«Кто-то получит меньше». Как изменились выплаты по ОСАГО
С начала мая в России начали действовать обновленные справочники стоимости запчастей и расходных материалов, которыми страховщики пользуются при расчетах выплат по ОСАГО. Новая методика должна сделать автогражданку более прозрачной, снизив количество судебных разбирательств. Система заработала в декабре прошлого года, а сейчас справочники обновили, актуализировав цены в соответствии с рыночными реалиями. Расчет выплат по новым тарифам будет производиться для ДТП, которые произошли, начиная с 1 мая 2015 года. Тем, кто попал в аварию раньше, выплатят в соответствии с прежними справочниками, даже если обращение в страховую будет сделано уже в мае.
Пересматривать справочники в РСА начали еще в феврале, когда курс валют достиг максимума. Стоимость запчастей выросла в среднем на 19%, а расходных материалов, используемых при ремонте – на 28%. При этом цены на некоторые позиции увеличились почти на треть, а на некоторые, наоборот, даже снизились. «Справочники скорректированы исходя из реальных цен производителей запчастей и материалов, но речь идет об усредненной оценке», – отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru представитель РСА.
По его словам, разброс реальных цен на запчасти и расходные материалы оказывается значительным, и выплата по ОСАГО может оказаться как меньше, так и больше необходимой.
Директор по послепродажному обслуживанию одного из дилерских центров «АвтоСпецЦентра» Сергей Жданов уверен, что разница цен на запчасти и расходные материалы объясняется методами расчета их стоимости: «Для того чтобы вычислить среднюю стоимость запчастей, был проведен анализ наиболее часто повреждаемых деталей по самым популярным маркам, откуда и появился средний показатель в 19%. Повышение цен на расходники колебалось в интервале от 19% до 47%, и в итоге за основу был также взят средний показатель. Понятно, что кто-то в такой ситуации может получить меньше, чем требуется».
Генеральный директор российского офиса производителя запчастей NGK Spark Plug Эдуард Дигель объясняет неравномерность коррекции цен еще и экономическими факторами: «Есть понятие оборачиваемости той или иной товарной группы. Чем она выше, тем выше рост рублевых цен. Например, у блока цилиндров двигателя оборачиваемость гораздо ниже, чем у воздушного фильтра, который меняется гораздо чаще. Складской запас фильтров исчерпается гораздо быстрее, и расходники по новым ценам появятся в магазинах быстрее».
Эксперт отмечает, что в условиях нестабильного рынка крупные игроки стараются сдерживать цены ради сохранения или расширения доли рынка: «Те, кто не имеют возможности придержать цены, немедленно транслируют в розничную сеть изменения рублевых оптовых цен. Из-за этого, в частности, продукция премиальных брендов в рознице порой оказывалась дешевле, чем аналогичные товары от традиционных брендов-лоукостеров».
Тем не менее, выплат, рассчитанных в соответствии с новыми справочниками, все равно не хватает для ремонта автомобиля у официального дилера, отмечают эксперты. Сергей Жданов уверен, что при составлении справочников РСА должен был согласовывать цены на комплектующие и расходники с дилерами, чтобы владельцам гарантийных автомобилей не приходилось доплачивать.
«Стоимость запчастей и работ у официального дилера выше, чем в простых мастерских. Наценка СТО на запчасти составляет от 50 до 100%», - отметил эксперт, добавив, что гарантировать полноценный ремонт по-прежнему может только полис каско, и страховые компании делают все, чтобы стимулировать клиента купить и его.
Пересматривать справочники в РСА начали еще в феврале, когда курс валют достиг максимума. Стоимость запчастей выросла в среднем на 19%, а расходных материалов, используемых при ремонте – на 28%. При этом цены на некоторые позиции увеличились почти на треть, а на некоторые, наоборот, даже снизились. «Справочники скорректированы исходя из реальных цен производителей запчастей и материалов, но речь идет об усредненной оценке», – отметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru представитель РСА.
По его словам, разброс реальных цен на запчасти и расходные материалы оказывается значительным, и выплата по ОСАГО может оказаться как меньше, так и больше необходимой.
Директор по послепродажному обслуживанию одного из дилерских центров «АвтоСпецЦентра» Сергей Жданов уверен, что разница цен на запчасти и расходные материалы объясняется методами расчета их стоимости: «Для того чтобы вычислить среднюю стоимость запчастей, был проведен анализ наиболее часто повреждаемых деталей по самым популярным маркам, откуда и появился средний показатель в 19%. Повышение цен на расходники колебалось в интервале от 19% до 47%, и в итоге за основу был также взят средний показатель. Понятно, что кто-то в такой ситуации может получить меньше, чем требуется».
Генеральный директор российского офиса производителя запчастей NGK Spark Plug Эдуард Дигель объясняет неравномерность коррекции цен еще и экономическими факторами: «Есть понятие оборачиваемости той или иной товарной группы. Чем она выше, тем выше рост рублевых цен. Например, у блока цилиндров двигателя оборачиваемость гораздо ниже, чем у воздушного фильтра, который меняется гораздо чаще. Складской запас фильтров исчерпается гораздо быстрее, и расходники по новым ценам появятся в магазинах быстрее».
Эксперт отмечает, что в условиях нестабильного рынка крупные игроки стараются сдерживать цены ради сохранения или расширения доли рынка: «Те, кто не имеют возможности придержать цены, немедленно транслируют в розничную сеть изменения рублевых оптовых цен. Из-за этого, в частности, продукция премиальных брендов в рознице порой оказывалась дешевле, чем аналогичные товары от традиционных брендов-лоукостеров».
Тем не менее, выплат, рассчитанных в соответствии с новыми справочниками, все равно не хватает для ремонта автомобиля у официального дилера, отмечают эксперты. Сергей Жданов уверен, что при составлении справочников РСА должен был согласовывать цены на комплектующие и расходники с дилерами, чтобы владельцам гарантийных автомобилей не приходилось доплачивать.
«Стоимость запчастей и работ у официального дилера выше, чем в простых мастерских. Наценка СТО на запчасти составляет от 50 до 100%», - отметил эксперт, добавив, что гарантировать полноценный ремонт по-прежнему может только полис каско, и страховые компании делают все, чтобы стимулировать клиента купить и его.
«Все мы знаем, что для страховых компаний работа в системе ОСАГО является убыточной, а держатся они только благодаря каско. Складывается впечатление, что страховщики сейчас подталкивают автомобилистов, особенно владельцев новых автомобилей, к приобретению полисов каско, гарантирующих реальную компенсацию или ремонт после ДТП», – пояснил Жданов.
В РСА, напротив, считают, что у официальных дилеров обслуживается небольшое количество машин, и более справедливыми являются нынешние усредненные оценки стоимости запчастей. «Первичными источниками стоимости являются данные региональных экспертов, оценщиков, представителей страховых и ремонтных – тех, которые могут гарантировано обеспечить проведение восстановительного ремонта транспортных средств в рамках ОСАГО», - отметил представитель РСА.
Еще одной проблемой является явно заниженная стоимость нормочаса, отмечает юрист журнала «За рулем» Сергей Смирнов: «Нормочас официального дилера крупного японского бренда стоит 2500 рублей. Неофициальные дилеры выставляют 1500 руб., а справочники предлагают только 900 рублей. Еще сильнее расхождение у премиальных марок».
По мнению экспертов, претензии к выплате по ОСАГО по большей части связаны не с методикой расчета, а с перечнем работ, учтенных в калькуляции, и предлагаемых методах ремонта (например, когда вместо замены детали предписывается ее шпатлевка и окраска). С теми же проблемами сталкиваются и юристы, ведущие судебные разбирательства. Смирнов рассказал корреспонденту Autonews.ru, что именно поэтому страховщики часто считают выплату не в полном объеме. «У нас был случай: страховая компания выплатила клиенту 160 тыс. рублей, а сервис запросил за ремонт 220 тыс. рублей. Оказалось, что страховщик не учел некоторые работы. Мы обратились к независимому эксперту, который провел расчеты по той же самой единой методике, но получил как раз нужную сумму. Суд взыскал со страховой компании недостающие 60 тысяч», – вспоминает эксперт.
Тем, кто даже после нововведений не получит достаточную для ремонта сумму, юрист советует обращаться к независимым экспертам и в суд: «Использование единой методики устанавливает более четкие правила для игроков рынка, но не запрещает обращаться в судебные инстанции, если выплата окажется недостаточной. При наличии веских доказательств суд по-прежнему встает на сторону истца».
Тем не менее, введение системы справочников уже привело к снижению количества судебных разбирательств. В РСА отмечали, что снижение доли выплат по судебным решениям отмечалось, начиная с IV квартала 2014 года, в конце которого справочники только начали работу. И если прежде до 80% судебных споров со страховщиками касались именно размера выплат по ОСАГО, то теперь до суда доходят единичные дела, уверяет Сергей Смирнов: «Те юристы, которые занимались только разбирательствами со страховщиками, начали переключаться на другие дела, поскольку поток клиентов с претензиями по ОСАГО практически сошел на нет».
Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress