Гонка вокруг котлована. Каким будет российский этап Формулы-Е
Международный чемпионат по гонкам на электромобилях с открытыми колесами приедет в Россию. Этап состоится в центре Москвы 6 июня. Интернациональное первенство известно как Формула-Е – где Е означает electricity (электричество). Autonews.ru собрал воедино все, что нужно знать о предстоящем соревновании.
Что такое Формула-Е
Формула-Е – это первая «формульная» гоночная серия, в которой участвуют исключительно автомобили на электрической тяге. До Формулы-Е в Европе проводилось несколько монокубков на электрокарах, но во всех этих сериях участвовали кузовные машины – в основном речь шла о Nissan Leaf. На Формуле-Е зрители видят не серийные образцы, а полноценные гоночные болиды – с настоящей спортивной резиной и с открытыми колесами.
Шасси для Формулы-Е построила компания Spark Racing Technology, обслуживанием занимается итальянская фирма Dallara, двигатель и трансмиссию разработали в McLaren, аккумуляторы создала команда Формулы-1 Williams, а система компьютерного управления принадлежит авторству Renault. «Формула-Е – это платформа, на которой испытываются технологии, способные улучшить дорожные электромобили, - утверждает организатор серии Алехандро Агаг. – Чемпионат концентрируется на молодых болельщиках, наша ключевая цель – привлечь новых фанатов. Это именно то поколение, которому предстоит жить в городах, что мы построили. Поколение людей, первой машиной которых станет электрокар. Именно поэтому мы проводим гонки по улицам в центральной части крупнейших мегаполисов, чтобы привезти шоу ближе к людям и показать: электрические автомобили могут ездить по городу на высокой скорости. Формула-Е меняет восприятие людей. Она делает электрокары крутыми».
В чемпионате участвуют 10 команд – по два пилота в каждой. Все гонщики получают одинаковые автомобили: в теории, выиграть должен самый быстрый, так как никакого технического преимущества по типу Формулы-1 здесь не предусмотрено. Единственное различие – это кнопка FanBoost, которая обеспечивает единовременную прибавку в 40 лошадиных сил на протяжении 5 секунд за гонку. Кому достанется преимущество, решают болельщики. В буквальном смысле слова.
«Заинтересовать молодое поколение очень сложно. У них намного больше способов развлечь себя, - объясняет подоплеку Алехандро Агаг. – Когда мы были молодыми, то просто включали телевизор и смотрели то, что нам показывали. Теперь у ребят есть смартфоны – и там сосредоточены все развлечения. Чтобы добраться до этой аудитории, нам приходится адаптироваться. Для этого Формула-Е представила FanBoost – концепцию, революционную для мира спорта. Система дает зрителям возможность проголосовать за полюбившегося им пилота. Гонщик, набравший наибольшее количество голосов, получает прибавку мощности – то есть благодаря участию болельщиков пилот может совершить обгон или даже выиграть гонку».
«Подобную систему невозможно представить ни в одном другом виде спорта, - добавляет Агаг. – С помощью фанатов нельзя забить гол в ворота или отбить теннисную подачу. FanBoost показывает нашу открытость новым технологиям и новому поколению зрителей. Мы делаем полностью цифровой чемпионат».
Кто участвует
Среди участников Формулы-Е – сплошь экс-пилоты Формулы-1. За победы здесь борются Ник Хайдфельд, Себастьен Буэми и Нельсон Пике-младший, а в общем зачете лидирует бывший гонщик команды Формулы-1 Virgin и действующий участник 24 часов Ле-Мана Лукас ди Грасси. Недавно в чемпионате дебютировал Жан-Эрик Вернь: в прошлом году француз был партнером Даниила Квята по команде Toro Rosso, а теперь претендует на подиумы в гонках электромобилей.
В командном зачете представлены полузаводские коллективы Audi, Renault, а также индийский производитель Mahindra & Mahindra. С ними конкурирует конюшня Ричарда Брэнсона Virgin Racing, национальная сборная Китая и даже команда Venturi, совладельцем которой числится Леонардо ди Каприо.
По ходу гонки каждому пилоту положен обязательный пит-стоп для смены болида. Дело в том, что существующие батареи неспособны выдержать полную дистанцию гонки, а процесс зарядки занимает много времени. Чтобы не жертвовать шоу, организаторы разрешили каждому спортсмену использовать по две машины за раз. По словам Алехандро Агага, существующие болиды Формулы-Е представляют собой вершину технического развития электрокаров двухлетней давности – ровно столько требуется инженерам, чтобы превратить новейшие разработки в работающий гоночный автомобиль. Предприниматель рассчитывает, что к пятому сезону чемпионат сможет отказаться от пит-стопа для смены болида – в этом случае менять гонщикам придется только покрышки. Пока же фокус с перепрыгиванием из кокпита в кокпит остается одной из изюминок Формулы-Е.
Каким будет московский этап
Российский этап займет один день. Утром спортсмены проведут тренировку, почти сразу наступит квалификация, а во второй половине дня состоится собственно гонка. Такой формат непривычен для поклонников автоспорта – обычно гонки растягиваются на полный уикенд.
Сама гонка намечена на 6 июня – за день до этапа серии WTCC, который состоится на подмосковной трассе Moscow Raceway. Такое совпадение получилось случайно: организаторы признались, что дату выбирали промоутеры Формулы-Е без оглядки на прочие автоспортивные события. Отчасти такое расписание навредит гонкам в московском регионе – с другой стороны наиболее преданные болельщики успеют всюду: в субботу можно приехать на Формулу-Е, а в воскресенье отправиться на WTCC.
Вместо стационарного автодрома электрические болиды поедут прямо по улицам города: гоночный круг длиной 3,2 километра пройдет рядом с Кремлем, обогнет стройку на месте гостиницы «Россия» и завершится у Васильевского спуска. В общей сложности на трассе будет 13 поворотов. Окончательную схему трассы утвердит Автоспортивный совет Международной автомобильной федерации (FIA) 12 февраля – до этой даты российский этап носит предварительный характер и не может считаться официально одобренным.
Что такое Формула-Е
Формула-Е – это первая «формульная» гоночная серия, в которой участвуют исключительно автомобили на электрической тяге. До Формулы-Е в Европе проводилось несколько монокубков на электрокарах, но во всех этих сериях участвовали кузовные машины – в основном речь шла о Nissan Leaf. На Формуле-Е зрители видят не серийные образцы, а полноценные гоночные болиды – с настоящей спортивной резиной и с открытыми колесами.
Шасси для Формулы-Е построила компания Spark Racing Technology, обслуживанием занимается итальянская фирма Dallara, двигатель и трансмиссию разработали в McLaren, аккумуляторы создала команда Формулы-1 Williams, а система компьютерного управления принадлежит авторству Renault. «Формула-Е – это платформа, на которой испытываются технологии, способные улучшить дорожные электромобили, - утверждает организатор серии Алехандро Агаг. – Чемпионат концентрируется на молодых болельщиках, наша ключевая цель – привлечь новых фанатов. Это именно то поколение, которому предстоит жить в городах, что мы построили. Поколение людей, первой машиной которых станет электрокар. Именно поэтому мы проводим гонки по улицам в центральной части крупнейших мегаполисов, чтобы привезти шоу ближе к людям и показать: электрические автомобили могут ездить по городу на высокой скорости. Формула-Е меняет восприятие людей. Она делает электрокары крутыми».
В чемпионате участвуют 10 команд – по два пилота в каждой. Все гонщики получают одинаковые автомобили: в теории, выиграть должен самый быстрый, так как никакого технического преимущества по типу Формулы-1 здесь не предусмотрено. Единственное различие – это кнопка FanBoost, которая обеспечивает единовременную прибавку в 40 лошадиных сил на протяжении 5 секунд за гонку. Кому достанется преимущество, решают болельщики. В буквальном смысле слова.
«Заинтересовать молодое поколение очень сложно. У них намного больше способов развлечь себя, - объясняет подоплеку Алехандро Агаг. – Когда мы были молодыми, то просто включали телевизор и смотрели то, что нам показывали. Теперь у ребят есть смартфоны – и там сосредоточены все развлечения. Чтобы добраться до этой аудитории, нам приходится адаптироваться. Для этого Формула-Е представила FanBoost – концепцию, революционную для мира спорта. Система дает зрителям возможность проголосовать за полюбившегося им пилота. Гонщик, набравший наибольшее количество голосов, получает прибавку мощности – то есть благодаря участию болельщиков пилот может совершить обгон или даже выиграть гонку».
«Подобную систему невозможно представить ни в одном другом виде спорта, - добавляет Агаг. – С помощью фанатов нельзя забить гол в ворота или отбить теннисную подачу. FanBoost показывает нашу открытость новым технологиям и новому поколению зрителей. Мы делаем полностью цифровой чемпионат».
Кто участвует
Среди участников Формулы-Е – сплошь экс-пилоты Формулы-1. За победы здесь борются Ник Хайдфельд, Себастьен Буэми и Нельсон Пике-младший, а в общем зачете лидирует бывший гонщик команды Формулы-1 Virgin и действующий участник 24 часов Ле-Мана Лукас ди Грасси. Недавно в чемпионате дебютировал Жан-Эрик Вернь: в прошлом году француз был партнером Даниила Квята по команде Toro Rosso, а теперь претендует на подиумы в гонках электромобилей.
В командном зачете представлены полузаводские коллективы Audi, Renault, а также индийский производитель Mahindra & Mahindra. С ними конкурирует конюшня Ричарда Брэнсона Virgin Racing, национальная сборная Китая и даже команда Venturi, совладельцем которой числится Леонардо ди Каприо.
По ходу гонки каждому пилоту положен обязательный пит-стоп для смены болида. Дело в том, что существующие батареи неспособны выдержать полную дистанцию гонки, а процесс зарядки занимает много времени. Чтобы не жертвовать шоу, организаторы разрешили каждому спортсмену использовать по две машины за раз. По словам Алехандро Агага, существующие болиды Формулы-Е представляют собой вершину технического развития электрокаров двухлетней давности – ровно столько требуется инженерам, чтобы превратить новейшие разработки в работающий гоночный автомобиль. Предприниматель рассчитывает, что к пятому сезону чемпионат сможет отказаться от пит-стопа для смены болида – в этом случае менять гонщикам придется только покрышки. Пока же фокус с перепрыгиванием из кокпита в кокпит остается одной из изюминок Формулы-Е.
Каким будет московский этап
Российский этап займет один день. Утром спортсмены проведут тренировку, почти сразу наступит квалификация, а во второй половине дня состоится собственно гонка. Такой формат непривычен для поклонников автоспорта – обычно гонки растягиваются на полный уикенд.
Сама гонка намечена на 6 июня – за день до этапа серии WTCC, который состоится на подмосковной трассе Moscow Raceway. Такое совпадение получилось случайно: организаторы признались, что дату выбирали промоутеры Формулы-Е без оглядки на прочие автоспортивные события. Отчасти такое расписание навредит гонкам в московском регионе – с другой стороны наиболее преданные болельщики успеют всюду: в субботу можно приехать на Формулу-Е, а в воскресенье отправиться на WTCC.
Вместо стационарного автодрома электрические болиды поедут прямо по улицам города: гоночный круг длиной 3,2 километра пройдет рядом с Кремлем, обогнет стройку на месте гостиницы «Россия» и завершится у Васильевского спуска. В общей сложности на трассе будет 13 поворотов. Окончательную схему трассы утвердит Автоспортивный совет Международной автомобильной федерации (FIA) 12 февраля – до этой даты российский этап носит предварительный характер и не может считаться официально одобренным.
Проведением гонки займется компания Korsa Media, подконтрольная голландскому бизнесмену Дерку Сауэру. За проект московского этапа отвечает Светлана Коршунова. В ее активе несколько проведенных шоу Moscow City Racing, которое ежегодно проходит в центре Москвы. В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Коршунова отметила, что этап Формулы-Е не помешает Moscow City Racing 2015 года.
Билеты поступят в продажу не раньше марта. Сидячие места будут организованы на трибуне, которую установят вдоль набережной Москвы-реки – в общей сложности попасть в эту зону смогут не более 10 тысяч человек. Цены пока не объявлены, но организаторы обещают сделать билеты доступными. «Социальный аспект важнее, чем цена билета, - объясняет Коршунова. – Мы постараемся заполнить все трибуны, сделав билеты недорогими. Для нас главное – приобщить людей. Для зрителей мы также установим огромный экран, с которого будет видна вся гонка».
Еще 80 тысяч зрителей смогут занять бесплатные стоячие места на Васильевском спуске – здесь организуют фан-зону. «Сколько придет точно – будет зависеть от нашего маркетинга и интереса людей, - предупреждает Коршунова. – Стоит прийти в 8 утра к первым свободным заездам, и можно будет близко подойти к трассе. Если не стоять рядом с трассой, то ничего не будет видно».
Кто это делает
По словам Коршуновой, специально для проведения московского этапа Формулы-Е была зарегистрирована фирма «Формула-Е Раша». Управляет компанией один из ключевых акционеров «Сибуглемета» миллиардер Валентин Бухтояров, который представился журналистам как « гонщик Формулы-1 и член совета директоров ассоциации российских ипподромов». «Председатель совета директоров нашей ассоциации – Миллер из «Газпрома». Знаете такого? - обратился Бухтояров к корреспоненту Autonews.ru. – Мы развиваем это направление, чтобы в России были ипподромы. Моя личная задача – организовать как можно больше событий».
«А еще я езжу на машине Формулы-1, - добавил предприниматель. – Есть закрытая серия, там сто человек, которые гоняют на машинах. Найдите на сайте Ferrari раздел Corsе Clienti – там все написано».
Corse Clienti существует с 2003 года. В рамках этой программы команда Формулы-1 Scuderia Ferrari предоставляет в пользование клиентам настоящие болиды Формулы-1, выпущенные с 1970-х годов до наших дней. За внесенную плату арендаторы получают гоночные комбинезоны и возможность поучаствовать в незачетном гоночном уикенде под эгидой Corse Clienti. Автомобили Ferrari способны разгоняться до 330 километров в час. Цены на участие не приводятся в открытом доступе.
Источник, близкий к Бухтоярову, сообщил Autonews.ru, что его компания заключила с Формулой-Е эксклюзивное бессрочное соглашение. «Сколько будет существовать чемпионат – столько времени организатором российского этапа будем мы. Контракт пролонгируется автоматически», - указал источник. Светлана Коршунова уточнила, что существующая редакция договора останется в силе на протяжении ближайших пяти лет. «Проводить гонку один раз нет смысла – это было бы слишком затратно», - сообщила генеральный директор Korsa Media. Сама Korsa Media выполняет функции подрядчика: «Формула-Е Раша» наняла эту компанию для фактической организации события.
Бюджет проекта пока не сформирован: на вопрос от предполагаемых затратах Коршунова ответила, что сможет подсчитать расходы только после завершения этапа. Финансирование из городского или федерального бюджета не предусмотрено – проект планируется осуществлять исключительно на коммерческой основе. Титульного спонсора у московского этапа нет: на вопрос об инвесторах российские организаторы озвучили только международных партнеров Формулы-Е, которые поддерживают весь чемпионат.
За кого болеть и где смотреть
Прямо сейчас в Формуле-Е нет ни российских гонщиков, ни российских команд. В то же время, к московскому этапу пилот из России вполне может появиться – в чемпионате активно применяют ротацию спортсменов между заездами. «Возьмем простой пример: участник серии INDYCAR Марко Андретти выходит на старт гонок Формулы-Е только зимой – пока в его чемпионате перерыв. Как только стартует новый сезон INDYCAR, Марко туда вернется – и в Формуле-Е освободится место. И это не единственный пример», - объяснил Алехандро Агаг.
Обсуждать с командами возможность трудоустройства пилота из России будет лично Агаг: промоутер приступит к переговорам на этапе в Майами, который состоится 14 марта. Организаторы не называют конкретных имен, однако рассчитывают, что дебют российского спортсмена состоится до этапа в Москве. По мнению Агага, благодаря этому новобранец сможет привыкнуть к электрическим болидам, что увеличит шансы на успешное выступление на домашнем этапе.
Вопрос с телевизионной трансляцией в России также не решен. Прямо сейчас зрители могут бесплатно следить за гонками электрических автомобилей на официальном сайте чемпионата. Генеральный директор Korsa Media заявила, что к весне попробует договориться с российскими телекомпаниями о трансляциях Формулы-Е по телевизору. В случае успеха переговоров болельщики смогут увидеть четыре последних этапа текущего сезона: европейские гонки в Монако, Берлине, Москве и Лондоне. Кстати, специально для гонки в России Агаг согласился передвинуть заезд в Германии на неделю раньше – чтобы команды успели вовремя перевезти машины в Москву.
«Московская трасса – одна из наиболее впечатляющих арен для Формулы-Е во всем мире. Только здесь зрители увидят гоночные болиды, которые проносятся на фоне Кремля и Красной площади, - подытожил Алехандро Агаг. –В чемпионате прошло всего 4 гонки – но их посмотрели уже более 70 миллионов человек».
Антон Погорельский
Фото: Fiaformulae.com, Mosracing.ru