Простая и дешевая, но чертовски быстрая и проходимая – этими качествами должна обладать идеальная машина для ралли-рейдов. В декабре-2014 года на старт рейда «Африка» выйдет именно такой автомобиль – внедорожник OSCar. Не ищите этот бренд в списке крупных автопроизводителей: на счету компании всего пара десятков машин. И за каждой – большая история.
Аббревиатура OSC расшифровывается как «Огре СпецЦентр» - когда инженер Андрис Дамбис основал компанию, это был обычный автосервис в небольшом городе Огре в центре Латвии. В автогонки компания пришла в начале двухтысячных. Сначала Дамбис попробовал себя в автокроссе, а затем переключился на ралли-рейды: в 2003 году на свет появился OSCar первого поколения. С тех пор компания построила 15 «Оскаров», обросла клиентами по всему миру, собрала первый внедорожник для «Дакара» с электроприводом и даже приготовила вещи на выход: «Африка»-2015 станет для латвийской марки последним большим ралли-рейдом. Впереди у компании другие гонки.
«Поначалу мы делали прицепы, - рассказывает главный механик латвийской команды Кристапс Ульмис. – Андрис ехал с моим отцом в ралли по Советскому Союзу. Потом перешел в автокросс, самостоятельно сделал машину, стал вице-чемпионом Европы. А дальше начались ралли-рейды. Первое поколение «Оскаров» построили в 2003 году, поездили на нем два года, поняли, что допустили много ошибок. Сделали второй – он был лучше, но ошибки остались. И в 2006 году появилось последнее – третье поколение».
Именно этот автомобиль выйдет на старт «Африки»-2015 – ралли-рейда по пустыне Сахара, который повторяет исторический маршрут знаменитого «Париж-Дакара». Как известно, в 2009 г. самый знаменитый марафон на планете переехал в Южную Америку и избавился от приставки Париж – теперь просто «Дакар» проводится в Чили, Аргентине и Перу, а к столице Сенегала не имеет никакого отношения. Ралли-рейд с финишем в настоящем Дакаре остался – вот только называется он теперь «Африка», и в его составе намного меньше участников, чем раньше. Впрочем, команду OSCar это не остановило: на предстоящем ралли-рейде за рулем латвийского внедорожника выступит российский пилот Антон Григоров. Ассистировать ему будет штурман Марис Сауканс, несколько раз проезжавший «Дакар» в качесвте гонщика. На том же самом «Оскаре».
«За прошедшее время машина сильно поменялась, - продолжает Ульмис. – К примеру, на первом поколении «Оскаров» стояла силовая установка BMW. Мотор оказался слишком капризным, очень быстро нагревался – и тогда мы сменили его на 6,2-литровый V8 LS3 от Chevrolet Corvette. По сути, он идентичен мотору ГАЗ-51, только лучше обработан: в пустыне его можно разобрать двумя ключами. У этого двигателя большой ресурс, он неприхотлив, эластичен и очень мощен. Пилот может ехать на шестой передаче как со скоростью 50, так и 190 километров в час. Для того, чтобы преодолевать барханы, двигателю BMW нужно было набрать 5-6 тысяч оборотов – а мотор от Corvette спокойно едет на 1500-2000 оборотах в минуту, и машина не зарывается в песок».
В целом, список покупных агрегатов у OSCar очень короток. «Коробка передач и редукторы Sadev, тормоза AP Racing, амортизаторы Donnere, - перечисляет Ульмис. – Остальное наше. Даже рычаги сами куем. Рулевую рейку сначала тоже производили самостоятельно, но после нескольких лет проблем с этим узлом заменили ее на переделаную рейку от Toyota Land Cruiser. Теперь ничего не ломается».
Впрочем, ключевая особенность OSCar – это не столько уникальность шасси, сколько простота его эксплуатации. «В нашем автомобиле многие вещи унифицированы, - главный механик показывает одинаковые полуоси и полки подвески. – Чем проще машина – тем легче пилоту. Да и бюджет снижается: с таким подходом нам требуется минимум запчастей, ведь большая часть взаимозаменяема».
Среди топ-игроков ралли-рейдового бизнеса такое не принято. Прямо сейчас лидирующая в мировом первенстве команда X-Raid строит свои MINI ALL4 Racing совсем по другим принципам – после каждого спецучастка механики полностью перебирают тормоза и подвеску, а крепления большинства узлов настолько сложны, что гонщикам приходится возить с собой настоящую книгу автомеханика. Прежде чем приступить к ремонту «в полях», членам экипажа нужно в буквальном смысле достать фолиант и найти правильную страницу, где будет расписано местоположение того гаечного ключа, что подходит для приключившейся поломки. Одни только поиски инструмента могут занять более получаса – все это время соперники едут по маршруту и отыгрывают драгоценное время.
«В нашей машине весь необходимый инструмент находится под сиденьем штурмана – при поломке он может вылезти из машины и за одну минуту подобрать правильный ключ, - улыбается Ульмис. – Кстати, нынешний пилот «Оскара» Антон Григоров не просто так любит ездить в одном экипаже с Марисом Саукансом – ведь на счету Мариса большой накат с этой машиной, благодаря которому Сауканс заранее знает, что нужно делать. В позапрошлом году Григоров участвовал в ралли-рейде «Шелковый путь» в экипаже с Сергеем Мишиным. Когда у них сломалась полуось, они просто не поняли, как ее сменить – в итоге процесс занял два с половиной часа. Нам это сделать 8 минут. Затем Антон поехал с Марисом – и когда полуось сломалась у них, они потратили на замену всего 40 минут».
Помогли «Оскару» и «фольксвагеновские» наработки: когда VW активно участвовал в ралли-рейдах, инженер немецкой компамнии приезжал в латвийцам в гости. Получилось что-то вроде обмена опытом – Volkswagen подглядел что-то у OSCar, а Дамбис и его помощники узнали пару секретов чемпионского Touareg. По схожей схеме могло развиваться партнерство с ё-мобилем. Два года назад компания Михаила Прохорова думала построить внедорожник для «Дакара» - инженеры OSCar выступали в качестве консультантов. Особый интерес для россиян представляли электрические наработки OSCar, реализованные в автомобиле e0.
«Эта машина не отличалась от других «Оскаров» третьего поколения ничем, кроме электромотора, - говорит Ульмис. – Мы закупали только самые мелкие части – блок управления собрали и настроили самостоятельно. Теперь компания рассчитывает продавать свои наработки – в области электромобилестроения их у нас предостаточно».
Увы, гоночная история OSCar e0 уже закончилась: после финиша в «Шелковом пути» на 14-м месте компания свернула проект. «Мы поняли, что потребуется еще много времени, прежде чем электромобиль сможет выиграть «Дакар», - честно признается Ульмис. – При этом OSCar стал единственным участником, который завершил гонку на электроприводе. Для компании это была реклама, директор ехал за рулем сам. В дальнейших выступлениях не было необходимости».
Теперь OSCar e0, когда-то считавшийся прототипом гоночного ё-мобиля, стоит на базе в качестве выставочного экземляра: с машины сняли силовую установку, чтобы использовать технологии в других проектах. «Теперь мы развиваем дисциплину «подъем на холм», - рассказывает представитель OSC. – В последние два года наш автомобиль участвовал в знаменитом заезде Пайкс-Пик – в отличие от кольцевых гонок, здесь машине не требуется подзарядка по ходу соревнований, а потому перед электромобилями открываются большие перспективы».
Несмотря на все успехи, бензиновые внедорожники для OSCar – пройденный этап: «Андрис Дамбис – настоящий инженер. Он не может сидеть на месте. После шести «Дакаров» ему уже неинтересно – в плане технологий ничего нового не сделаешь».
При этом в команде признают, что с профессиональными гонщиками OSCar мог бы добраться и до победы – но из года в год за команду выступали ее собственные сотрудники либо полупрофессиональные пилоты-частники. Перевернуть ситуацию мог Жан-Луи Шлессер – культовый персонаж в мире ралли-рейдов. Пятикратный обладатель кубка мира по прозвищу «Лис пустыни» дважды выигрывал «Дакар» на багги собственной конструкции. В какой-то мере фирму француза можно назвать конкурентом OSC – правда, в отличие от латвийцев Шлессер не продает собственные машины, предпочитая ездить на них самостотельно.
«Жан-Луи выходил на старт за рулем OSCar три раза: дважды в Марокко и один раз в Венгрии, - вспоминает Кристапс Ульмис. – После проезда одного из спецучастков он сказал нам: «В прошлом году я финишировал здесь на своем багги и поставил личный рекорд. Но сейчас я его побил». Шлессер понимает, что багги имеет преимущество в пустыне, тогда как на обычном бездорожье OSCar поедет быстрее. Увы, все три раза он не добрался до финиша: сначала он пробил колесо, а потом машина сгорела на заправке. Не сложилось. Но он доказал: на нашей машине быстрый гонщик способен побеждать».
Соврешенно новый OSCar обойдется покупателю в 180 - 280 тысяч евро – цена варьируется в зависимости от оснащения. Компания все еще может сделать машину по спецзаказу: гоночные внедорожники продолжают покупать любители ралли-рейдов по всему миру. Прямо сейчас «Оскары» ездят в Литве, России, Белоруссии, Марокко, Саудовской Аравии и даже в Монголии. «Цена зависит от комплектации. К примеру, можно поставить редукторы от уличного Mitsubishi Pajero – они подешевле, но целый Дакар с ними не проедешь. А можно сразу поставить Sadev», - объясняет Ульмис.
Оставшийся в строю экземпляр для ралли-рейда «Африка» выдает 325 лошадиных сил: двигатель от Corvette способен на большее, но мощность принудительно ограничена рестриктором из-за особенностей технического регламента. Эта машина уже прошла несколько «Дакаров» и «Африк», поэтому весьма вероятно, что гонка-2015 станет лебединой песней «Оскара» в ралли-рейдах. Впрочем, даже с такими вводными команда способна на победу. Многолетний победитель «Африки» Жан-Луи Шлессер завершил спортивную карьеру и перешел в стан организаторов, а наиболее сильные сильные участники предпочли «Дакар»: по традиции, две главные пустнынные многодневки проходят в одно и то же время. По сути, экипаж Григоров-Сауканс числится одним из фаворитов «Африки» благодаря небольшому списку конкурентов: главными соперниками внедорожника OSCar считаются гоночные Toyota Hilux и BMW X5, а также многочисленные багги, построенные специально для мягких песков Сахары.
«Если бы на ралли-рейдах запретили механиков, наша машина бы точно выиграла, - говорит Кристапс Ульмис. – Конечно, OSCar не лучше MINI – в противном случае весь пелотон «Дакара» просто пересел бы на наши машины. Но за свои деньги это очень хороший и надежный автомобиль. Я слышал, что за участие в «Дакаре» на MINI гонщики-клиенты выкладывают по миллиону евро. За такие деньги вы можете купить всю нашу команду вместе со всем оборудованием и грузовиками сопровождения – и после гонки все это останется у вас».
Антон Погорельский
Фото: Полина Авдеева
Аббревиатура OSC расшифровывается как «Огре СпецЦентр» - когда инженер Андрис Дамбис основал компанию, это был обычный автосервис в небольшом городе Огре в центре Латвии. В автогонки компания пришла в начале двухтысячных. Сначала Дамбис попробовал себя в автокроссе, а затем переключился на ралли-рейды: в 2003 году на свет появился OSCar первого поколения. С тех пор компания построила 15 «Оскаров», обросла клиентами по всему миру, собрала первый внедорожник для «Дакара» с электроприводом и даже приготовила вещи на выход: «Африка»-2015 станет для латвийской марки последним большим ралли-рейдом. Впереди у компании другие гонки.
«Поначалу мы делали прицепы, - рассказывает главный механик латвийской команды Кристапс Ульмис. – Андрис ехал с моим отцом в ралли по Советскому Союзу. Потом перешел в автокросс, самостоятельно сделал машину, стал вице-чемпионом Европы. А дальше начались ралли-рейды. Первое поколение «Оскаров» построили в 2003 году, поездили на нем два года, поняли, что допустили много ошибок. Сделали второй – он был лучше, но ошибки остались. И в 2006 году появилось последнее – третье поколение».
Именно этот автомобиль выйдет на старт «Африки»-2015 – ралли-рейда по пустыне Сахара, который повторяет исторический маршрут знаменитого «Париж-Дакара». Как известно, в 2009 г. самый знаменитый марафон на планете переехал в Южную Америку и избавился от приставки Париж – теперь просто «Дакар» проводится в Чили, Аргентине и Перу, а к столице Сенегала не имеет никакого отношения. Ралли-рейд с финишем в настоящем Дакаре остался – вот только называется он теперь «Африка», и в его составе намного меньше участников, чем раньше. Впрочем, команду OSCar это не остановило: на предстоящем ралли-рейде за рулем латвийского внедорожника выступит российский пилот Антон Григоров. Ассистировать ему будет штурман Марис Сауканс, несколько раз проезжавший «Дакар» в качесвте гонщика. На том же самом «Оскаре».
«За прошедшее время машина сильно поменялась, - продолжает Ульмис. – К примеру, на первом поколении «Оскаров» стояла силовая установка BMW. Мотор оказался слишком капризным, очень быстро нагревался – и тогда мы сменили его на 6,2-литровый V8 LS3 от Chevrolet Corvette. По сути, он идентичен мотору ГАЗ-51, только лучше обработан: в пустыне его можно разобрать двумя ключами. У этого двигателя большой ресурс, он неприхотлив, эластичен и очень мощен. Пилот может ехать на шестой передаче как со скоростью 50, так и 190 километров в час. Для того, чтобы преодолевать барханы, двигателю BMW нужно было набрать 5-6 тысяч оборотов – а мотор от Corvette спокойно едет на 1500-2000 оборотах в минуту, и машина не зарывается в песок».
В целом, список покупных агрегатов у OSCar очень короток. «Коробка передач и редукторы Sadev, тормоза AP Racing, амортизаторы Donnere, - перечисляет Ульмис. – Остальное наше. Даже рычаги сами куем. Рулевую рейку сначала тоже производили самостоятельно, но после нескольких лет проблем с этим узлом заменили ее на переделаную рейку от Toyota Land Cruiser. Теперь ничего не ломается».
Впрочем, ключевая особенность OSCar – это не столько уникальность шасси, сколько простота его эксплуатации. «В нашем автомобиле многие вещи унифицированы, - главный механик показывает одинаковые полуоси и полки подвески. – Чем проще машина – тем легче пилоту. Да и бюджет снижается: с таким подходом нам требуется минимум запчастей, ведь большая часть взаимозаменяема».
Среди топ-игроков ралли-рейдового бизнеса такое не принято. Прямо сейчас лидирующая в мировом первенстве команда X-Raid строит свои MINI ALL4 Racing совсем по другим принципам – после каждого спецучастка механики полностью перебирают тормоза и подвеску, а крепления большинства узлов настолько сложны, что гонщикам приходится возить с собой настоящую книгу автомеханика. Прежде чем приступить к ремонту «в полях», членам экипажа нужно в буквальном смысле достать фолиант и найти правильную страницу, где будет расписано местоположение того гаечного ключа, что подходит для приключившейся поломки. Одни только поиски инструмента могут занять более получаса – все это время соперники едут по маршруту и отыгрывают драгоценное время.
«В нашей машине весь необходимый инструмент находится под сиденьем штурмана – при поломке он может вылезти из машины и за одну минуту подобрать правильный ключ, - улыбается Ульмис. – Кстати, нынешний пилот «Оскара» Антон Григоров не просто так любит ездить в одном экипаже с Марисом Саукансом – ведь на счету Мариса большой накат с этой машиной, благодаря которому Сауканс заранее знает, что нужно делать. В позапрошлом году Григоров участвовал в ралли-рейде «Шелковый путь» в экипаже с Сергеем Мишиным. Когда у них сломалась полуось, они просто не поняли, как ее сменить – в итоге процесс занял два с половиной часа. Нам это сделать 8 минут. Затем Антон поехал с Марисом – и когда полуось сломалась у них, они потратили на замену всего 40 минут».
Помогли «Оскару» и «фольксвагеновские» наработки: когда VW активно участвовал в ралли-рейдах, инженер немецкой компамнии приезжал в латвийцам в гости. Получилось что-то вроде обмена опытом – Volkswagen подглядел что-то у OSCar, а Дамбис и его помощники узнали пару секретов чемпионского Touareg. По схожей схеме могло развиваться партнерство с ё-мобилем. Два года назад компания Михаила Прохорова думала построить внедорожник для «Дакара» - инженеры OSCar выступали в качестве консультантов. Особый интерес для россиян представляли электрические наработки OSCar, реализованные в автомобиле e0.
«Эта машина не отличалась от других «Оскаров» третьего поколения ничем, кроме электромотора, - говорит Ульмис. – Мы закупали только самые мелкие части – блок управления собрали и настроили самостоятельно. Теперь компания рассчитывает продавать свои наработки – в области электромобилестроения их у нас предостаточно».
Увы, гоночная история OSCar e0 уже закончилась: после финиша в «Шелковом пути» на 14-м месте компания свернула проект. «Мы поняли, что потребуется еще много времени, прежде чем электромобиль сможет выиграть «Дакар», - честно признается Ульмис. – При этом OSCar стал единственным участником, который завершил гонку на электроприводе. Для компании это была реклама, директор ехал за рулем сам. В дальнейших выступлениях не было необходимости».
Теперь OSCar e0, когда-то считавшийся прототипом гоночного ё-мобиля, стоит на базе в качестве выставочного экземляра: с машины сняли силовую установку, чтобы использовать технологии в других проектах. «Теперь мы развиваем дисциплину «подъем на холм», - рассказывает представитель OSC. – В последние два года наш автомобиль участвовал в знаменитом заезде Пайкс-Пик – в отличие от кольцевых гонок, здесь машине не требуется подзарядка по ходу соревнований, а потому перед электромобилями открываются большие перспективы».
Несмотря на все успехи, бензиновые внедорожники для OSCar – пройденный этап: «Андрис Дамбис – настоящий инженер. Он не может сидеть на месте. После шести «Дакаров» ему уже неинтересно – в плане технологий ничего нового не сделаешь».
При этом в команде признают, что с профессиональными гонщиками OSCar мог бы добраться и до победы – но из года в год за команду выступали ее собственные сотрудники либо полупрофессиональные пилоты-частники. Перевернуть ситуацию мог Жан-Луи Шлессер – культовый персонаж в мире ралли-рейдов. Пятикратный обладатель кубка мира по прозвищу «Лис пустыни» дважды выигрывал «Дакар» на багги собственной конструкции. В какой-то мере фирму француза можно назвать конкурентом OSC – правда, в отличие от латвийцев Шлессер не продает собственные машины, предпочитая ездить на них самостотельно.
«Жан-Луи выходил на старт за рулем OSCar три раза: дважды в Марокко и один раз в Венгрии, - вспоминает Кристапс Ульмис. – После проезда одного из спецучастков он сказал нам: «В прошлом году я финишировал здесь на своем багги и поставил личный рекорд. Но сейчас я его побил». Шлессер понимает, что багги имеет преимущество в пустыне, тогда как на обычном бездорожье OSCar поедет быстрее. Увы, все три раза он не добрался до финиша: сначала он пробил колесо, а потом машина сгорела на заправке. Не сложилось. Но он доказал: на нашей машине быстрый гонщик способен побеждать».
Соврешенно новый OSCar обойдется покупателю в 180 - 280 тысяч евро – цена варьируется в зависимости от оснащения. Компания все еще может сделать машину по спецзаказу: гоночные внедорожники продолжают покупать любители ралли-рейдов по всему миру. Прямо сейчас «Оскары» ездят в Литве, России, Белоруссии, Марокко, Саудовской Аравии и даже в Монголии. «Цена зависит от комплектации. К примеру, можно поставить редукторы от уличного Mitsubishi Pajero – они подешевле, но целый Дакар с ними не проедешь. А можно сразу поставить Sadev», - объясняет Ульмис.
Оставшийся в строю экземпляр для ралли-рейда «Африка» выдает 325 лошадиных сил: двигатель от Corvette способен на большее, но мощность принудительно ограничена рестриктором из-за особенностей технического регламента. Эта машина уже прошла несколько «Дакаров» и «Африк», поэтому весьма вероятно, что гонка-2015 станет лебединой песней «Оскара» в ралли-рейдах. Впрочем, даже с такими вводными команда способна на победу. Многолетний победитель «Африки» Жан-Луи Шлессер завершил спортивную карьеру и перешел в стан организаторов, а наиболее сильные сильные участники предпочли «Дакар»: по традиции, две главные пустнынные многодневки проходят в одно и то же время. По сути, экипаж Григоров-Сауканс числится одним из фаворитов «Африки» благодаря небольшому списку конкурентов: главными соперниками внедорожника OSCar считаются гоночные Toyota Hilux и BMW X5, а также многочисленные багги, построенные специально для мягких песков Сахары.
«Если бы на ралли-рейдах запретили механиков, наша машина бы точно выиграла, - говорит Кристапс Ульмис. – Конечно, OSCar не лучше MINI – в противном случае весь пелотон «Дакара» просто пересел бы на наши машины. Но за свои деньги это очень хороший и надежный автомобиль. Я слышал, что за участие в «Дакаре» на MINI гонщики-клиенты выкладывают по миллиону евро. За такие деньги вы можете купить всю нашу команду вместе со всем оборудованием и грузовиками сопровождения – и после гонки все это останется у вас».
Антон Погорельский
Фото: Полина Авдеева