыре месяца до старта второго Гран-при Формулы-1 в России корреспондент Autonews.ru узнал у организатора Сергея Воробьева о том, как изменится гонка ко второму сезону, кто покупает дорогие билеты в VIP-ложи и как сказывается проведение дополнительных соревнований в Сочи на привлекательности главного события.
― Чего нам ждать от первого этапа TCR в России?
― Это будет большой гоночный уикенд, в рамках которого в Сочи приедет кольцевой чемпионат России РСКГ, молодежная Формула-4, МитДжеты и, конечно, TCR – новая туринговая серия. В рамках этого уикенда мы с [программой поддержки автоспорта] «СМП Рейсинг» расскажем о наших планах на ближайший год. Результатом этого сотрудничества станет не только проведенная гонка, но еще и некий проект, который мы представим очень скоро.
― Кто будет организатором предстоящего этапа?
― «Сочи Автодром» и «СМП Рейсинг» поделили промоутерские права и обязанности: гонку мы проведем совместно.
― В России о чемпионате TCR знают не многие. Не размывает ли проведение не очень популярных гоночных серий бренд «Сочи Автодрома» и привлекательность Гран-при России Формулы-1? Может, для сохранения эксклюзивности Гран-при не стоит проводить в Сочи другие соревнования?
― Ни в коем случае. При всем уважении к другим гонкам Формула-1 остается вершиной автоспорта. Между этими мероприятиями ― пропасть. В этом году во время четырехдневного уикенда Формулы-1 болельщиков ждет полный спектр развлечений. Мы работаем с Континентальной хоккейной лигой и боксерской федерацией над проведением матчей в Сочи прямо во время гоночного уикенда. Также мы обсуждаем тематические праздники и вечеринки с клубными промоутерами города. На трассе болельщики смогут посетить концерт. Приблизится к этому уикенду не может ни одно другое событие.
Здорово, что люди начинают чаще приезжать на автодром, узнавать о том, что такое гонки, пробуют участвовать сами – тем самым болельщики становятся еще более вовлеченными в наш вид спорта.
― Как долго будет проходить Гран-при Формулы-1 в Сочи?
― Десятки лет.
― Сколько билетов продано на Гран-при России?
― Мы приближаемся к отметке в 20 тысяч.
― Какие пользуются наибольшим спросом?
― Двухдневные билеты на трибуны на субботу и воскресенье – их часто покупают в сочетании с проживанием на два дня и с авиабилетами из Москвы. Для нас это новый продукт, но по статистике мы видим, что он пользуется хорошей популярностью (в 2014 году в продаже были только трехдневные билеты на полный уикенд― прим. Autonews.ru). В остальном у нас ровный стабильный спрос на все категории билетов.
― Прошлой весной на старте продаж билетов сайт «Сочи Автодрома» не справился с нагрузкой и часто уходил в оффлайн. Были ли подобные инциденты в сезоне-2015?
― Нет. Мы учли опыт прошлого года, и в этом году никаких падений сайта не было.
― Иностранцы покупают билеты?
― Да, причем более активно, чем в прошлом году. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что на трибунах станет больше иностранцев, чем в 2014-м.
― Откуда они приедут?
― География очень широкая: начиная со стран СНГ и Европы и заканчивая Южной Америкой. У нас уже есть обладатели билетов из Бразилии и Перу.
― Они предпочитают дорогие билеты?
― Да, среди иностранцев спросом пользуются наши VIP-ложи. В пересчете на доллары наши ложи оказываются одними из самых дешевых в мире (среди гонок Формулы-1 ― прим. Autonews.ru).
― С 2016 года в Формуле-1 появится Гран-при Европы на городской трассе в Баку. Азербайджан может перехватить зрителей у Гран-при России?
― Наличие Гран-при в Азербайджане для сочинской гонки Формулы-1 – это плюс. Бакинский этап расширит присутствие Формулы-1 в нашем регионе. Я уверен, что гости Гран-при России-2014 приедут к нам и в октябре этого года, и в сезоне-2016. Убежден, что они же приедут на первый Гран-при в Баку, ведь первые Гран-при всегда интересно посещать. Наша работа в том, чтобы зрителям захотелось возвращаться каждый год именно в Сочи и по возможности также ездить в Баку.
― Вы не боитесь, что организаторы Гран-при в Азербайджане переманят сотрудников Сочи Автодрома?
― Мы с промоутером гонки в Баку Арифом Рахимовым очень хорошо общаемся. Представители Гран-при Европы уже были у нас в гостях. Между нами сложились честные и открытые отношения – это единственный способ вести дела, когда два Гран-при расположены в полутора-двух часах лета друг от друга. Поэтому если кто-то из команды, которая проводила Гран-при России 2014 года, впоследствии будет работать в Баку, это будет означать только одно: мы с Арифом приняли совместное согласованное решение. Я этому буду только рад.
― За год до первого Гран-при Формулы-1 в Сочи в российской прессе появилась публикация, в которой приводилась оценка проекта аудиторской компанией Deloitte & Touche. Если верить их отчету, убытки организаторов Гран-при России по итогам 2014 года должны были составить 70 млн долларов. Насколько этот прогноз оправдался?
― Он оказался далек от действительности при всем уважении к названной вами компании. Разумеется, по итогам первой гонки мы зафиксировали операционный убыток. Но к исходу 2015 года мы выйдем на операционную безубыточность. Естественно, я не считаю платеж Берни Экклстоуну – это конфиденциальная информация, которую я не уполномочен обсуждать. Могу сказать главное: мы научились зарабатывать на каждом источнике возможных доходов. Это продажа билетов, питания, сувенирная программа, агентская деятельность по размещению гостей в отелях и агентское вознаграждение за покупку авиабилетов у турфирм ― всеми этими доходами мы покроем расходы на проведение этапа.
― Есть ли вероятность, что у Гран-при России появится титульный спонсор?
― Есть. Скорее всего, это случится в 2016 году, но переговоры уже ведутся.
― Это будет российская компания?
― Да.
― Если не брать титульное спонсорство, у Гран-при России 2015 года будут рекламодатели?
― Не уверен. Сейчас спонсорский рынок достаточно напряженный: в последнее время у компаний сократился горизонт планирования. В данный момент мы ведем переговоры с серьезными компаниями, которые будут долго стоять на ногах и будут готовы поддерживать Гран-при длительными трех- и пятилетними контрактами, начиная с 2016 года.
― В 2014-м мы увидели красочную церемонию открытия гонки с казаками и танцорами. Чего ждать в 2015 году?
― Будет что-то подобное. Основная идея церемонии открытия – концепция открытости и разнообразия России – останется похожей, но визуальное отображение этой идеи будет несколько иным.
― На прошлогоднем Гран-при России интервью у призеров гонки на пьедестале почета брал комментатор Формулы-1 Алексей Попов. На гонках этого сезона для финишного интервью зачастую приглашают мировых знаменитостей. Есть ли уже какие-то наработки или идеи о том, кто может брать интервью на подиуме второго Гран-при в России?
― Нет. Если честно, [в прошлом году] мы не участвовали в выборе интервьюера: такие решения принимает организатор чемпионата - компания Formula One Management. Все, что вы видите на экране во время трансляции Гран-при, делается руками и режиссерским разумом менеджмента Формулы-1. Как местные промоутеры мы были очень рады видеть Алексея Попова. Если [в FOM] поинтересуются нашим мнением, мы будем голосовать за то, чтобы интервьюером вновь стал Алексей.
― В течение лета телеканал «Россия-2», который сейчас показывает Формулу-1, может быть закрыт, а все спортивные активы холдинга ВГТРК рискуют сменить владельца. Может ли «Сочи Автодром» повлиять на сохранение общедоступных трансляций Формулы-1 в России?
― Пока проходит Гран-при России, трансляции Формулы-1 в нашей стране будут продолжаться. Скажу больше: мы уже ведем работу с нашими телевещателями на предмет увеличения глубины показа Формулы-1. Это касается и улучшения качества трансляций в части картинки HD-формата, и отсутствия перерывов на рекламу.
― Рядом с трассой в Сочи существует музей. Что там экспонируется?
― В настоящее время мы обновляем концепцию музеев. В прошлом году у нас открылся музей гоночной техники, сделанный в партнерстве с краснодарским коллекционером Николаем Панули. Затем в Олимпийском парке мы открыли музей советских автомобилей с другим коллекционером Дмитрием Октябрьским. Сейчас мы с ними совместно делаем экспозицию внутри главной трибуны «Сочи Автодрома». К Гран-при России-2015 у нас откроется полноценный музей Формулы-1 – как Формулы-1 в России, так и «Сочи Автодрома», а также Формулы-1 как вида спорта. Эту идею уже поддержал Берни Экклстоун.
― Когда мы увидим окончательный календарь Формулы-1 на 2016 год?
― Обычно он подписывается в декабре.
― Означает ли это, что раньше декабря в продажу не поступят билеты на этап следующего года?
― Нет. Наш план ― начать продажу до декабря. В зависимости от того, какая дата гонки 2016 года будет выбрана, мы начнем продажу либо до Гран-при России-2015, либо в течение двух-трех недель после него.
― Мы уже видели предварительный календарь чемпионата на сезон-2016. Согласно этому графику, Гран-при России в следующем году пройдет 1 мая. Представим идеальный мир, в котором дата проведения Гран-при России зависит исключительно от Сергея Воробьева. В какой день проходила бы гонка?
― В майские праздники – в промежутке между 1 и 10 мая.
― В одном из интервью консультант Гран-при России Ричард Креган говорил о том, что расположение сочинской гонки в конце расписания Формулы-1 положительно сказывается на наполняемости трибун, так как зрителей привлекает скорая развязка чемпионата, а с учетом российского климата шанс продлить себе лето на «Сочи Автодроме» становится дополнительным фактором притяжения. Нет ли у вас опасений, что в случае переноса Гран-при с октября на весну «Сочи Автодром» лишится своих козырей и не сможет собирать полные трибуны?
― Нет. Отсутствие этих факторов будет компенсировано плюсами проведения гонки в мае: в первую очередь, это праздничные дни, когда гостям Гран-при из других городов намного проще выбраться в Сочи на несколько дней. В этом году горнолыжный сезон в Сочи закончился 15 мая, поэтому посещение Гран-при на майских праздниках даст гостям более широкий выбор дополнительных развлечений. Факт того, что итог чемпионата мира однозначно не будет решен на Гран-при, проводящемся в мае, будет перекрыт дополнительными плюсами, если, конечно, такое решение будет принято.
― В этом году в Формулу-1 возвращается Гран-при Мексики. За несколько часов после старта продаж болельщики раскупили все 100 тыс. билетов. Когда мы увидим то же самое на Гран-при России?
― Думаю, нам нужно еще лет 15-20.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: sochiautodrom, Global Look Press
За четыре месяца до старта второго Гран-при Формулы-1 в России корреспондент Autonews.ru узнал у организатора Сергея Воробьева о том, как изменится гонка ко второму сезону, кто покупает дорогие билеты в VIP-ложи и как сказывается проведение дополнительных соревнований в Сочи на привлекательности главного события.
― Чего нам ждать от первого этапа TCR в России?
― Это будет большой гоночный уикенд, в рамках которого в Сочи приедет кольцевой чемпионат России РСКГ, молодежная Формула-4, МитДжеты и, конечно, TCR – новая туринговая серия. В рамках этого уикенда мы с [программой поддержки автоспорта] «СМП Рейсинг» расскажем о наших планах на ближайший год. Результатом этого сотрудничества станет не только проведенная гонка, но еще и некий проект, который мы представим очень скоро.
― Кто будет организатором предстоящего этапа?
― «Сочи Автодром» и «СМП Рейсинг» поделили промоутерские права и обязанности: гонку мы проведем совместно.
― В России о чемпионате TCR знают не многие. Не размывает ли проведение не очень популярных гоночных серий бренд «Сочи Автодрома» и привлекательность Гран-при России Формулы-1? Может, для сохранения эксклюзивности Гран-при не стоит проводить в Сочи другие соревнования?
― Ни в коем случае. При всем уважении к другим гонкам Формула-1 остается вершиной автоспорта. Между этими мероприятиями ― пропасть. В этом году во время четырехдневного уикенда Формулы-1 болельщиков ждет полный спектр развлечений. Мы работаем с Континентальной хоккейной лигой и боксерской федерацией над проведением матчей в Сочи прямо во время гоночного уикенда. Также мы обсуждаем тематические праздники и вечеринки с клубными промоутерами города. На трассе болельщики смогут посетить концерт. Приблизится к этому уикенду не может ни одно другое событие.
Здорово, что люди начинают чаще приезжать на автодром, узнавать о том, что такое гонки, пробуют участвовать сами – тем самым болельщики становятся еще более вовлеченными в наш вид спорта.
― Как долго будет проходить Гран-при Формулы-1 в Сочи?
― Десятки лет.
― Сколько билетов продано на Гран-при России?
― Мы приближаемся к отметке в 20 тысяч.
― Какие пользуются наибольшим спросом?
― Двухдневные билеты на трибуны на субботу и воскресенье – их часто покупают в сочетании с проживанием на два дня и с авиабилетами из Москвы. Для нас это новый продукт, но по статистике мы видим, что он пользуется хорошей популярностью (в 2014 году в продаже были только трехдневные билеты на полный уикенд― прим. Autonews.ru). В остальном у нас ровный стабильный спрос на все категории билетов.
― Прошлой весной на старте продаж билетов сайт «Сочи Автодрома» не справился с нагрузкой и часто уходил в оффлайн. Были ли подобные инциденты в сезоне-2015?
― Нет. Мы учли опыт прошлого года, и в этом году никаких падений сайта не было.
― Иностранцы покупают билеты?
― Да, причем более активно, чем в прошлом году. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что на трибунах станет больше иностранцев, чем в 2014-м.
― Откуда они приедут?
― География очень широкая: начиная со стран СНГ и Европы и заканчивая Южной Америкой. У нас уже есть обладатели билетов из Бразилии и Перу.
― Они предпочитают дорогие билеты?
― Да, среди иностранцев спросом пользуются наши VIP-ложи. В пересчете на доллары наши ложи оказываются одними из самых дешевых в мире (среди гонок Формулы-1 ― прим. Autonews.ru).
― С 2016 года в Формуле-1 появится Гран-при Европы на городской трассе в Баку. Азербайджан может перехватить зрителей у Гран-при России?
― Наличие Гран-при в Азербайджане для сочинской гонки Формулы-1 – это плюс. Бакинский этап расширит присутствие Формулы-1 в нашем регионе. Я уверен, что гости Гран-при России-2014 приедут к нам и в октябре этого года, и в сезоне-2016. Убежден, что они же приедут на первый Гран-при в Баку, ведь первые Гран-при всегда интересно посещать. Наша работа в том, чтобы зрителям захотелось возвращаться каждый год именно в Сочи и по возможности также ездить в Баку.
― Вы не боитесь, что организаторы Гран-при в Азербайджане переманят сотрудников Сочи Автодрома?
― Мы с промоутером гонки в Баку Арифом Рахимовым очень хорошо общаемся. Представители Гран-при Европы уже были у нас в гостях. Между нами сложились честные и открытые отношения – это единственный способ вести дела, когда два Гран-при расположены в полутора-двух часах лета друг от друга. Поэтому если кто-то из команды, которая проводила Гран-при России 2014 года, впоследствии будет работать в Баку, это будет означать только одно: мы с Арифом приняли совместное согласованное решение. Я этому буду только рад.
― За год до первого Гран-при Формулы-1 в Сочи в российской прессе появилась публикация, в которой приводилась оценка проекта аудиторской компанией Deloitte & Touche. Если верить их отчету, убытки организаторов Гран-при России по итогам 2014 года должны были составить 70 млн долларов. Насколько этот прогноз оправдался?
― Он оказался далек от действительности при всем уважении к названной вами компании. Разумеется, по итогам первой гонки мы зафиксировали операционный убыток. Но к исходу 2015 года мы выйдем на операционную безубыточность. Естественно, я не считаю платеж Берни Экклстоуну – это конфиденциальная информация, которую я не уполномочен обсуждать. Могу сказать главное: мы научились зарабатывать на каждом источнике возможных доходов. Это продажа билетов, питания, сувенирная программа, агентская деятельность по размещению гостей в отелях и агентское вознаграждение за покупку авиабилетов у турфирм ― всеми этими доходами мы покроем расходы на проведение этапа.
― Есть ли вероятность, что у Гран-при России появится титульный спонсор?
― Есть. Скорее всего, это случится в 2016 году, но переговоры уже ведутся.
― Это будет российская компания?
― Да.
― Если не брать титульное спонсорство, у Гран-при России 2015 года будут рекламодатели?
― Не уверен. Сейчас спонсорский рынок достаточно напряженный: в последнее время у компаний сократился горизонт планирования. В данный момент мы ведем переговоры с серьезными компаниями, которые будут долго стоять на ногах и будут готовы поддерживать Гран-при длительными трех- и пятилетними контрактами, начиная с 2016 года.
― В 2014-м мы увидели красочную церемонию открытия гонки с казаками и танцорами. Чего ждать в 2015 году?
― Будет что-то подобное. Основная идея церемонии открытия – концепция открытости и разнообразия России – останется похожей, но визуальное отображение этой идеи будет несколько иным.
― На прошлогоднем Гран-при России интервью у призеров гонки на пьедестале почета брал комментатор Формулы-1 Алексей Попов. На гонках этого сезона для финишного интервью зачастую приглашают мировых знаменитостей. Есть ли уже какие-то наработки или идеи о том, кто может брать интервью на подиуме второго Гран-при в России?
― Нет. Если честно, [в прошлом году] мы не участвовали в выборе интервьюера: такие решения принимает организатор чемпионата - компания Formula One Management. Все, что вы видите на экране во время трансляции Гран-при, делается руками и режиссерским разумом менеджмента Формулы-1. Как местные промоутеры мы были очень рады видеть Алексея Попова. Если [в FOM] поинтересуются нашим мнением, мы будем голосовать за то, чтобы интервьюером вновь стал Алексей.
― В течение лета телеканал «Россия-2», который сейчас показывает Формулу-1, может быть закрыт, а все спортивные активы холдинга ВГТРК рискуют сменить владельца. Может ли «Сочи Автодром» повлиять на сохранение общедоступных трансляций Формулы-1 в России?
― Пока проходит Гран-при России, трансляции Формулы-1 в нашей стране будут продолжаться. Скажу больше: мы уже ведем работу с нашими телевещателями на предмет увеличения глубины показа Формулы-1. Это касается и улучшения качества трансляций в части картинки HD-формата, и отсутствия перерывов на рекламу.
― Рядом с трассой в Сочи существует музей. Что там экспонируется?
― В настоящее время мы обновляем концепцию музеев. В прошлом году у нас открылся музей гоночной техники, сделанный в партнерстве с краснодарским коллекционером Николаем Панули. Затем в Олимпийском парке мы открыли музей советских автомобилей с другим коллекционером Дмитрием Октябрьским. Сейчас мы с ними совместно делаем экспозицию внутри главной трибуны «Сочи Автодрома». К Гран-при России-2015 у нас откроется полноценный музей Формулы-1 – как Формулы-1 в России, так и «Сочи Автодрома», а также Формулы-1 как вида спорта. Эту идею уже поддержал Берни Экклстоун.
― Когда мы увидим окончательный календарь Формулы-1 на 2016 год?
― Обычно он подписывается в декабре.
― Означает ли это, что раньше декабря в продажу не поступят билеты на этап следующего года?
― Нет. Наш план ― начать продажу до декабря. В зависимости от того, какая дата гонки 2016 года будет выбрана, мы начнем продажу либо до Гран-при России-2015, либо в течение двух-трех недель после него.
― Мы уже видели предварительный календарь чемпионата на сезон-2016. Согласно этому графику, Гран-при России в следующем году пройдет 1 мая. Представим идеальный мир, в котором дата проведения Гран-при России зависит исключительно от Сергея Воробьева. В какой день проходила бы гонка?
― В майские праздники – в промежутке между 1 и 10 мая.
― В одном из интервью консультант Гран-при России Ричард Креган говорил о том, что расположение сочинской гонки в конце расписания Формулы-1 положительно сказывается на наполняемости трибун, так как зрителей привлекает скорая развязка чемпионата, а с учетом российского климата шанс продлить себе лето на «Сочи Автодроме» становится дополнительным фактором притяжения. Нет ли у вас опасений, что в случае переноса Гран-при с октября на весну «Сочи Автодром» лишится своих козырей и не сможет собирать полные трибуны?
― Нет. Отсутствие этих факторов будет компенсировано плюсами проведения гонки в мае: в первую очередь, это праздничные дни, когда гостям Гран-при из других городов намного проще выбраться в Сочи на несколько дней. В этом году горнолыжный сезон в Сочи закончился 15 мая, поэтому посещение Гран-при на майских праздниках даст гостям более широкий выбор дополнительных развлечений. Факт того, что итог чемпионата мира однозначно не будет решен на Гран-при, проводящемся в мае, будет перекрыт дополнительными плюсами, если, конечно, такое решение будет принято.
― В этом году в Формулу-1 возвращается Гран-при Мексики. За несколько часов после старта продаж болельщики раскупили все 100 тыс. билетов. Когда мы увидим то же самое на Гран-при России?
― Думаю, нам нужно еще лет 15-20.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: sochiautodrom, Global Look Press