Одним из последних о разработке автономного управления объявил Nissan. В компании сообщили, что создадут автопилот совместно с NASA (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США). Система, созданная при участии инженеров из космической отрасли, - далеко не единственный проект, который может всех удивить в ближайшие годы.
Январь-февраль 2015. Власти Великобритании намерены в течение ближайших недель законодательно разрешить передвижение автомобилей с системой автономного управления по дорогам страны. Более того, правительство собирается помочь частным компаниям с организацией тестов. На эту программу будет выделено порядка 10 млн фунтов из госбюджета.
Март 2015. На мотор-шоу в Женеве швейцарская компания Rinspeed, известная во всем мире благодаря своим невероятным концепт-проектам, представит прототип модели с автопилотом - Budii. Отличительная особенность автомобиля заключается в перемещающемся руле. По задумке разработчиков, эта функция будет полезна в тех ситуация, когда водитель устал и хочет передать управление «роботу». Руль в автомобиле установлен в середине передней панели. Он может перемещаться по направляющим не только вверх-вниз и по вылету, но и по бокам. Соответственно, управлять машиной можно, сидя на левом или на правом месте. Управление системами автомобиля будет производится посредством сенсорного планшета.
Это самый глобальный проект автопилота в мире, в рамках которого Volvo проводит масштабные испытания системы. Первые тестовые экземпляры выехали на улицы Гетеборга (Швеция) еще в апреле 2014 года. Постепенно их количество будут увеличивать, а в последней фазе тестов количество машин с автопилотом достигнет 100 единиц. На пути следования есть и скоростные магистрали, и тесные улицы, и пробки.
Первый-второй квартал 2015. В декабре прошлого года Google представил первый рабочий прототип автомобиля, оборудованного системой автономного управления. Инженеры отмечают, что проделали огромную работу, так как заставить уже произведенную машину ездить без участия водителя, по их словам, легче, чем создать подобный автомобиль с нуля. При этом Google не собирается выпускать машины с автопилотом своими силами, а намерен скооперироваться в первом-втором квартале с опытным автопроизводителем.
В августе прошлого года разработчики согласилась добавить руль и педали в тестовый автомобиль. Ранее, напомним, в Google-мобиле из органов управления была лишь одна кнопка. Принцип работы системы автономного управления сводится к непрерывному сканированию окружающего пространства. Передвигается такой автомобиль исключительно по дорогам, которые есть на загруженной в систему цифровой карте. Таким образом, на перекрестках Google-мобиль ориентируется преимущественно благодаря той информации, которая содержится в базе данных. Автопилот «видит» других участников дорожного движения на расстоянии порядка 200 метров. Максимальная скорость движения машины не превышает 40 километров в час.
Четвертый квартал 2015. Первый прототип гражданской машины с системой автономного управления Nissan обещает представить к концу текущего года. Источник в пресс-службе японской компании сообщил, что для NASA запланированные тесты станут аналогичными управлению космическими кораблями из центра управления полетов. Перед инженерами поставлена задача разработать не только автопилот для автомобилей, но еще и соответствующий интерфейс, программное обеспечение и сетевые приложения.
Серийная версия такого автомобиля появится не раньше 2020 года. «Совместная работа «направленного в космос» NASA и «нацеленного на землю» Nissan связана единой задачей. Партнерство ускорит разработку компанией Nissan надежных и безопасных технологий автономного движения, которые мы последовательно представим потребителям в 2016-2020 годах», - заявил Карлос Гон, президент и старший исполнительный директор Nissan Motor Co.
Февраль – март 2016. В начале следующего года состоится дебют нового поколения BMW 7-Series. Автомобиль получит множество электронных систем, в том числе, и автономное управление. По информации инсайдеров, новинка сможет передвигаться без участия водителя только на невысоких скоростях. Например, по парковке или в пробке.
Испытания новой системы BMW проводит в Китае. Принцип работы автопилота кардинально не отличается от такового у Google и основывается преимущественно на данных спутника и загруженных карт. Тестовый прототип уже преодолел несколько десятков тысяч километров по дорогах Европы, а в Китай его привезли, чтобы испытать систему на сложных многоуровневых развязках.
Стефан Мозер, глава отделения Audi по технологиям и коммуникациям: «Наша система автономного управления лучше контролирует машину, чем большинство водителей. Автопилот не разговаривает по телефону, не отвлекается на пассажира и девушек на обочине».
Натаниэль Фейрфиэлд, руководитель технической группы Google: «Мы решили, что стиль езды автопилота Google не станет слишком агрессивным, но он должен быть как минимум более напористым. Если быть слишком консервативным за рулем, то другие автовладельцы вас просто растопчут».
Стивен Шладовер, профессор Калифорнийского университета в Беркли: «Люди думают, что со всеми проблемами на дороге за них в будущем будет справляться техника. Но это совсем не так, и я бы рекомендовал не спешить с выводами».
Илон Маск, генеральный директор Tesla: «Мне кажется, уже через 5-6 лет мир перейдет на автономное управление. Можно будет сесть в машину и уснуть. Проснетесь вы уже по приезду».
Карлос Гон, глава альянса Renault-Nissan: «На текущий момент проблема заключается лишь в законодательстве, а не в технологиях. Непонятно, кто будет отвечать за машину, в которой нет водителя».
Март 2016. Предположительно через год в продаже на европейском рынке появится новое поколение Audi A8. Опционально автомобиль будет оснащаться системой автономного управления. Электроника умеет менять полосу движения, тормозить, включать сигналы поворота и искать место для парковки. По большому счету, автопилот от Audi – это синхронизация всех электронных систем безопасности автомобиля. Новая A7 получит лазерные сканеры в бамперах и порогах, видеокамеры в решетке радиатора и несколько датчиков движения. Предполагается, что автомобиль сможет передвигаться без участия водителя на скорости до 110 километров в час.
Первый квартал 2016. Генеральный директор компании Tesla Элон Маск заявил, что в будущем абсолютно все модели американской марки получат систему автономного управления. Первым автомобилем, на котором продемонстрируют автопилот, станет Model III. В серийное производство автомобиль отправят только в 2020 году, но система автономного управления, по словам Маска, будет представлена намного раньше. На тестовых прототипах автопилот опробуют уже в первом квартале 2016 года. Подробности о схеме работы автопилота американцы пока не раскрывают.
Первая половина 2016. Через полтора года Cadillac планирует вывести на рынок автомобиль с системой автономного управления. Автопилот станет частью адаптивного круиз-контроля Super Cruise с расширенным функционалом. Автомобиль сможет самостоятельно менять полосу движения, разгоняться, тормозить и уходить от столкновения на скоростном шоссе. Кроме того, систему научат обмениваться данными с другими автомобилями, предупреждая их об опасности. Предполагается, что первым данную технологию получит новый Cadillac CTS. Ориентироваться в пространстве автомобиль будет по разметке. Соответственно, активировать Super Cruise на проселочной дороге или в условиях непогоды будет невозможно.
Уже сегодня большинство современных автомобилей обладает необходимой базой для установки системы автономного управления. По мнению специалистов из французского аналитического центра IDATE, больше всего машины с автопилотом нуждаются в коммуникационных системах. Иными словами, речь идет о любых протоколах связи - автономные транспортные средства должны уметь обмениваться информацией. Начиная от скорости передвижения и данных по запланированным маневрам, заканчивая количеством пассажиров в салоне. К 2018 году общее число машин, оборудованных мобильными средствами коммуникации и способных «общаться» между собой, достигнет 420 миллионов.
2017 год. Представитель Bosch Вольф-Хеннинг Шайдер в интервью Automotive News заявил, что компания в ближайшие годы сосредоточится на разработке и поставке оборудования, которое необходимо для полноценной работы системы автономного управления. Речь идет о датчиках движения, радарах и стереокамерах. Так, в 2017 году оборудование Bosch будет способно контролировать дорожную обстановку на шоссе при скорости до 120 километров в час.
2020 год. Через пять лет на рынке будет представлено не меньше 10 автомобилей, оснащенных системой автономного управления. Японцы отправят в серию Acura RLX с автопилотом, схожая система появится на Volvo, которая к тому времени полностью завершит глобальный проект Drive Me. Еще в 2020-м свой автопилот представит Nissan, а Audi научит передвигаться без вмешательства водителя еще несколько своих моделей.
2025 год. Вольф-Хеннинг Шайдер заявил, что через 10 лет системы автономного управления достигнут такого уровня, что начнут перевозить пассажиров из точки А в точку Б без каких-либо условностей, будь то плохие погодные условия или отсутствие дороги на электронной карте. Более того, полностью автономными через 10 лет станут еще и коммерческие перевозки. Mercedes-Benz представит в 2025 году автономный грузовик, который сможет без труда передвигаться по шоссе, развивая скорость до 85 километров в час. При этом электроника не позволит грузовикам отклоняться от правил дорожного движения и, соответственно, уменьшит количество аварий с участием грузового транспорта.
Роман Фарботко