Первый в истории Формулы-1 Гран-при России завершился в Сочи 12 октября. В гонке не произошло ничего неожиданного – пожалуй, это и стоит назвать главной новостью минувших выходных. В стране с неразвитой автоспортивной культурой и без опыта проведения Формулы-1 «Королевские гонки» смотрелись привычно и абсолютно органично – тотальный успех сочинских организаторов.
Утром в субботу трибуны пустовали. Болельщики подтянулись ближе к середине дня: несмотря на все попытки привлечь людей к просмотру молодежных гоночных серий, GP2 и GP3 так и остались нишевым продуктом, интересным только узкой группе фанатов. Свободные заезды «Больших призов» также не вызвали ажиотажа, зато к квалификации фанаты заполнили трибуны. В день гонки свободных мест осталось значительно меньше: несмотря на то, что почти все проданные билеты были рассчитаны на три дня гоночного уикенда, значительная часть посетителей ограничилась воскресной программой.
Такая картина характерна и для других Гран-при – в современной Формуле-1 не найти этапа, на котором в пятницу и субботу были бы заполнены 100% посадочных мест. В плане организации и проведения Гран-при российский этап также оказался похож на своих зарубежных собратьев. Как и везде, маршалы отработали уикенд спокойно и незаметно, а боксы ничем не отличались от гаражей в Европе или Америке. Для Формулы-1 Гран-при России стал обычным этапом – лучшего комплимента для устроителей придумать невозможно. Это в Корее гонщики жаловались на ползающих по трассе змей, а команды массово отказывались от VIP-лож из-за завышенных цен на аренду. В Индии журналисты рассказывали не о гонке, а о местных детях-сиротах, которые строили трассу, а потом не получили за это денег. В отличие от этих горе-Гран-при, этап в Сочи прошел буднично – так, словно Формула-1 приезжает в Россию давным-давно.
Разумеется, своя специфика у гонки в Сочи все равно была. Так, на других трассах вы не увидите ряженых казаков-танцоров, которые перед стартом заезда исполняют номера на стартовой решетке. Не увидите вы и первых лиц государства, которые вручают сразу два кубка на пьедестале почета. Но если говорить не о шоу, маркетинге или политике, а непосредственно о спорте, то Гран-при России оказался совершенно рядовым событием.
Конфигурация Сочи Автодрома не позволила болельщикам увидеть множества обгонов, а неабразивный асфальт привел к слабому износу резины. В результате главным генератором интересных событий стали топливные истории разных пилотов.
Как известно, с этого года в Формуле-1 действует жесткий норматив в 100 килограммов топлива за гонку: заливать большее количество горючего категорически запрещено. Команды успешно адаптировались к этому правилу, поэтому ни о каких 100 килограммах речи больше не идет: в данный момент большинство участников заливает в баки намного меньше бензина. Сколько именно – показывают компьютерные расчеты, основанные на данных расхода предыдущих лет. Но Сочи Автодрома в предыдущем календаре не было.
Ближе к середине Гран-при России выяснилось, что команды ошиблись с количеством топлива на гонку: гонщикам начали массово рекомендовать беречь горючее. «Мне пришлось серьезно экономить бензин, особенно во второй части гонки, - рассказал пилот McLaren Кевин Магнуссен. – Из-за этого гонка получилась пресной. Я словно совершал увеселительную воскресную прогулку – вместо того, чтобы атаковать, я отпускал ногу с педали газа за 200 метров до поворотов. Даже удивительно, что с такой манерой вождения никто меня не догнал – видимо, у парней позади была такая же проблема».
Необходимость беречь бензин подтвердили и Серхио Перес с Жаном-Эриком Вернем и Даниилом Квятом. В таких условиях борьба за позиции оказалась затруднена – под финиш пелотон растянулся по трассе и увидел клетчатый флаг в прогулочном режиме.
С точки зрения борьбы за чемпионский титул главный эпизод Гран-при России произошел в самом начале гонки. Нико Росберг выиграл старт, но опоздал с торможением и промахнулся мимо первого виража. Срезав поворот, немец вернулся на трассу впереди Льюиса Хэмилтона, но с испорченными шинами – спортсмен «оквадратил» покрышки, пытаясь экстренно замедлить машину.
На том же круге Росберг заехал в боксы для замены резины. Больше Нико в боксы не возвращался, но потерянного на первом круге времени оказалось достаточно, чтобы о победе в гонке можно было забыть. Весь заезд немец отыгрывал позиции и к финишу добрался до второго места. Победу одержал Льюис Хэмилтон. Для британца этот успех стал четвертым подряд: экс-чемпион мира оторвался от напарника на 17 очков. Совсем неплохо, если вспомнить, что еще в августе Хэмилтон проигрывал Росбергу 29 баллов.
Гонщик команды Toro Rosso Даниил Квят начал домашний Гран-при за здравие, а закончил совсем иначе. В субботу, 11 октября, россиянин провел лучшую квалификацию в карьере: спортсмен показал пятое время, а в гонке рассчитывал побороться за серьезные очки. Увы, в воскресенье все пошло не по плану.
Для начала Квят проиграл старт, пропустив вперед несколько соперников. Затем Даниила поочередно прошли два пилота Red Bull, Райкконен и Перес. Ближе к середине гонки у спортсмена «закончились» шины, и Квяту единственному из всего пелотона пришлось заезжать на второй пит-стоп – к тому моменту Даниил был далеко за пределами первой десятки. В довершение всего команда перемудрила с топливом, из-за чего россиянин был вынужден экономить горючее, что привело к дополнительной потере времени. К исходу Гран-при России Квят уступил лидерам целый круг и откатился на 14 место. Вместо домашнего триумфа Даниил провел худшую гонку в сезоне.
Российским и зарубежным зрителям гонка в Сочи запомнилась не только «олимпийской» трассой, но и не совсем привычной церемонией награждения: традиционное вручение кубков превратилось в политический маневр действующего президента России Владимира Путина. Глава государства лично вручил приз за первое место триумфатору гонки Льюису Хэмилтону и директору команды Mercedes AMG Пэдди Лоу, а режиссер трансляции то и дело показывал президента в компании с генеральным промоутером Формулы-1 Берни Экклстоуном.
Интересно, что правила Международной автомобильной федерации запрещают одному и тому же человеку вручать несколько кубков: в FIA уверены, что каждый трофей должен презентоваться индивидуально. В последний раз эта норма нарушалась в 1997 на Гран-при Европы в Хересе, когда мэр города лично раздал все кубки призерам – после этого FIA запретила проводить гонки в Хересе, и трасса навсегда исчезла из календаря чемпионат мира.
Вряд ли столь суровые меры будут предприняты по отношению к России, но пример достаточно показательный: Владимир Путин по максимуму использовал пиар-возможности Гран-при Формулы-1 в Сочи для укрепления своего имиджа. Остается дождаться реакции FIA – прежде федерация подчеркивала свою аполитичность, а нарушения протокола на подиуме карались достаточно жестко.
О феномене Вальттери Боттаса говорят весь сезон, но только теперь спортсмен сделал то, чего от него ждали – опередил чемпионов мира Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля в общем зачете. Финн провел безошибочный Гран-при, единственным из конкурентов Mercedes AMG навязывал им борьбу и смотрелся на голову сильнее всех остальных. На финиш Боттас приехал третьим: под конец Вальттери штамповал лучшие круги и накатывал на Росберга, но так и не успел приблизиться к сопернику на расстояние атаки.
Теперь Боттас занимает четвертую строчку в генеральной классификации: в двух очках позади остался Феттель, в четырех – Алонсо. Чисто математически Вальттери может замахнуться и на третье место, но даже если финн останется четвертым, это станет впечатляющим прорывом – прошлый сезон пилот закончил на 17-й позиции в «абсолюте». Следующий раунд Формулы-1 пройдет на Автодроме Америк в Остине, штат Техас: Гран-при США намечен на 2 ноября 2014 года.
Антон Погорельский
Фото: sochiautodrom, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst
Утром в субботу трибуны пустовали. Болельщики подтянулись ближе к середине дня: несмотря на все попытки привлечь людей к просмотру молодежных гоночных серий, GP2 и GP3 так и остались нишевым продуктом, интересным только узкой группе фанатов. Свободные заезды «Больших призов» также не вызвали ажиотажа, зато к квалификации фанаты заполнили трибуны. В день гонки свободных мест осталось значительно меньше: несмотря на то, что почти все проданные билеты были рассчитаны на три дня гоночного уикенда, значительная часть посетителей ограничилась воскресной программой.
Такая картина характерна и для других Гран-при – в современной Формуле-1 не найти этапа, на котором в пятницу и субботу были бы заполнены 100% посадочных мест. В плане организации и проведения Гран-при российский этап также оказался похож на своих зарубежных собратьев. Как и везде, маршалы отработали уикенд спокойно и незаметно, а боксы ничем не отличались от гаражей в Европе или Америке. Для Формулы-1 Гран-при России стал обычным этапом – лучшего комплимента для устроителей придумать невозможно. Это в Корее гонщики жаловались на ползающих по трассе змей, а команды массово отказывались от VIP-лож из-за завышенных цен на аренду. В Индии журналисты рассказывали не о гонке, а о местных детях-сиротах, которые строили трассу, а потом не получили за это денег. В отличие от этих горе-Гран-при, этап в Сочи прошел буднично – так, словно Формула-1 приезжает в Россию давным-давно.
Разумеется, своя специфика у гонки в Сочи все равно была. Так, на других трассах вы не увидите ряженых казаков-танцоров, которые перед стартом заезда исполняют номера на стартовой решетке. Не увидите вы и первых лиц государства, которые вручают сразу два кубка на пьедестале почета. Но если говорить не о шоу, маркетинге или политике, а непосредственно о спорте, то Гран-при России оказался совершенно рядовым событием.
Сюжет Гран-при: всем беречь топливо
Конфигурация Сочи Автодрома не позволила болельщикам увидеть множества обгонов, а неабразивный асфальт привел к слабому износу резины. В результате главным генератором интересных событий стали топливные истории разных пилотов.
Как известно, с этого года в Формуле-1 действует жесткий норматив в 100 килограммов топлива за гонку: заливать большее количество горючего категорически запрещено. Команды успешно адаптировались к этому правилу, поэтому ни о каких 100 килограммах речи больше не идет: в данный момент большинство участников заливает в баки намного меньше бензина. Сколько именно – показывают компьютерные расчеты, основанные на данных расхода предыдущих лет. Но Сочи Автодрома в предыдущем календаре не было.
Ближе к середине Гран-при России выяснилось, что команды ошиблись с количеством топлива на гонку: гонщикам начали массово рекомендовать беречь горючее. «Мне пришлось серьезно экономить бензин, особенно во второй части гонки, - рассказал пилот McLaren Кевин Магнуссен. – Из-за этого гонка получилась пресной. Я словно совершал увеселительную воскресную прогулку – вместо того, чтобы атаковать, я отпускал ногу с педали газа за 200 метров до поворотов. Даже удивительно, что с такой манерой вождения никто меня не догнал – видимо, у парней позади была такая же проблема».
Необходимость беречь бензин подтвердили и Серхио Перес с Жаном-Эриком Вернем и Даниилом Квятом. В таких условиях борьба за позиции оказалась затруднена – под финиш пелотон растянулся по трассе и увидел клетчатый флаг в прогулочном режиме.
Ключевой момент: Росберг уничтожает шины
С точки зрения борьбы за чемпионский титул главный эпизод Гран-при России произошел в самом начале гонки. Нико Росберг выиграл старт, но опоздал с торможением и промахнулся мимо первого виража. Срезав поворот, немец вернулся на трассу впереди Льюиса Хэмилтона, но с испорченными шинами – спортсмен «оквадратил» покрышки, пытаясь экстренно замедлить машину.
На том же круге Росберг заехал в боксы для замены резины. Больше Нико в боксы не возвращался, но потерянного на первом круге времени оказалось достаточно, чтобы о победе в гонке можно было забыть. Весь заезд немец отыгрывал позиции и к финишу добрался до второго места. Победу одержал Льюис Хэмилтон. Для британца этот успех стал четвертым подряд: экс-чемпион мира оторвался от напарника на 17 очков. Совсем неплохо, если вспомнить, что еще в августе Хэмилтон проигрывал Росбергу 29 баллов.
Злоключения Квята: хуже и хуже с каждым кругом
Гонщик команды Toro Rosso Даниил Квят начал домашний Гран-при за здравие, а закончил совсем иначе. В субботу, 11 октября, россиянин провел лучшую квалификацию в карьере: спортсмен показал пятое время, а в гонке рассчитывал побороться за серьезные очки. Увы, в воскресенье все пошло не по плану.
Для начала Квят проиграл старт, пропустив вперед несколько соперников. Затем Даниила поочередно прошли два пилота Red Bull, Райкконен и Перес. Ближе к середине гонки у спортсмена «закончились» шины, и Квяту единственному из всего пелотона пришлось заезжать на второй пит-стоп – к тому моменту Даниил был далеко за пределами первой десятки. В довершение всего команда перемудрила с топливом, из-за чего россиянин был вынужден экономить горючее, что привело к дополнительной потере времени. К исходу Гран-при России Квят уступил лидерам целый круг и откатился на 14 место. Вместо домашнего триумфа Даниил провел худшую гонку в сезоне.
Местный колорит: нестандартная церемония награждения
Российским и зарубежным зрителям гонка в Сочи запомнилась не только «олимпийской» трассой, но и не совсем привычной церемонией награждения: традиционное вручение кубков превратилось в политический маневр действующего президента России Владимира Путина. Глава государства лично вручил приз за первое место триумфатору гонки Льюису Хэмилтону и директору команды Mercedes AMG Пэдди Лоу, а режиссер трансляции то и дело показывал президента в компании с генеральным промоутером Формулы-1 Берни Экклстоуном.
Интересно, что правила Международной автомобильной федерации запрещают одному и тому же человеку вручать несколько кубков: в FIA уверены, что каждый трофей должен презентоваться индивидуально. В последний раз эта норма нарушалась в 1997 на Гран-при Европы в Хересе, когда мэр города лично раздал все кубки призерам – после этого FIA запретила проводить гонки в Хересе, и трасса навсегда исчезла из календаря чемпионат мира.
Вряд ли столь суровые меры будут предприняты по отношению к России, но пример достаточно показательный: Владимир Путин по максимуму использовал пиар-возможности Гран-при Формулы-1 в Сочи для укрепления своего имиджа. Остается дождаться реакции FIA – прежде федерация подчеркивала свою аполитичность, а нарушения протокола на подиуме карались достаточно жестко.
Общий зачет: Боттас побеждает чемпионов
О феномене Вальттери Боттаса говорят весь сезон, но только теперь спортсмен сделал то, чего от него ждали – опередил чемпионов мира Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля в общем зачете. Финн провел безошибочный Гран-при, единственным из конкурентов Mercedes AMG навязывал им борьбу и смотрелся на голову сильнее всех остальных. На финиш Боттас приехал третьим: под конец Вальттери штамповал лучшие круги и накатывал на Росберга, но так и не успел приблизиться к сопернику на расстояние атаки.
Теперь Боттас занимает четвертую строчку в генеральной классификации: в двух очках позади остался Феттель, в четырех – Алонсо. Чисто математически Вальттери может замахнуться и на третье место, но даже если финн останется четвертым, это станет впечатляющим прорывом – прошлый сезон пилот закончил на 17-й позиции в «абсолюте». Следующий раунд Формулы-1 пройдет на Автодроме Америк в Остине, штат Техас: Гран-при США намечен на 2 ноября 2014 года.
Антон Погорельский
Фото: sochiautodrom, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst